Основы учебно – исследовательской и проектной деятельности в рамках физического образования
Бегашева Ирина Станиславовна
Старший преподаватель КЕМД
ГБУ ДПО ЧИППКРО
Определение разницы между проектом и исследованием
ПРОЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЕ
Проектирование и исследование
- Проектирование – это процесс разработки и создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния.
- Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Проектирование и исследование
Проектирование
Исследование
1. Разработка и создание планируемого объекта или его определенного состояния
1. Не предполагает создание заранее планируемого объекта
2. Решение практической проблемы
2. Создание нового интеллектуального продукта
3. Подготовка конкретного варианта изменения элементов среды
3. Процесс поиска неизвестного, получение нового знания
Исследовательская деятельность
Этапы исследовательской деятельности
Распределите этапы исследовательской деятельности по порядку
- Выдвижение гипотезы
- Выбор методов
- Определение предмета исследования
- Оформление результатов работы (письменная работа)
- Устная защита (презентация + доклад)
- Накопление информации
- Постановка проблемы
- Выбор темы исследования
- Формулирование объекта исследования
- Определение цели исследования
- Постановка задач исследования
- Представление выводов , заключения по исследованию
- Обоснование актуальности исследования
Этапы исследовательской деятельности
- Выбор темы исследования
- Накопление информации
- Обоснование актуальности исследования
- Постановка проблемы
- Формулирование объекта исследования
- Определение предмета исследования
- Определение цели исследования
- Постановка задач исследования
- Выдвижение гипотезы
- Выбор методов исследования
- Представление выводов , заключения по исследованию
- Оформление результатов работы (письменная работа)
- Устная защита (презентация + доклад)
Основные понятия
- Сформулируйте понятия, необходимые для написания Введения
Понятие
Актуальность
Значимость, новизна и важность исследования.
Тема
Это то, о чем будет исследование.
Объект исследования
Это процесс или явление, которое привело к проблеме. Результат этого процесса можно изменить (улучшить, увеличить либо уменьшить).
Предмет исследования
Это способ видения объекта исследования. Предмет уже, чем объект и связан с объектом .
Цель исследования
Формулирование ответа на вопрос: «Что нужно сделать для решения поставленной проблемы». Формулируется в виде отглагольного существительного (выявление, изучение, исследование).Может быть только одна
Задачи исследования
Этапы, которые определяют продвижение исследовательской работы по достижению цели. Формулируются при помощи глаголов: проанализировать, выявить, разработать, провести, наблюдать, создать и т.п (ОТ 2-ДО 5)
Гипотеза
Мысленное представление основной идеи, к которой может привести исследование, предположение о результатах исследования. Рассуждение- от следствия к причине: «если,……то». Может быть 1 или 2
Методы исследования
Способ достижения цели. Существует много типов. Бывают общенаучными, теоретическими, эмпирическими.
Выводы исследования
Результаты исследования. Содержат ответы на поставленные задачи во введении, подтверждают либо опровергают гипотезу.
Проблема исследования
Теоретический, либо практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Содержит противоречие в формулировке.(полезно - не полезно, можно -нельзя, влияет -не влияет)
С труктура содержания исследовательской работы
1.Титульный лист,
2.Оглавление,
3.Введение,
4.Основная часть,
5.Заключение,
6.Список литературы,
7.Приложение.
Проектная деятельность
Проект
Проект – это пять «П»:
1. Проблема
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт (создание проектного продукта)
5. Презентация проектного продукта
Классификация проектов
Исследовательский проект
- Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
Практико – ориентированный проект
- Практико-ориентированный проект - это проект, который нацелен на социальный интерес самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни группы, класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Информационный проект
- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в Интернете.
Творческий проект
- Творческий проект предполагает максимально свободный нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть игры, выставки, видеофильмы и т.д.
Социальный проект
- Социальный проект это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем
Классификация проектов
По количеству участников:
- индивидуальный
- групповой
- коллективный (группа, класс, ОУ)
- муниципальный
- городской
Этапы разработки учебного проекта
Распределите этапы проектной деятельности по порядку
- анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел;
- мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта;
- сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы;
- представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта;
- исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретации результатов, возможно графическое представление результатов, оформление документации;
- общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции;
Этапы разработки учебного проекта
1. Подготовительный (мотивация, целеполагание, осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта).
2. Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции).
3. Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретации результатов, возможно графическое представление результатов, оформление документации).
4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).
5. Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел).
6. Заключительный (представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта).
Формы продуктов проектной деятельности
- web -сайт
- анализ данных социологического опроса
- бизнес-план
- видеофильм
- видеоклип
- выставка, коллекция
- газета, журнал
- законопроект
- словарь, каталог
- сценарий
- учебное пособие
- карта, атлас
- макет, модель
- мультимедийный продукт
- пакет рекомендаций
- праздник
- публикация
- путеводитель
- серия иллюстраций
- сборник
- справочник
- статья
Состав проектной папки
- титульный лист;
- паспорт проекта;
- планы выполнения проекта и отдельных его этапов
- промежуточные отчеты;
- вся собранная информация по теме проекта (ксерокопии, распечатки из Интернета);
- результаты исследований и анализа;
- записи всех идей, гипотез и решений;
- эскизы, чертежи, наброски продукта;
- материалы к презентации продукта (сценарий);
Паспорт проекта
- Название проекта.
- Руководитель проекта.
- Консультанты проекта.
- Состав проектной группы (ФИО учащихся, группа).
- Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практический, социальный).
- Цель проекта.
- Задачи проекта.
- Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса, которые решались).
- Необходимое оборудование.
- Продукт.
- Этапы работы над проектом