КЛАССНЫЙ ЧАС
«Учусь всё делать сам»
направление
духовно-нравственное воспитание
Цель: Создание условий для осознания школьниками ценности труда, его созидательной роли в жизни человека.
Задачи:
Осмысление детьми сущности понятия «трудолюбие».
Развитие способности формировать суждения, аргументировать точку зрения, формировать адекватную самооценку.
Формирование собственной позиции в отношении важности труда в жизни людей.
Форма проведения: беседа с элементами диалога.
Этап проведения.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о трудолюбии. А прежде я хочу задать вам несколько вопросов:
Как вы понимаете выражение: «Лень – мать всех пороков?»
Почему человек иногда ленится?
Перечислите пороки которым приводит лень.
(Самый убедительный ответ будет выбираться. Красная карточка – ответ понравился, синяя – нет, зелёная – остался равнодушен.)
Учитель: А сейчас наш одноклассник прочтёт стих. По теме нашего диалога.
Горько живёт лежебока Кровать лежебоке высока.
Полы от кровати далёко,
Слезать лежебоке – морока.
Вот и лежит лежебока
Спит лежебока без срока.
Уже отлежал он бока.
Спит и вздыхает глубоко:
Кабы ещё бы два бока!
Вопросы для обсуждения:
Какого человека называют лежебокой?
Подберите к слову «ленивый» слово с противоположным значением.
Как вы считаете, кому лучше живётся на свете – ленивому или трудолюбивому?
Дети включаются в дискуссию и высказывают суждения.
Учитель: Ребята, сейчас я прочитаю стих. , а вы подумаете и ответите на мой вопрос: правильно ли воспитывают героя этого стих. Гошу? Вырастет ли из него трудолюбивый человек? Обоснуйте свой ответ, объясните, почему вы считаете именно так.
На Гошкиной ладошке
Проклюнулась мозоль -
Чуть больше хлебной крошки,
Чуть меньше, чем фасоль.
Разволновалась мама:
« К директору пойду.
Пусть завтра же отменят
Уроки по труду».
Ходил, насупясь, папа,
Рассерженно гудел:
«Учитель – просто шляпа,
Увечье проглядел!»
На труд пеняла тётя,
И бабушка, и дед:
«Школьная работа
Идёт дитю во вред!»
А между тем у Гошки
Мозоль была от ложки.
( Г. Граубин.)
Учитель: Итак ,дорогие ребята вы поняли, что трудиться надо с детства. Конечно сейчас ваш главный труд – учёба, и он нелёгок. И всё же вы просто обязаны выполнять дома посильную работу, помогать уставшей маме и хлопочущей весь день бабушке.
А как вы считаете, какие качества характера человека помогают ему быть трудолюбивым?
Думаю, нам всем будет интересно и поучительно послушать, какие домашние обязанности вы выполняете? Что у вас получается хорошо, а что – не очень? Существует ли бесполезный труд?
( Дети включаются в диалог.)
Учитель: Воля, чувство долга, ответственность – без этих важных, мужественных черт характера невозможен никакой труд. С другой стороны, все эти качества как раз и развивают в процессе труда. Известный российский писатель В. Закруткин писал: « Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. Всё, что тысячелетиями создавалось на земле – от каменного топора до микроскопа, от первого лемеха до Эйфелевой башни – создано трудом. Только труд приносит человеку счастье». Труду следует учиться всю жизнь, овладевая новыми умениями и полезными навыками, иначе может получиться так, как у несчастной неумелой мартышки из басни И. А. Крылова:
Мартышка вздумала трудиться:
Нашла чурбан, и ну над ним возиться!
Хлопот мартышке полон рот:
Чурбан она то понесёт, То так, то сяк его обхватит,
То поволочет, то покатит.
Рекой с бедняжки льётся пот;
И, наконец, она, пыхтя, насилу душит,
А всё ни от кого похвал не слышит.
И не диковинка, мой свет!
Трудишься много ты, да пользы в этом нет.
Учитель: Вы, наверное, слышали крылатое выражение «Кто не работает, тот не ест». Что оно означает? ( Дети формулируют суждения).
Знаменитые слова « Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь», принадлежат апостолу Павлу. Эта крылатая фраза облетела весь мир и стала настолько общеизвестной, что люди и не подозревают, что она впервые была произнесена учеником Иисуса Христа.
Послушайте отрывок из рассказа А. Ишимовой и ответьте на вопросы.
Пётр Первый.
Труда Пётр Первый не боялся и сам трудился больше всех. Он сказал одному морскому офицеру: «Надо трудиться, братец. Я и царь вам, а у меня на руках мозоли, всё для того, Чтобы показать пример и хоть под старость увидеть в вас хороших помощников мне и слуг Отечеству».
Царь был мастер во всех ремёслах. На фабриках, которые заводил, иногда сам работал за станком; на железном заводе выковал своими руками 18 прутов железа и попросил с хозяина деньги за работу. Хозяин заплатил ему 18 червонцев ( золотая монета достоинством 10 рублей), но Пётр сказал: « Я не лучше других работал, дай мне то, что следует». Хозяин так и сделал, заплатил царю 18 алтын ( монета достоинством в 3 копейки). Царь купил на них башмаки и часто хвалился вельможам : « Вот эти башмаки я купил на трудовую копейку». Но больше всего он любил токарное мастерство и занимался им по нескольку часов в день.
Вопросы для обсуждения:
Что заставляло Петра Первого трудиться?
Для чего вообще трудится человек?
( Дети включаются в диалог.)
Учитель: Мне очень важно сейчас услышать ваш ответ на вопрос: какому человеку интересней жить – тому, кто всегда находит себе занятие, или тому, кто любит побездельничать? Почему? (Звучат суждения учащихся.)
Ученик: Бездельничанье вовсе не состоит в том, что человек сидит без дела, сложа руки в буквальном смысле. Нет, часто бездельник очень «занят»: пустословит по телефону, часто ходит в гости, сидит у телевизора и смотри все подряд, долго спит. А ведь ещё Вольтер сказал: « Работа спасает от трёх великих зол: скуки, порока, нужды».Как вы понимаете это изречение?
Учитель: Какая работа приносит вам радость? Почему возникает эта радость?
Дети высказывают суждения, после чего учитель кратко резюмирует сказанное словами А. Сент – Экзюпери:
« В радость человеку только то , над чем он хорошенько потрудился, так уж он устроен».
Но трудолюбие – это и организованность, способность максимально собраться и полностью отдаться делу. Вы же очень часто «загораетесь» новыми идеями, начинаете чем – то заниматься и понимаете, что так много дел вам не под силу.
Человек должен стремиться постигать всё постепенно, трудясь над каждым из них кропотливо и упорно.
А теперь я попрошу вас вспомнить пословицы и поговорки о труде и лени
( ребята осуществляли поиск заранее, по заданию учителя).
Глаза с поволокой , роток с позевотой.
Живот, да головка – всегда у ленивых отговорка.
Лежебоке и солнце не впору всходит.
Терпенье и труд всё перетрут.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Не за своё дело не берись, а за своим не ленись.
Учитель: А сейчас я предлагаю изобрести « лекарство» от лени и коротко, одним – двумя предложениями его представить ( 5 минут на работу)
Читаем предложения детей.
А теперь давайте порассуждаем о значимости профессий
Стихотворение Юрий Тувим «Всё для всех»
(слайды: каменщик, портной, пекарь, сапожник)
Учитель:
Профессий в мире очень много, давайте вспомним некоторые из них. Для этого отгадайте несколько загадок (слайды)
Правила движения
Знает без сомнения
Вмиг заводит он мотор
На машине мчит
шофёр
Тёмной ночью, ясным днём
Он сражается с огнём
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит
пожарный
Кирпичи кладёт он в ряд,
Строит школу для ребят.
Не шахтёр и не водитель,
Дом нам выстроит
строитель
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник,
Делает нам стулья
плотник
Он при помощи расчёски
Ловко делает причёски
И лохматый круглый год
Чешет, бреет и стрижёт
Парикмахер
Сделать может на заказ
Он любой костюм для вас;
Вот пиджак и брюки,
Золотые руки
портной
У него белый колпак,
Печь, кастрюли и черпак.
Много плюшек напечёт,
Сварит кашу и компот
Повар
Вот привёз на рынок он
Огурцов 15 тонн,
Растил самостоятельно,-
Купят обязательно
фермер
У коров молоко
Может брать она легко,
Молоко для всех – подарок
От коров и от
доярок
Исполняется песня «Без работы, без труда не построить города»
Учитель:
Труд – дело чести, будь всегда на месте. В обществе существует разделение труда: один человек производит станки, другой – выращивает хлеб, третий учит детей и т.д. В каждой семье есть работник, который обеспечивает всем необходимым себя и других членов семьи. Если кто-то не работает, значит, за него трудится другой. Так, за детей работают родители. Без работы, без труда не проживёшь.
Давайте сейчас поиграем в игру
О людях каких профессий говорится в следующих высказываниях.
Игра «Доскажи словечко»
Мне поставила вчера два укола ……………………………….(медсестра)
У слона иль мышки жар – их спасет…………………………. (ветеринар)
Поезд длинный голосист – дал сигнал нам …………………..(машинист)
В небе синем самолет, управляет им ……………………………...(пилот)
Вор, разбойник и карманник, берегитесь! Я …………………..(охранник)
Высока, стройна, как ель, в платье модном топ-…………………(модель)
Печь гудит, как самовар, сталь в ней варит…………………….( сталевар)
Давайте поиграем в следующую игру
Игра «Да, нет». Если вы согласны с утверждением, то хлопаете в ладоши, а если нет – топаете ногами.
Печник печет пирожки. (нет)
Библиотекарь выдает книги.(да)
Переводчик переводит бабушек через дорогу.(нет)
Пожарный жарит котлеты. (нет)
Часовщик чинит часы. (да)
Машинист моет машины.(Нет)
Актер красит стены,(нет)
Водопроводчик ныряет под воду. (нет)
Шофер возит людей. (да)
Летчик подметает двор.(нет)
И в заключение ученик (выбирается чтец заранее) прочитает вам стих:
«Помощник»
С бабушкою в воскресенье!
Дружно делали пельмени.
Спорится у нас работа:
Лепим их с большой охотой!
Хвалит бабушка с душой:
«Да помощничек ты мой!
Ай, да молодец, Олежка,
Хороши твои пельмешки»!
Мне подмигивает дед:
«Эх, хорош у нас обед»
Учитель: Ну что же, мы завершаем наш разговор, и нам осталось подвести итог. Я прошу каждого самому себе честно ответить на вопрос
«Насколько я трудолюбив?» Обсуждать вопрос не нужно ни с кем, Можно это сделать дома, с родителями. Даже если ответ вам самим не очень нравится, не огорчайтесь Всё можно изменить. Ведь теперь вы все хорошо понимаете, как важно любить труд, который созидает Всё лучшее на земле.
До свидания, я вас очень люблю и верю, что всё у вас получится.