СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Управление познавательной деятельностью воспитанников во внеурочное время"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основой познавательной деятельности воспитанников во внеурочное время является ее проектирование.

Просмотр содержимого документа
«"Управление познавательной деятельностью воспитанников во внеурочное время"»

Доклад на педсовет

«Управление познавательной деятельностью воспитанников во внеурочное время»


Зеленковской С.М


«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне - и, может быть, я запомню,

Сделай меня соучастником – и я пойму»

(Китайская мудрость).


Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Поэтому управление познавательной деятельностью учащихся является важным аспектом педагогической деятельности. Важно разобраться, что собой представляет само понятие управление познавательной деятельностью.

Управление – это процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо работа, между участниками. Управление необходимо на любом этапе педагогического процесса. Его основа – системное проектирование познавательной деятельности ребенка.

Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких составляющих складывается познавательная деятельность, педагог должен управлять:

    - целеполаганием учащихся;

    - мотивацией их деятельности;

    - формированием умений учащихся;

    - созданием обратных связей «учитель» - «ученик», «воспитатель» – «воспитанник»;

    - комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Педагоги, отмечая равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения. Однако зачастую активизация сводится либо к усилению контроля над работой учащихся, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных технологий, резервных возможностей психики.

Учитывая, что для данного контингента учащихся характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности, снижение познавательного интереса зачастую все эти способы и приемы не имеют должного результата.

. Основная причина, на наш взгляд, это то, что в процессе своей учебно-познавательной деятельности школьник по-прежнему выступает только объектом данного процесса.

Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны не только нестандартные подходы, новые техники и технологии, но и изменение самого подхода в системе управления познавательным процессом.

Заинтересованность ученика появляется не только в связи с интересной темой или необычными приемами преподавания, но и в первую очередь в связи с вовлеченностью ребенка в процесс познавательной деятельности. То есть на сколько учащийся из объекта данного процесса становится его субъектом. В какой мере он формирует собственное отношение к итогу учебной деятельности; к обращению результата в мотив для новой познавательной деятельности

Опыт показывает, что многие педагогические приемы прошлых лет требуют переосмысления, создания иных условий для их реализации. Для того чтобы познавательная деятельность детей имела наибольшую эффективность, педагогу при организации своей работы необходимо помнить, что фундаментальным стержнем коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей является принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии каждого обучаемого.

Как известно. Дети с ОВЗ имеют свои особенности психического развития познавательных процессов:

Внимание детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания.

Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ограниченными возможностями здоровья как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении. Таким образом, у детей наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов.

Речь. Имеет место ограниченность пассивного и активного словаря, что свидетельствует об узости общих представлений, которые формируются в процессе освоения различных видов деятельности. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами. Отмечается и своеобразие в понимании речи: недостаточное понимание многозначности слов, иногда незнание предметов и явлений окружающей действительности. Нередко вызывает трудности понимание текстов художественных произведений, арифметических задач, программного материала. Для большинства учащихся с ограниченными возможностями характерны слабая дифференциация лексических значений, незнание языковых правил перефразирования, неточности употребления антонимов и синонимов. Все это часто приводит к неправильному построению предложений.

Мышление. Дети с ОВЗ с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей.

Активизация познавательной деятельности во внеурочное время.

Познавательная деятельность всегда связана с созданием чего- либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей.

Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к познавательной деятельности Целями такой работы являются: расширение и углубление знаний, умений и навыков; стимулирование интереса учащихся к изучению предметов; всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.

Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени воспитанников. является внеурочная деятельность. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого воспитанника, которая обеспечит воспитание личности.

Внеурочная деятельность создает условия по общению детей в неформальной обстановке, дает прекрасную возможность урегулировать межличностные отношения между детьми, между детьми и педагогом. Поэтому можно сказать, что такая организация образовательно-воспитательной работы несет в себе и нравственное начало.

Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного воздействия воспитанников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности.

Внеурочная работа проводится с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения её потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья. Интерес не бывает врожденным, не бывает изначально данным и неизменным качеством. Интерес возникает, формируется под влиянием отношения ребенка с людьми, а главное, под действием специально организованного воспитания и обучения детей

Процесс управления познавательной деятельностью в условиях школы интерната является непрерывным. Урочная деятельность детей переходит во неурочную во многом переплетаясь и дополняя друг друга (учитывая самоподготовку учащихся), в связи с этим и методы управления процессом познавательной деятельности тоже во многом будут и повторяться, и дополнять друг друга.

Конечным результатом активизации познавательной деятельности должны стать:

  • восприятие

  • запоминание

  • сохранение.

  • воспроизведение

  • интерпретация полученных знаний.

Интерпретация или применение полученных ранее знаний в новых условиях — это самая высокая ступень процесса познания. Зачастую с этим этапом тяжело справиться даже хорошо успевающим ученикам. Учитывая наш контингент эта задача под силу далеко не всем учащимся.

Методы, приемы, средства активизации познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.

САМОПОДГОТОВКА

Одним из основных этапов внеурочной деятельности учащихся школы-интерната является этап самоподготовки. Задачей самоподготовки является не дублирование воспитателем работы учителя предметника, как раз развитие у воспитанников умений применения полученных на уроках знаний. Для реализации данной задачи используются современные образовательные технологии

Применение на самоподготовке и воспитательских занятиях современных образовательных и информационных технологий позволяет воспитателю: 

- отрабатывать глубину и прочность знаний, закреплять умения и навыки в различных областях деятельности;

- развивать логическое мышление, умение самостоятельно планировать свою самообразовательную и познавательную деятельность; 

- воспитывать привычку чёткого соблюдения правил в организации самоподготовки и воспитательских занятий.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения и воспитания, как традиционных, так и инновационных.  На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента обучающихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.

Во время самоподготовки и воспитательских занятий применяется:

Личностно-ориентированный подход позволяет учитывать возможности и особенности каждого обучающегося во время проведения самоподготовки и на воспитательских занятиях.

Деятельностный подход включает обучающихся в деятельность по выполнению домашних заданий, поиску необходимой информации и усвоению нового материала на занятиях.

Игровая технология: игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к деятельности. Создаётся соревновательный эффект. Применяются ролевые, дидактические игры, пальчиковые игры, игры для развития мелкой и общей моторики. Обучение в игре позволяет научить: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять свои знания и умения.

Технология консультирования: в роли консультантов выступает как сам воспитатель, так и обучающиеся, которые владеют знаниями и речью на высоком уровне.

Технология коллективного взаимообучения: при реализации данной технологии используются виды парной работы. Пары состоят из обучающихся как с одинаковым образовательным уровнем, так и с разным. При коллективном выполнении задания воспитанники организуют взаимопроверку, взаимопомощь, обсуждают и оценивают результаты. При этом можно использовать как называемый парный метод, суть которого в соединении в пару, нуждающегося в помощи и контроле с тем, кто способен это хорошо сделать.

Групповая технология: групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

  • взаимное обогащение знаниями обучающихся в группе;

  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание;

  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия. 

Здоровьесберегающие технологии: рациональная плотность самоподготовке или занятия;

· четкая организация и строгая дозировка нагрузки, как во время проведения самоподготовки, так и во время воспитательского занятия;

· смена видов деятельности;

· обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

· место и длительность применения ТСО;

· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

· профилактика стрессов:

· проведение физкультминуток и динамических пауз, пальчиковой гимнастики;

Для управления познавательной деятельности учащихся во внеурочное время применятся различные средства обучения:

Развитие внимания. Для развития произвольного внимания рекомендуется использовать средства определенного уровня абстрактности — схемы, диаграммы, таблицы. Педагог может составлять совместно с учащимся схемы и таблицы непосредственно на занятии по самоподготовке.

Обучение мнемическим приемам: Выделение ключевой опорной мысли (предложения) в каждом абзаце. Пересказ с использованием опорных ключевых предложений.

Обогащение активного словарного запаса, подбор иллюстраций, подбор синонимов, ведение словаря терминов, демонстрация примеров.

Уделять внимание повторению материала. Важно посвятить некоторое время повторению уже полученной информации.

Развитие речевого общения: грамматически правильное построение фраз; употребление в речи числительных и местоимений, служебных слов и предлогов, в первую очередь связанных с пространственными и временными категориями;

Подбор синонимов, обучение использованию синонимов и антонимов в устной и письменной речи.

Ведение словаря понятий и терминов по каждому изучаемому предмету.

Акцентирование внимания учащегося на рубрике «Словарь» в материале самоподготовки.

Инструктирование по выполнению заданий, которые задаются на дом.

Выполнение части домашнего задания на доске в качестве примера (у учащегося должны быть примеры и алгоритмы выполнения каждого вида заданий, встречающихся в материале урока и в материале домашнего задания)

Анализируя текст художественного произведения, целесообразно сначала уяснить содержание произведения. Необходимо составить перечень вопросов по содержанию. Важно следить за тем, чтобы ответ учащегося был полным с приведением выдержек из текста произведения.

Анализируя поступки и характер героев художественных произведений, особое внимание уделить установлению причинно-следственных связей.

Развитие мышления. Обогащение активного словарного запаса, подбор иллюстраций, подбор синонимов, ведение словаря терминов, демонстрация примеров.

Иллюстрация теоретических положений конкретными примерами, близкими к опыту учащихся.

Информацию необходимо предоставлять на примере конкретных операций над объектами.

Обучение анализу и сравнению явлений, объектов (составлять таблицы сходств и различий).

Обучение установлению причинно-следственных отношений при помощи вопросов по содержанию материала, вопросов с формулировкой «Почему?», «Зачем?» (следует подготовить вопросы заблаговременно)

Формирование пространственных представлений на основе программного материала;

Развитие временных представлений на материале истории, литературы;

Развитие словарного запаса: отработка специальной терминологии при изучении различных предметов; овладение понятиями, обозначающими пространственные и временные представления в изучаемом материале;

Овладение терминами, обозначающими абстрактные категории.

В заключении стоит отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого преподавателя – совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно учиться. И, наверное, справедливо отмечал великий философ Д. Пойа, что «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».


ВОСПИТАТЛЬСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

Информационно-коммуникационная технология: применение ИКТ на воспитательских занятиях способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

Проектно-исследовательская технология: цель технологии - стимулировать интерес воспитанников к исследовательской деятельности, к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение ребятами своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность, основана она на цикличной организации воспитательских занятий.

Здоровьесберегающие технологии: обеспечение воспитанникам возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления обучающихся; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Ожидаемый результат: положительный эффект от применения и внедрения в образовательный процесс активных методов обучения.


ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.

Внеклассное чтение является составной частью внеурочной работы. Большим потенциалом развития познавательной деятельности, расширения сферы общения, обладают занятия по внеклассному чтению. Чтение носит коррекционную и практическую направленность. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно недоразвитие познавательной деятельности, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании, а использование ИКТ вызывает живой интерес и служит фактором активизации познавательной деятельности.

Хочется особо обратить внимание на проведение словарной работы при работе над любым видом произведения. Необходимо в обязательном порядке объяснять незнакомые слова, обращаю внимание на особенно яркие обороты речи

Первостепенная задача уроков внеклассного чтения - выработка у детей навыков чистого, свободного, выразительного и сознательного чтения. У умственно отсталых школьников корригируется произношение, происходит стабилизация внимания, улучшается память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления. К тому же, уроки внеклассного чтения в специальной коррекционной школе имеют воспитательную направленность. Бесспорно, уроки внеклассного чтения являются эффективным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания умственно отсталых учеников. Уроки внеклассного чтения оказывают содействие на развитие связной устной речи, росту общего развития школьников, углублению знаний об окружающем мире.

Заключение

Наши учащиеся из асоциальных семей, дети по существу, без детства, без любимой игрушки, без красочной книги рисунка, фильма и т.д. Исходя из этого, нам, педагогам, крайне важно привить интерес детей к активной познавательной деятельности.

Интерес способствует глубине и прочности усвоения знаний. Пути и средства развития познавательных интересов, бесконечны и разнообразны.

Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания.   В процессе обучения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом всегда дает более плодотворные результаты. То есть целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств их личности. Одно из таких качеств – познавательная активность, которая проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлению к эффективному овладению знаниями и способами деятельности.