СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 19. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». 6 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Нарушение красоты и гармонии человека с миром. Развитие представлений о балладе. Стихотворение в актёрском исполнении.

Просмотр содержимого документа
«Урок 19. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». 6 класс.»

Урок 19. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». 


Основное содержание урока
Нарушение красоты и гармонии человека с миром. Развитие представлений о балладе. Стихотворение в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение баллады (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации баллады «Три пальмы». Выявление в балладе художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определение их художественной функции.
Обучение выразительному чтению баллады (по частям). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитат, иллюстрирующих понятие «баллада». Лексические и историко-культурные комментарии к балладе. Выразительное чтение баллады учителем.

I. Групповая работа:

Группа 1

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
В чём необычность пейзажной картины, созданной поэтом? Подтвердите свой ответ примерами.

Группа 2
Опишите живописные детали восточного каравана, изображённого в стихотворении. Как автор подчёркивает красоту каравана?
Какие «краски» и «звуки» создают запоминающуюся картину?
Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 3
Найдите в стихотворении яркие эпитеты, отличая их от простых определений. Какова роль эпитетов в тексте?
Найдите в стихотворении олицетворения, метафоры и сравнения.
Как они помогают понять его смысл?
С какой целью в восьмой строфе автор пишет о пальмах как о живых существах?

Группа 4
В шестой строфе найдите анафору и определите её функцию.
Найдите в тексте риторические вопросы и восклицания (посмотрите определение этих терминов в словаре). Как в них передаётся авторское отношение к происходящему?
Почему восьмая строфа начинается союзом «но»?
Найдите в балладе композиционную и образную антитезы. Как они помогают пониманию авторской идеи?

Группа 5
В шестой и восьмой строфах найдите звукопись (аллитерацию) и определите, какие образы создаются этим приёмом.
Почему была нарушена гармония между людьми и миром природы?
В чём, по мнению Лермонтова, состоит глубокий конфликт между человеком и природой?

II. Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпретации стихотворения «Три пальмы».


Какие свои наблюдения над текстом баллады вы бы добавили в эту статью?

III. Развитие представлений о балладе. Практическая работа.

Толкование термина баллада с использованием «Словаря литературоведческих терминов» С. П. Белокуровой:
«Баллада (от франц. ballade — танцевальная песня) — жанр лироэпической поэзии: повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объёма, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговорённого, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Б. — один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма. Например: баллады В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова». (См.: С. П. Белокурова. Словарь литературоведческих терминов.)

Составление таблицы «Черты баллады в стихотворении „Три пальмы“».

Таблица
«Черты баллады в стихотворении „Три пальмы“»

Основные черты жанра баллады

Примеры из баллады «Три пальмы»

Песня или стихотворение небольшого объёма с динамичным развитием сюжета


Историческая основа сюжета или поэтический пересказ легенды, предания


Основой сюжета является необычайный случай


Острый и напряжённый сюжет, часто с трагическим финалом


Наличие фантастических, сказочных, загадочных элементов


Присутствие в балладе необъяснимого, недоговорённого, трагически неразрешимого




IV. Прослушивание и обсуждение актёрского чтения.

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Обучение выразительному чтению баллады. (См. алгоритм обучения выразительному чтению в материалах предыдущего урока.)

Выполнение задания 3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Итоговый вопрос:
в каких отношениях, по мнению автора, должны быть человек и природа?

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение баллады наизусть.
Письменно ответить на вопрос «Какие черты баллады проявились в стихотворении „Три пальмы“?»

Индивидуальное задание.
Создать свои иллюстрации к балладе.



Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.