Тема: Строение и работа сердца
Цель: раскрыть связь строения сердца с его функцией; дать понятие о сердечном цикле; ввести материал о симпатической и парасимпатической системах, автоматизме сердечной деятельности; показать связь местной и центральной регуляции, нервной и гуморальной регуляции; разъяснить суть приемов восстановления сердечной деятельности при клинической смерти.
Ход урока
Организационный момент
Повторение изученного материала
Слайд 2 - Ответьте на вопросы:
Каков путь крови по сосудам большого круга кровообращения?
В чем отличие малого круга кровообращения?
Каково значение лимфатической системы?
Каков путь лимфы от момента образования до впадения в кровеносное русло?
Изучение нового материала
Слайд 3 – Сегодня мы будем говорить о сердце человека. Что такое сердце?
Э. Межелайтис так ответил на этот вопрос:
«…Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело…»
- А как вы ответите на этот вопрос? (Ответы обучающихся)
Слайд 4 – СЕРДЦЕ (cor) - центральный орган кровеносной системы животных и человека, нагнетающий кровь в артериальную систему и обеспечивающий ее возврат по венам.
Сердце находится между правым и левым легкими, слегка смещено в левую сторону.
При выдохе, когда диафрагма поднимается, сердце расположено более поперечно, при вдохе более вертикально.
Почему удары сердца мы ощущает больше слева? (Ответы обучающихся)
/Верхушка сердца направлена вниз, вперед и немного влево, поэтому удары сердца максимально ощущаются слева от грудины./
Слайд 5 – Каковы размеры сердца?
Размеры сердца здорового человека коррелируют с величиной тела, а также зависят от интенсивности обмена веществ (сжатый кулак левой руки).
Средняя масса сердца у женщин 250 г, у мужчин — 300 г, что составляет 1\ 200 массы тела, однако на его работу затрачивается 1\ 20 всех энергетических ресурсов организма.
Коронарные (венечные) сосуды - сосуды питающие само сердце (10 % от общего объёма).
Слайд 6 – Сердце представляет собой полый мышечный орган.
Наружный слой стенки сердца (эпикард) состоит из соединительной ткани;
Внутренний слой (эндокард) – из эпителиальной ткани.
Средний слой (миокард) – мышечный слой.
Слайд 7 – Сердце находится в околосердечной сумке - перикарде (тонкая и плотная оболочка, образующая замкнутый мешок, покрывающей сердце снаружи). Внутренние стенки перикарда выделяют жидкость, ослабляющую трение сердца
Слайд 8 – Сердце разделено внутри на четыре полости: правое и левое предсердия и правый и левый желудочки.
Слайды 9-11 - Стенки камер состоят из сердечных мышечных волокон – миокарда, соединительной ткани и многочисленных кровеносных сосудов. Стенки камер различаются по толщине. Толщина левого желудочка в 2,5 - 3 раза толще стенок правого.
Клапаны обеспечивают движение крови строго в одном направлении. Створчатые клапаны 2-х и 3-х створчатые) находятся между предсердиями и желудочками, полулунные состоят из 3-ёх кармашек и располагаются между желудочками и артериями.
Двустворчатые клапаны – это створчатые клапаны, находящиеся между левым предсердием и левым желудочком.
Трехстворчатые клапаны – это створчатые клапаны, находящиеся между правым предсердием и правым желудочком.
Полулунные клапаны – это клапаны, состоящие из листков напоминающие карман.
Слайд 12 – Сердце непрерывно работает всю нашу жизнь.
За сутки сокращается примерно 100 тыс. раз, перекачивая более 7 тыс. литров крови. По затрачиванию энергии, это равносильно поднятию железнодорожного товарного вагона на высоту 1 м.
За год делает 40 млн. ударов.
За жизнь человека сокращается 25 млрд. раз. Этой работы достаточно, чтобы поднять железнодорожный состав на гору Монблан.
В чём же секрет его неутомимости?
Слайды 13-15 - Особенности сердечной мышцы – сокращение под влиянием импульсов, возникающих в ней самой (самовозбуждение).
Автоматизм сердца – способность органа работать без сигнальных раздражений из вне.
Автоматия сердечной мышцы - периодически возникающее возбуждение сердца под влиянием процессов, протекающих в нем самом.
Специфическая мускулатура образует в сердце проводящую систему, со скоплениями клеточных узлов - водителей ритма.
Синусный
водитель ритма
Проводящая
система
Сократительная мускулатура
В норме возбуждение периодически возникает в синусно-предсердном узле и распространяется на предсердия, а потом на желудочки.
Слайд 16 – Сердце ритмически сокращается и расслабляется, формируется сердечный цикл.
- Запишите определение. Подготовьте таблицу для заполнения.
Фаза сердечного цикла | Продолжительность, с | Положение створчатых клапанов | Положение полулунных клапанов | Движение крови |
Сокращение предсердий | | | | |
Сокращение желудочков | | | | |
Пауза | | | | |
Слайд 17 – Сокращения камер сердца приводят к повышению давления находящейся в них крови. Разность давлений крови между камерами сердца и отходящими от него сосудами создает движущую силу кровообращения.
Сокращение (систола) и расслабление (диастола) камер сердца происходят в строгой очередности, образуя сердечный цикл.
Сердечный цикл - это чередование сокращений (0,4 сек) и расслабления (0,4 сек) сердца
Слайды 18-19 – Фазы сердечного цикла (Пояснения по схемам)
Сокращение предсердий. Желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты. Систола предсердий (кровь из предсердий в желудочки) - 0,1 сек.
Сокращение желудочков. Систола желудочков (кровь из желудочков в легочные артерии и аорту) - 0,3 сек.
Предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. Полное расслабление сердца. Диастола предсердий и желудочков (кровь из вен в предсердия) - 0,4 сек.
Слайд 20 – Проверим заполнение таблицы «Сердечный цикл»:
Фаза сердечного цикла | Продолжительность, с | Положение створчатых клапанов | Положение полулунных клапанов | Движение крови |
Сокращение предсердий | 0,1 | Открыты | Закрыты | Поступление крови в желудочки |
Сокращение желудочков | 0,3 | Закрыты | Открыты | Поступление крови в сосуды |
Пауза | 0,4 | Открыты | Закрыты | Наполнение предсердий кровью (часть ее стекает в желудочки) |
Слайд 21 – Обладая автоматизмом, сердце работает последовательно. Однако, на его работу могут оказывать влияние импульсы ЦНС и биологически активных веществ. При этом фазы сердечного цикла сохраняются.
При физических и эмоциональных напряжениях сердце перекачивает в среднем за минуту в 3-5 раз больше крови, чем в состоянии покоя.
Адреналин (гормон надпочечников), соли кальция и другие биологически активные вещества увеличивают частоту и силу сердечных сокращений.
Ионы калия, брадикинин и другие, биологически активные вещества уменьшают частоту и силу сердечных сокращений.
Брадикинин - пептид, образующийся из белков плазмы под действием протеолитических ферментов (трипсин, ферменты змеиного яда). Вызывает расслабление гладкой мускулатуры, снижает артериальное давление, повышает проницаемость сосудов, что ведет к появлению отеков, вызывает чувство боли.
Парасимпатические нервы уменьшают частоту и силу сердечных сокращений, снижая скорость тока крови в сосудах.
Симпатические нервы увеличивают частоту и силу сердечных сокращений.
Регуляция работы сердца
Нервная
Гуморальная
()работу
ацетилхолин, К+
работу
адреналин,
норадреналин, тироксин, Са2+
Симпатическая НС ( )
Парасимпати-ческая НС ()
Слайд 22 – Итак, высокая работоспособность сердца обусловлена:
Высоким уровнем обменных процессов, происходящим в сердце;
Усиленным снабжением сердечных мышц кровью;
Строгим ритмом его деятельности (фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются).
Слайд 23 – Частота сокращения сердца.
У детей и у взрослых сердце сокращается с разной частотой:
у детей до года 100-200 сокращений в минуту,
в 10 лет - 90 сокращений в минуту,
в 20 лет и старше - 60-70 сокращений в минуту;
после 60 лет число сокращений учащается и доходит до 90-95 сокращений в минуту.
При физическом и эмоциональном напряжении сердце перекачивает в среднем за минуту в 3-5 раз больше крови, чем в покое.
Слайд 24 – Импульсы регистрируются при помощи электрокардиографа и записываются в виде электрокардиограммы (ЭКГ). ЭКГ - отражает электрические явления в работающем сердце.
ЭКГ записывается с помощью специального прибора - электрокардиографа. При помощи ЭКГ можно диагностировать различные заболевания сердца.
Слайд 25 – ЭКГ (пояснение учителя)
Закрепление изученного материала
Слайд 26 – Давайте еще раз посмотрим на схему «Сердечный цикл». А теперь ответьте на вопросы:
Сколько отдыхают предсердия? (0,7 сек)
Сколько отдыхают желудочки? (0,5 сек)
Сколько вместе отдыхают и предсердие, и желудочки? (0,4 сек)
Слайд 27 – В чем отличия двух фаз: систолы предсердий и желудочков?
/Ответы обучающихся/
Слайд 28 – Зная сердечный цикл и время сокращения сердца в 1 мин (70 ударов), можно определить, что из 80 лет жизни: мышцы желудочков отдыхают – 50 лет. мышцы предсердий отдыхают – 70 лет.
Слайд 29 – Решим биологические задачи:
Представьте ритмичную работу сердца 52-летнего человека, и, исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, определите, сколько из 52 лет у него:
а) отдыхали мышцы желудочков сердца;
б) отдыхали мышцы предсердий;
в) работали (были закрыты) створчатые клапаны;
г) работали (были закрыты) полулунные клапаны.
а) 52 г.- 0,8 с
х г. - 0,5 с
Х =52 х 0,5 : 0,8
Х= 32,5 года
Ответ: мышцы желудочков сердца отдыхали 32,5 года
Пункты б-г решаете самостоятельно.
Слайд 30 – Проверим решение:
б) 52 г.- 0,8 с
х г. - 0,7с
Х = 52 х 0,7 : 0,8
Х= 45,5 лет
Ответ: мышцы предсердий отдыхали 45,5 лет.
в) 52 г.- 0,8 с
х г. - 0,3 с
Х = 52 х 0,3 : 0,8
Х = 19,5 лет
Ответ: створчатые клапаны работали (были закрыты) 19,5 лет.
г) 52 г.- 0,8 с
х г. - 0,5 с
Х = 52 х 0,3: 0,8
Х = 32,5 года
Ответ: полулунные клапаны работали (были закрыты) 32,5 года.
Слайд 31 – Задача 2. Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в 1 мин., при каждом сокращении выбрасывая около 150 куб. см. крови. Какой объём крови перекачивает ваше сердце за 6 уроков?
Решение:
70 х 40 = 2800 раз сокращается за 1 урок.
2800 х150 = 420.000 куб. см. = 420 л. крови перекачивается за 1 урок.
420 л. х 6 уроков = 2520 л. крови перекачивается за 6 уроков.
Подведение итога урока. Рефлексия:
Слайд 32 – Какие трудности вы испытали на уроке?
Что было интересно?
Хотели бы вы больше узнать о процессах работы сердца – главного жизненного органа?
Слайд 33 – Домашнее задание: изучить § 22. Зарисовать рисунок «Строение сердца» из параграф в тетрадь, подписать названия камер сердца, клапанов, кровеносных сосудов, сосочковых мышц и сухожильных тяжей, удерживающих створчатые клапаны.
Подготовить ответы на вопросы под символами «?» и «!». При подготовке ответов использовать ключевые слова, выделенные жирным шрифтом в конце параграфа.
По желанию составить синквейн.
Слайд 34 - Например:
Сердце
Горячее, неутомимое, сильное
Трудится, качает, бьётся
Сердце - это сама жизнь
Насос