Урок 3
РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ
Цели деятельности педагога: способствовать развитию связной речи учащихся и формированию умения составлять рассказы на заданную тему, устанавливать пространственные отношения между объектами (за, перед, между и т. д.); создать естественные и комфортные условия для такого общения, которое обязательно предполагает проявление выразительности речи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: приобретают возможность овладеть в ходе работы с учебником приёмами научной систематизации, самостоятельно и мотивированно организовывать свою предметно-познавательную деятельность, ориентироваться на творческое начало в учебной деятельности; умеют составлять коллективный (индивидуальный) рассказ по сюжетной картинке и проявлять стремление к реализации своих коммуникативных намерений наилучшим образом, используя выразительные средства речи, составлять предложения с заданным словом (на установление пространственных отношений) и по определённой теме, корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки; определять количество слов в предложении при чётком произнесении учителем предложения с паузами между словами; различать слова и предложение; анализировать предложение: обозначать каждое слово предложения полоской.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – составление рассказа по сюжетной картинке; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – установление сходства и различия в объектах; установление пространственных отношений между объектами (за, перед, между и т. д.).
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Куда мы с вами попадём – узнаете вы скоро.
В стране далёкой мы найдём помощников весёлых.
II. Введение в тему урока.
– Ребята, вы любите заниматься спортом?
– Какой вид спорта вам нравится?
– Почему? (Свободные высказывания учеников.)
Осуществляется показ иллюстрации с изображением горы Олимп.
– В Древней Греции много веков назад стали устраивать состязания атлетов в силе, ловкости и быстроте. Самые знаменитые спортивные состязания в городе Олимпии получили название Олимпийских игр. Первая Олимпиада состоялась в 776 г. Сначала олимпийцы состязались только в скорости бега, но со временем в программу олимпийских соревнований вошли также борьба, пентатлон (пятиборье: бег, прыжки в длину, метание диска, метание копья и борьба). Проходили даже кулачные бои и гонки на колесницах. На олимпийских празднествах устраивались и конкурсы искусств: поэты читали стихи и гимны, сложенные в честь игр, ораторы прославляли победителей.
Второе рождение Олимпийских игр произошло уже в 1896 г. в Афинах, где состоялись международные спортивные состязания. В наше время стали проводиться и зимние Олимпийские игры, которые называют Белыми олимпиадами.
В память о первых олимпиадах за несколько дней до открытия очередных игр в греческом городе Олимпии стартует факельная эстафета. Зажжённый факел начинает долгое путешествие к олимпийскому стадиону – на самолётах и поездах, автомобилях, велосипедах, мотоциклах. И вот факел в руках бегуна. Спортсмен поднимается к огромной чаше «светильника», установленного на стадионе, и зажигает олимпийский огонь, который не гаснет, пока продолжаются Игры.
– Мы сегодня будем наблюдать за одним очень интересным соревнованием, хотя и не на Олимпийских играх.
III. Включение в систему знаний.
1. Работа по карточкам.
– Интересны участники этого соревнования. Отгадайте, кто они?
Карточка 1.
Маленький, беленький –
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык!
(Заяц.)
Карточка 2.
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт –
Замурлычет, запоёт.
(Кошка.)
Карточка 3.
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала –
Кур пересчитала.
(Лиса.)
Карточка 4.
Живёт в норке, грызёт корки,
Короткие ножки, боится кошки.
(Мышь.)
Карточка 5.
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Ёж.)
Карточка 6.
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь.)
– Какие загадки об этих животных знаете вы?
Под полом таится, кошки боится. (Мышка.)
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается. (Кошка.)
Летом серый, а зимой белый. (Заяц.)
У кого из зверей
Хвост пушистей и длинней? (Лиса.)
Катится клубочек совсем без иголок,
Вместо ниточки триста колючек. (Ёжик.)
Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь.)
– Всех этих животных объединила любовь к спорту.
Спорт, ребята, очень нужен,
Мы со спортом крепко дружим.
Спорт – помощник, спорт – здоровье,
Спорт – веселая игра!
2. Игра «Угадай вид спорта».
Учитель демонстрирует предметы или иллюстрации с изображением предметов, учащиеся называют вид спорта.
Очки (плавание), шайба (хоккей), перчатка (бокс), ракетка (теннис) и т. д.
3. Работа по учебнику.
– В чём соревнуются звери?
– Как вы догадались?
– Какое настроение у соревнующихся?
– Знайте, ребята, именно бег первым из спортивных дисциплин был включён в программу Олимпийских игр.
4. Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке.
Успех, друзья, не сразу нам даётся,
Он требует и воли, и труда.
Победы в спорте тот добьётся,
Кто тренируется всегда.
5. Составление предложений на установление пространственных отношений между объектами (за, перед, между и т. д.).
– Кто за кем? Расскажите. (Кот за зайцем. Лиса за котом. Мышка за лисой. Медведь за мышкой. Ёжик за медведем.)
– Сколько получилось предложений? (5.)
– А сколько дано схем-полосок предложений? (6.)
– Почему? Какого предложения не хватает? (Заяц бежит впереди всех.)
6. Игра «Предложение на заказ».
Учитель называет слово, которое обязательно должно быть в предложении: перед, между.
7. Составление предложений на выявление сходства и различия в объектах.
– Пока мы занимались, наши спортсмены закончили соревнование и после финиша вышли на беговую дорожку вновь, но лишь для того, чтобы сфотографироваться.
– Перечислите животных.
– Кто сфотографировался первым? (Ёж.)
– Что вы заметили, ёжик как-то изменился? (Ёжик бежал последним, а сфотографировался первым, на голове красуется цветок.)
– Сравните остальных животных. (Учащиеся находят черты сходства и различия.)
IV. Рефлексия деятельности.
– Я предлагаю сделать общую «фотографию» наших спортсменов. Нарисуйте.
Самостоятельная работа.
– Объясните последовательность расположения животных на фотографии. (По росту: медведь, лиса, кот, заяц, ёж, мышка. По скорости: различные варианты. По алфавиту: ёж, заяц, кот, лиса, медведь, мышка.)
На доске представлена иллюстрация с изображением пьедестала.
– Как вы думаете, кто занял 1-е место в соревнованиях? 2-е? 3-е? Объясните.
Спасибо, спорт, за то, что ты весёлый,
За то, что бодрость даришь нам с утра,
За красоту, и мужество, и ловкость!
Физкульт-ура! Физкульт-ура! Физкульт-ура!