СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 33. А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в персонажах трагедии. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Проблема «гения и злодейства». Развитие понятия о трагедии как жанре драмы. Трагедия в актёрском исполнении.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 33. А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». 9 класс.»

Урок 36. А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»

Основное содержание урока
Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в персонажах трагедии. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Проблема «гения и злодейства». Развитие понятия о трагедии как жанре драмы. Трагедия в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Сообщение об истории создания трагедии, её прототипах. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика сюжета трагедии, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие трагедия.

I. Трагедийное начало «Моцарта и Сальери».
Развитие понятия о трагедии как жанре драмы

Вступительная беседа:
— Какое впечатление произвела на вас трагедия «Моцарт и Сальери»?

— Что вы знаете об описанном в ней времени, прототипах главных героев?
(Сообщение учащегося.)

— Похожи ли герои трагедии на свои прототипы или у них есть различия? Обоснуйте свой ответ.


II. Основные тезисы вступительного слова учителя:

1. «Маленькие трагедии» были созданы в Болдине осенью 1830 года.
Маленькими А. С. Пушкин называет их не потому, что они небольшие по объёму, а потому, что в классических трагедиях Древней Греции и эпохи Возрождения показывались сильные страсти, связанные с драматическими ситуациями крупных государственных деятелей и целых народов, а у Пушкина это трагедии обыкновенных людей.

2. С классическими трагедиями их роднит то, что характеры героев не даются в динамике, они своеобразные символы, а человеческим миром правят страсти, они основа драматургического конфликта.

3. А. С. Пушкин пытается осмыслить причины трагедий, которые переживают люди, и приходит к выводу, что проблемы человечества заключены в ценностных ориентирах, которые правят миром. Это деньги, искусство, любовь и смерть. Этим темам посвящены «Маленькие трагедии»:

деньги — «Скупой рыцарь»;
искусство — «Моцарт и Сальери»;
любовь — «Каменный гость»;
смерть — «Пир во время чумы».

4. Поэт пытается решить проблемы, ведущие к гибели людей, с гуманистических и общечеловеческих позиций; поэтому «Маленькие трагедии» являются художественным предупреждением человечеству.

5. В завязке, развитии действия, кульминации и развязке всех «Маленьких трагедий» есть общность:

— действие начинается в самый напряжённый момент, когда противостояние героя и мира достигло предела;
— напряжённость действия развивается по ходу сюжета не постепенно, а как цепь острых сцен с непрерывным накалом страстей;
— в кульминационные моменты герои фактически стоят перед лицом смерти, являясь при этом носителями одной господствующей страсти;
— характеры их не развиваются, а подвергаются испытаниям, которые ведут героев к гибели или нравственному краху;
— герои стремятся к самоутверждению, попирая при этом нравственные законы, моральные нормы и судьбы окружающих людей.

Приведите примеры из «Маленьких трагедий», подтверждающие положения вступительного слова учителя.

III. Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах трагедии «Моцарт и Сальери».
Трагедия в актёрском исполнении

Групповая работа:

Группа 1.
Прочитайте выразительно первый монолог Сальери.

Прав ли он, считая, что гениальность — награда за длительный и упорный труд?

Почему, взывая к высшей справедливости, Сальери забывает, что гениальность Моцарта тоже «дар Божий»?

Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 2.
Прочитайте выразительно диалог Моцарта и Сальери со слов «Ага! увидел ты!..» до слов «…чтобы меня она к обеду не дожидалась».

Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к игре слепого скрипача?

Каково их отношение к возвышенному миру музыки и проявлениям земной жизни?

Почему Сальери разделяет в своём сознании Моцарта-музыканта и Моцарта-человека?

Как это характеризует его самого? Как он пытается оправдать своё решение об отравлении Моцарта?

Выполнение задания 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Отражение нравственных позиций героев в сфере творчества.
Проблема «гения и злодейства»

Группа 3.
Прослушайте в актёрском исполнении диалог Моцарта и Сальери.

Вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Проанализируйте сцену в трактире.

Каков душевный настрой Моцарта в этой сцене?

Какие образы-символы связаны с его состоянием?

В чём трагизм слов Моцарта, что «гений и злодейство — две вещи несовместные»?

Прокомментируйте реплику Моцарта, пьющего яд: «За твоё здоровье, друг...», и реплику Сальери: «Ты выпил!.. без меня?..».

Вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

IV. Практическая работа.
Анализ кульминационного эпизода трагедии.

Используя «Примерный план анализа эпизода», составьте свой план анализа сцены отравления Моцарта (сцена II с начала до слов «Слушай же, Сальери, мой Requiem»).

Прослушивание и обсуждение фрагмента из «Requiem» Моцарта («Лакримоза»).

Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Группа 4.
Прочитайте последний монолог Моцарта.

Почему он считает, что если бы все чувствовали «силу гармонии», как Сальери, то перестал бы мир существовать?

В чём, по мнению Моцарта, равновесие и гармония мира?

Обобщающая беседа:

Какие нравственные вопросы решает Сальери? Почему его мучают противоречия?

Докажите текстом, в чём видит Моцарт гармонию мира.

Какой смысл выявляется в том, что трагедия начинается со слов: «Нет правды на земле. Но правды нет и выше» — и заканчивается словом «неправда»?

Почему главный довод Сальери в свою пользу — о том, что создатель Ватикана был убийцей, — не утверждение, а вопрос?
(Сальери перестаёт быть оплотом ортодоксальности и незыблемости в своих суждениях. Он впервые засомневался и изменился, что для него равносильно смерти.)

В чём заключается гуманистический смысл трагедии?

Почему слова «Гений и злодейство — две вещи несовместные...» произносят в трагедии и Моцарт, и Сальери?

Может ли злодеяние быть оправдано высокими целями?

V. Презентация иллюстраций разных художников к трагедии «Моцарт и Сальери»
и краткий «Рассказ искусствоведа» об этих изобразительных произведениях (включая иллюстрации, помещённые в учебнике).

Итоговые вопросы:

Каково пушкинское отношение к проблеме творчества в трагедии «Моцарт и Сальери»?

Как решает А. С. Пушкин проблему «гения и злодейства» (по трагедии «Моцарт и Сальери»)?

Домашнее задание

Прочитать статью учебника «”Моцарт и Сальери” (1830)», сформулировать вопросы к ней.

Подготовить письменный ответ на один из итоговых вопросов урока или проанализировать кульминационную сцену трагедии (по выбору учащихся).

Прочитать роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и познакомиться с комментарием Ю.М. Лотмана.

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщения о прототипах героев романа (см. http://pushkinpoetry.ru/eo.htm) и личности П. А. Плетнёва с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.


Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2017.




© 2024 147 1