Урок 5
ТРЕНИРОВКА В ПРОВЕДЕНИИ
ВЕРТИКАЛЬНЫХ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ
Цели деятельности педагога: научить проводить вертикальные параллельные линии; создать условия для развития мелкой моторики, глазомера.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают алгоритм действий при проведении вертикальных параллельных линий; умеют ориентироваться в понятиях слева, справа, верх, низ, используя их для обозначения положения каждого предмета на рисунке словом; получат возможность научиться проводить вертикальные параллельные линии.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – овладение графическими навыками при создании изображения; ориентирование на плоскости листа; логические – выбор с помощью сравнения и анализа нужного направления линий и расположения объекта.
Регулятивные: научатся ставить учебную задачу; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: умеют описывать объект, характеризуя его признаки; строить устные свободные высказывания, удерживая логику изложения.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют интерес, желание больше узнать.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
– У меня есть знакомый тигр. Хотите с ним познакомиться? Это очень просто. Послушайте стихотворение, и вы узнаете, что любит тигр.
Телевизор тигр купил,
Самый лучший попросил.
– Я люблю, – сказал он строго, –
Чтоб полосок было много!
Г. Виеру
– Что же любит тигр? (Полоски.)
– Но вот беда, в зоопарке сегодня утром у всех животных вдруг пропали полоски. Тигр просит о помощи. Мы сможем помочь? Как? (Мы уже умеем проводить прямые линии.)
– Тогда берите своего самого главного помощника – и за дело!
Не знаете, кто помощник? Отгадайте загадку:
Не похож на человечка, но имеет он сердечко,
И работе круглый год он сердечко отдаёт.
Он и чертит, и рисует, а сегодня вечерком,
Аккуратно так штрихуя, он раскрасил мне альбом.
(Карандаш.)
II. Работа по теме урока.
1. Правила посадки. Работа в прописи (с. 13).
– Возьмите простой карандаш и дорисуйте карандаши, нарисованные вверху страницы. Не забудьте про вертикальные линии. Как вы их проведете? Обратите внимание на стрелочки-помощницы. (Линии ведем сверху вниз на одинаковом расстоянии друг от друга. Начинаем вести от бороздок в верхней части карандаша.)
Уточнение: раскрашивать карандаши пока не надо.
– Покататься по территории зоопарка можно на поезде. Рассмотрите изображение поезда внизу страницы. Какие карандаши помогут раскрасить поезд? (Зеленый, красный, простой.)
– Раскрасьте эти карандаши вверху страницы.
– Теперь раскрасьте вагончики, проведите в них простым карандашом вертикальные линии сверху вниз и не забудьте про колеса.

Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд идет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу, чу-чу! Бежит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез.
(Ходьба на полусогнутых ногах.)
2. Работа по прописи (с. 12–13).
– Чтобы ехать дальше, нарисуем шпалы. (Выполнение задания.)
– Мы у ворот зоопарка. Какие карандаши возьмем, чтобы раскрасить ворота? (Коричневый, желтый.)
– Раскрасьте эти карандаши на странице вверху. Раскрасьте ворота и проведите вертикальные линии простым карандашом.
– Вот мы и в зоопарке. Какие карандаши поработают сейчас? (Оранжевый, черный, зеленый, голубой, синий.)
– Раскрасьте сначала эти карандаши в тетради.
– Работы в зоопарке много. Как будем ее выполнять?
1) Раскрасим тигров оранжевым карандашом.
2) Проведем черным карандашом вертикальные линии сверху вниз у тигров.
3) Раскрасим рыб зеленым, синим, голубым карандашами.
4) Проведем вертикальные линии сверху вниз у рыб. Расстояние между линиями должно быть одинаковым.
5) Раскрасим осликов простым карандашом.
6) Проведем вертикальные линии сверху вниз у осликов.
3. Самостоятельное выполнение работы.
III. Итог урока.
– Какие из представленных линий (на с. 29) вы научились рисовать?

(Линии № 1.)
– Как они называются? (Прямые вертикальные линии.)
– Животные остались вами довольны и на прощание дарят вам стихи.
ПОЛОСАТЫЕ СТИХИ
Полосатые тигрята от рожденья полосаты.
Есть полоски y енота, и y зебры их без счёта.
Есть полоски на матрасе и полоски на матроске.
Есть полоски на террасе и полоски на березке.
Есть красивые полоски у рассвета и заката.
Но встречаются ребята – все от грязи полосаты...
Не хочу о них писать в полосатую тетрадь.
Г. Сапгир
Дополнительное задание на тетрадных листах (в узкую линию).
– Перед вами полосатые листки. Если хотите, вы можете нарисовать полосатое животное, которое поселится в нашем зоопарке.