СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 9. Г. Р. Державин. «Памятник». 9 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина. Стихотворение «Памятник» в актёрском исполнении. Мысль о бессмертии поэта. Оценка Державиным собственного поэтического новаторства. «Забавный русский слог» Державина и его особенности.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 9. Г. Р. Державин. «Памятник». 9 класс.»

Урок 9. Г. Р. Державин. «Памятник».


Основное содержание урока.

Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина. Стихотворение «Памятник» в актёрском исполнении. Мысль о бессмертии поэта. Оценка Державиным собственного поэтического новаторства. «Забавный русский слог» Державина и его особенности.

Основные виды деятельности.

Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Участие в коллективном диалоге. Выводы о специфике художественного мира, проблематики и тематики стихов Г. Р. Державина.

I. Ода как жанр лирической поэзии
Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина

Вступительная беседа:

1. В каких произведениях Г. Р. Державин обращается к теме поэта и поэзии?

2. Как эта тема отразилась в стихотворениях «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи…»? Подтвердите свои мысли цитатами.

Сообщения учащихся:

«Тема поэта и поэзии в стихотворениях Державина
„Видение мурзы“,
„Соловей“,
„Лебедь“».

Запись цитат из этих стихотворений на тему поэта и поэзии.

II. Стихотворение «Памятник» в актёрском исполнении
Мысль о бессмертии поэта.
Оценка собственного поэтического новаторства

Прослушивание стихотворения «Памятник» в актёрском исполнении. 

Вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Аналитическая беседа:

— Прокомментируйте слова и выражения: тлен, по смерти станет жить, доколь славянов род вселенна будет чтить, от Белых вод до Чёрных, Рифей, в народах неисчётных, в забавном русском слоге, добродетели Фелицы, беседовать о Боге, истину царям с улыбкой говорить, чело своё зарёй бессмертия венчай.

— Какова тема этого стихотворения?

— Прокомментируйте развёрнутую метафору в первой строфе.

— Какая часть человека может жить «по смерти»?

— Докажите, что в стихотворении судьба одного человека соединяется с судьбой целого народа.

— В чём поэт видит свою заслугу перед Отечеством? Как он оценивает своё поэтическое новаторство? В чём видит залог своего бессмертия?

— Выпишите слова высокого стиля и объясните их смысловую роль.

— Объясните смысл последней строфы и её функцию в стихотворении.

— Каково поэтическое пространство текста и его смысловая роль?

III. Практическая работа.
Составление плана ответа на вопрос: «В чём видит свои поэтические заслуги лирический герой «Памятника» Г. Р. Державина?»

Примерный вариант плана:

1. Тема поэта и поэзии в лирике Державина.

2. Обращение Державина к античным образцам.

3. Метафорический образ «чудесного, вечного» памятника.

4. Высокая оценка поэтом своего вклада в русскую литературу.

5. Переклички «Памятника» с одами Державина «Фелица», «Бог», «Властителям и судиям» и одой Горация «К Мельпомене».

6. Смысл обращения к музе в финале стихотворения.
Согласно легенде, первое слово, произнесённое ребёнком Державиным, было слово «Бог!», которое он сказал, увидев на небе чудесную комету с шестью хвостами. Она была открыта 9 декабря 1743 года голландским астрономом Клинкенбергом и независимо 13 декабря швейцарским астрономом де Шезо. Русские учёные наблюдали эту комету в феврале—марте 1744 года, когда Державину было всего 7—8 месяцев.
Но одна из его лучших од о человеке называется «Бог»


IV. Сообщение учащегося
«Почему в оде „Бог“ Г. Р. Державин прославляет человека?».

Обобщающая беседа:

В чём необычность изображения Бога в оде Г. Р. Державина?

Почему Державин обнажает двойственность человеческой природы: тело и дух?
(Тело человека смертно, а дух бессмертен.)

В чём видит поэт истинное предназначение человека?
(В бессмертии духа, которое даровано человеку Богом.)

Какие идеи современной ему науки поэт воплощает в оде?
(Поэт верит в современные ему научные открытия о множественности миров и видит Бога в бесконечности пространства, вечности времени, постоянном движении материи.)

В каких отношениях у Державина находятся Бог и человек?

(Поэт уверен в Божественном происхождении человека, хотя осознаёт свою ничтожность перед Богом. При этом человек не считается равным Богу, но становится способным понять Божественный мир и своё место в нём.)

Вопросы 1 и 3 из раздела учебника «В творческой лаборатории Г.Р. Державина».

V. «Забавный русский слог» Г. Р. Державина и его особенности

Анализ отрывка из школьного сочинения

В чём «дерзость» Г. Р. Державина?
В отступлении от знаменитых «правил» классицизма. Правила эти требовали, чтобы поэт «вещал», провозглашал в виде вечных истин те абстрактные добродетели, которые «положены» императорскому сану и выражались общим для од слогом. Державин же создал «забавный русский слог», помогавший ему раскрывать во всём, о чём бы он ни писал, свою личность. Шутка выявляла индивидуальный склад ума, манеру понимать вещи и взгляд на мир, свойственный именно данному поэту, его личное отношение к Екатерине II — человеку с характерными для него привычками, делами, заботами. Высокая простота лексического ряда, ямб как нельзя лучше воплощают спокойный, уверенный, далёкий от мирской суеты ход размышлений.

Вопросы для обсуждения:

— В чём плюсы рассуждений автора сочинения?

— Смог ли он раскрыть, что такое «забавный русский слог»?

— Подкрепляются ли рассуждения примерами из стихотворений?

— Охарактеризован ли взгляд поэта на мир?

— Что такое «высокая простота лексического ряда»?

— Почему ход размышлений автора «как нельзя лучше» воплощает ямб?

— Сделайте вывод о недостатках сочинения и усовершенствуйте его.

Обобщающая беседа:

В чём новаторский характер од Г. Р. Державина?

В чём новаторство языка од и стихотворений Державина — «забавного русского слога»?

Ответы на вопросы викторин № 2 и 3 из практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Итоговые вопросы:

Каковы особенности художественного мира, проблематики и тематики произведений Г. Р. Державина?

В чём видит свои поэтические заслуги лирический герой «Памятника»?

Домашнее задание

Выучить стихотворение «Памятник» наизусть.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока или выполнить «Творческое задание» учебника (по выбору учащихся).



Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2017.