СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок географии "Реки и озера Земли"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке знакомлю детей с реками и озерами мира. Применила игровые технологии для того, чтобы повысить интерес к теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии "Реки и озера Земли"»

Конспект урока географии в 7 классе по теме «Реки и озера Земли».

Учитель: Самарина Наталья Анатольевна.

Тип урока (по ФГОС): урок усвоения новых знаний.

Цели:

  1. Образовательные: выявлять причинно-следственные связи между зависимостью рек и озёр от рельефа и климата

  2. Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, делать выводы, развивать творческие, коммуникативные способности, воображение обучающихся.

3. Воспитательные: воспитание культуры общения, любви к природе.


Планируемые результаты:

Предметные: Планируемые результаты обучения:

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о зависимости рек иозёр от рельефа и климата, о распространении рек и озёрна Земле; формирование умений и навыков использования знаний о реках и озёрах в повседневной жизни, соблюдения мер безопасности на воде.

Метапредметные: формирование умений:

  • 1) работать с различными источниками географической информации —текстом, картами, схемами; 2) самостоятельно решать учебные и познавательные задачи; 3) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 4) создавать схемы;5) осуществлять комментированное чтение; формирование и развитие экологического мышления

Личностные:

  • формирование познавательного интереса на основе изучения материала параграфа; усвоение правил безопасного индивидуального и коллективного поведения на воде; формирование основ экологической культуры —охрана водоёмов от загрязнения.


Основные понятия. Водность реки. Речной сток. Твёрдый сток. Дельта. Эстуарий. Бассейн океана. Бассейн внутреннего стока.

 Оборудование: учебник, атлас, физическая карта полушарий, презентация.
 Практикум. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.

1. Организационный момент. (Слайд 1).

Учитель:

- Сегодня на уроке вы сидите группами – это значит, что будет преобладать групповая работа. Девиз нашего урока:

«Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине».

Посмотрели друг на друга, улыбнулись, пожелали успешной работы.

Учитель:

-Если на глобус Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть!

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться Вода? (Слайд 2)


Учитель: Первый в мире космонавт Ю. Гагарин увидел нашу планету из космоса голубой. Объясните, почему Земля голубая? (Вода на планете Земля занимает две третьих всей поверхности).

Учитель: Мировой океан един, хоть и сильно расчленен. Мировой океан делится на четыре основные части: Тихий (или Великий), Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны. Так как существует постоянный обмен водными массами между ними, деление Мирового океана на части во многом является условным.


      Проверка домашнего задания: (Слайд 3)

Учитель:

- Ответьте на вопросы.

- Что называют океаническим течением?

- Объясните основные причины образования течений? (ответ: постоянные ветры, рельеф дна, очертания материков, отклоняющаяся сила вращения Земли вокруг своей оси).

- Какими бывают течения по температуре? (теплые и холодные).

- Каким образом обозначают океанические течения на карте? (линии в виде стрелок красного или синего цвета).

- Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара? (от полюсов к экватору движутся холодные течения, а от экватора к полюсам – теплые. Течения в океане образуют круговые движения вод; в северном полушарии – по часовой стрелке, а в южном полушарии - против часовой стрелки. Направление течений зависит от направления ветров.)

Задание:

- Перуанское течение движется к экватору. Не глядя на карту, определите, теплое оно или холодное? (холодное). Бразильское течение движется в сторону от экватора. Не глядя на карту, определите, теплое оно или холодное? (теплое)

- Как называют течения, возникшие под влиянием ветров? (ветровыми).

(Слайд 4)

- Известный климатолог А.И. Воейков назвал течения Мирового океана «отопительной системой планеты». Объясните, как вы понимаете этот факт? (холодные течения охлаждают побережье, устанавливается высокое давление и сухая погода, теплые - несут тепло и влагу).

Учитель:

- А сейчас «Географический бой у карты». Кто больше течений покажет на карте.

2. Мотивация учебной деятельности. (Слайд 6-12)

Учитель под звук текущей реки и демонстрации слайдов загадывает загадку:

- Я рождаюсь из снегов, ручейков и родников.

То быстра я и игрива, то теку неторопливо.

Мелкою бываю в русле, или же глубокою,

Я вверху бываю узкой, а внизу – широкою.
- Какую же тему мы будем изучать сегодня на уроке?
Известный американский океанограф М.Ф. Мори сказал: «В океане есть река. Она не пересыхает и в самые сильные засухи и не выходит из берегов даже при самых сильных наводнениях. Её берега и ложе из холодной воды, а её стремнина из теплой… нигде в мире нет более величественного потока воды. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, а масса обеих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объема воды, которые несет он».

- О какой реке идет речь? (об океаническом течении).

- Океаническое течение можно сравнить с рекой, но все же настоящие реки находятся на поверхности суши.

3.Актуализация знаний. (Слайд 13)

Учитель:

- Есть горные реки, есть реки долин,

Все они разных длин и глубин.

- Что называют рекой? (река – это водный поток, текущий в выработанном им углублении).

- Назовите части реки. «Установи соответствие» (групповая работа)

А) Исток…..

3) это водный поток

Б)Устье….

1) это площадь, с которого вся вода стекает в реку.

В) Приток….

7) это скопление воды в природном углублении – котловине.

Г) Водораздел…

6) место впадения реки в другую реку или море (озеро).

Д) Озеро…

2) это река, которая впадает в главную реку.

Е) Река….

5) это начало реки.

Ж) Бассейн реки

4) это линия, которая разделяет 2 соседних речных бассейна.



- Что такое режим реки? (последовательность изменения уровня воды в реке)

4. Получение новых знаний. (Слайд 14 )

Учитель:

- Река, словно живое существо... У каждой реки свой характер, целый ряд только ей присущих черт и особенностей.

- Сравните на рисунках горную и равнинную реки. Объясните черты «характера» каждой реки.

- От чего зависит скорость течения реки? (от рельефа, от наклона местности, от разницы высоты между истоком и устьем).

Вывод: река – продукт рельефа.

Учитель: (Слайд 15 )

Обратите внимание на физическую карту.

- Как изображены реки на карте? (линиями синего цвета).

- Почему одни линии толстые, а другие тонкие? (крупные полноводные реки и мелкие реки).

- От чего зависит водность рек? (от климата) Найдите подтверждение этому факту в учебнике на стр. 64.

- От чего зависит режим рек? (от количества осадков и температур, и от распределения их по сезонам). Найдите подтверждение этому факту в учебнике на стр. 64.

(Слайд 16-17 )

- Самая многоводная страна мира Амазонка, почему? В России – это Енисей.

Вывод: река – продукт климата и природных условий.

Учитель: (Слайд 18 )

-Посмотрите на рисунок реки Колорадо. Послушайте сообщение и ответьте на вопрос: В чем причина образования каньона? Где могут образоваться такие же формы рельефа? (там, где земная кора состоит из рыхлых горных пород).

Ученик:

Когда смотришь на Большой Каньон, складывается впечатление, что кто-то орудовал здесь большим ножом. Река Колорадо вместе с притоками прорезала глубокие ущелья с вертикальными стенами – каньоны. Все они удивительно живописны. Грандиозное нагромождение отвесных скал немыслимых цветов – красного, коричневого, желтого и фиолетового; еле видимая далеко в низу ниточка реки Колорадо; облака, задевающие кромки гор; прозрачный воздух; солнце, лучи которого высвечивают один склон каньона, оставляя другой во мраке, – все это одновременно восхищает, и подавляет своей мощью. Длина Большого Каньона почти 450 км, а глубина – до 1,6 км. Ширина в верхней части от 8 до 25 км, а в нижней – местами не превышает 120 м.

Плато Колорадо, по которому протекают реки, образовано слоями пород, залегающими почти горизонтально, наподобие стопки блинов разной толщины. 2-3 млн. лет назад область плато испытывала поднятия. Реки текли в своем направлении еще до начала образования складок. Когда же район испытывал поднятия, они продолжали углублять свое русло, прорезая горные породы.

Учитель:

- В чем причина образования каньона? Где могут образоваться такие же формы рельефа? (там, где земная кора состоит из рыхлых горных пород).

(Слайд 19-22 )

От состава горных пород зависит объем твердого стока. Протекая по территориям, сложенным легко размываемыми породами, в устьях большинства рек образуется дельта – форма устья с протоками на мелководных участка моря (при большом количестве наносов) или эстуарии – воронкообразное устье реки, где море достаточно глубокое (здесь накопление наносов не происходит).

Задание: Используя текст учебника §17 стр. 60 приведите примеры и покажите на карте реки, имеющие устье в виде дельты или эстуарии.


Задание: Используя текст учебника, найдите определение терминам «дельта» и «эстуарии».

Вывод: реки – продукт строения земной коры.

II. Где текут самые крупные реки?

Учитель:

- Сравните физическую карту мира и климатическую. Сделайте выводы - где текут самые крупные реки?

- Где берут начало большинство рек мира? (с гор).

- Куда несут свои воды?

Задание: « Река – океан». (Групповая работа)

- Используя физическую карту, распределите реки по бассейнам стока: Дунай, Днепр, Дон, Печора, Волга, Урал, Амударья, Сырдарья, Обь, Енисей, Лена, Колыма, Амур, Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Инд, Ганг, Тигр, Евфрат, Брахмапутра.

- Какие реки, «выпадают» и не относятся бассейна данных океанов. В какую группу их можно объединить. Дайте название данной группе рек.

Данные оформите в виде таблицы.


Северный Ледовитый океан

Тихий океана

Атлантический

океан

Индийский

океан

Внутренний сток

Обь

Енисей

Лена

Колыма

Печора

Амур

Хуанхэ

Янцзы

Меконг

Дунай

Днепр

Дон

Амазонка

Миссисипи

Нил

Парана

Ориноко

Брахмапутра

Инд

Ганг

Тигр

Евфрат

Волга

Урал

Амударья

Сырдарья



- Какой океан выделяется по объему стока? (Атлантический. Потому что в него впадают реки Европы, реки Южной и Северной Америки).

- Почему эти реки не стекают в Тихий океан? (препятствуют Кордильеры).

Задание:

- В Африке нет высоких гор, однако реки Африки большей частью стекают в Атлантику. Используя текст учебника найдите объяснение этому факту. (понижение территории с востока на запад).

(Слайд 24-27 )

- Самые крупные реки начинаются в районе экватора. Почему? (выпадает много осадков). (Слайд 30 )

Вывод: Характер рек зависит от рельефа, климата и природных условий.

Итог (Слайд31 )

III. Где больше озер? (Слайд 32-33 )

Учитель:

Посреди поля лежит зеркало

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды –

В нем все отражается…

Как это зеркало называется? (озеро)

– Что такое озеро, какие бывают озёра, показать на карте.

- Поговорим о крупнейших озерах Земли.

- От чего зависит распространение озер на Земле? (от рельефа территории, от климата и от строения земной коры).

Задание: Задание «Озеро – материк». Найдите на физической карте мира крупные озера. Данные внесите в таблицу. (Слайд 34 )


Материк

Примеры озер

Происхождение котловин

Северная Америка

Большое медвежье

Большое невольничье

Виннипег

Атабаски

Ледниковые

Верхнее

Мичиган

Гурон

Тектоническое в прогибах

Африка

Виктория

Чад


Тектоническое в прогибах

Танганьика

Ньяса

Тектоническое в разломах

Евразия

Мертвое море

Тектоническое

Ладожское

Онежское

ледниковые

Байкал

Тектоническое в разломах

Южная Америка

Титикака

Поопо

Маракайбо

Высокогорные

Австралия

Эйр - Норт



- Сделайте вывод на каком континенте больше озер, на каком меньше.

(Слайд 35 )

Вывод: Распространение озер на Земле зависит от рельефа и климатических условий, главным образом от количества осадков. Размер озер больше зависит от происхождения котловин

5. Первичное закрепление изученного материала.

- От чего зависит скорость течения реки?

- От чего зависит водность рек?

- От чего зависит режим рек?

- Где протекают самые крупные реки мира?

- Как отличить озеро от реки в природе и на карте?

- Куда легче ехать на велосипеде: к реке или обратно?

Задание: «Третий лишний». Определите лишний географический объект и объясните, почему он лишний:

а) Онежское, Ладожское, Баренцево.

б) Байкал, Каспийское, Азовское.

в) Обь, Енисей, Амур.

Групповое задание. Игра «Филворд». Вычеркни названия рек и их части.

Какая команда сделает это быстрее.

6. Домашнее задание: §17, стр. 64 –67, задания на стр. 67.

7. Рефлексия.


Хлопните Топните Поднимите

в ладоши ногой руку


Литература:

География. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. В. Николина, А. А. Королева, Н. В. Кучинова, М. Е. Юлова] ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2014. — 176 с. — (Академический школьный учебник) (Полярная звезда). — ISBN 978-5-09-030075-9

































Приложение.


Задание: « Река – океан».

Дунай, Днепр, Дон, Печора, Волга, Урал, Амударья, Сырдарья, Обь, Енисей, Лена, Колыма, Амур, Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Инд, Ганг, Тигр, Евфрат, Брахмапутра.



Северный Ледовитый океан

Тихий океана

Атлантический

океан

Индийский

океан

Внутренний сток






















Задание «Озеро – материк».

Материк

Примеры озер

Происхождение котловин

Северная Америка


Ледниковые




Тектоническое в прогибах

Африка


Тектоническое в прогибах


Тектоническое в разломах

Евразия


Тектоническое


ледниковые


Тектоническое в разломах

Южная Америка


Высокогорные

Австралия












И

Игра «Филворд».



гра «Филворд».

В

У

А

Н

Г

А

Р

А

М

А

Д

П

О

К

А

Л

О

Б

Е

К

У

С

Т

А

Д

А

И

С

Т

О

К

Ъ

Р

А

Ь

В

О

Н

Е

В

А

Т

А

С

К

В

Е

О

Р

А

П

О

Л

О

В

О

Д

Ь

Е

Д

А

Л

Щ

Б

Ь

Н

Ь

М

Ю

Н

А

О

З

Е

П

О

Р

О

Г

Ъ

Ъ

У

Й

К

Д

Н

А

В

О

Д

О

П

А

Д

Ц

О

Е

Н

И

С

Е

Й

Т

У

Ч

М

Ь

Г

Л

Я

Р

Ь

В

Т

Е

Р

Е

К

О

Н