СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Имена существительные собственные и нарицательные»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок «Имена существительные собственные и нарицательные»»

Урок русского языка в 3 классе Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные» Для разработки урока использован цифровой образовательный ресурс LearningApps на этапах урока: рефлексии. Цель урока: формировать понятие об именах собственных и нарицательных имён существительных.

Задачи урока:

  • ознакомить с новыми терминами - существительные собственные и нарицательные; использовать в речи собственные и нарицательные имена существительные;

  • развивать умения различать смысловые значения слов и правильно употреблять заглавные и строчные буквы при написании имен существительных;

  • воспитывать интерес учащихся к русскому языку; развивать навыки работы в группах, в парах.

Планируемые результаты:

Личностные – формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

 Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь.

Предметные – уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация; раздаточный материал для: групповой работы (таблицы), индивидуальной (конверты); учебник «Русский язык»,

Ход урока

1. Организационный момент

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

(слайд 1)

Мы живем в стране российской, 
Признаем язык английский,
Итальянский, датский, шведский,
И японский признаем,
И китайский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поём.
(По С. Михалкову)

– На уроке мы будем писать, думать на нашем родном языке и постараемся узнать что-то новое для себя в области русского языка.

2. Словарно–орфографическая работа.

– Начнём работу со словарного диктанта.

(Ученики записывает слова в своей тетради, 2 человека за доской)

Записать одним словом:

  • синоним слова «дело»; (работа)

  • множественное слово от слова «ребёнок»; (ребята)

  • страна в которой мы живём (Россия);

  • столица нашей страны (Москва);

  • маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей);

  • сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь);

  • родная сторона (родина).

Проверка. (слайд 7) 
(работа, ребята, Россия, Москва, воробей, тетрадь, родина) 

– Какие задания можно выполнить с этими словами?

  • Определить части речи.

  • Разделить на группы: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

  • Разделить на группы: с заглавной и строчной буковой.

– Устно составьте предложения с этими словами.

3. Актуализация знаний


– А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы? Обсудите это в парах и дайте ответ.


Ещё с заглавной буквы пишутся:

  • Имена, фамилии, отчества

  • Имена сказочных героев

  • Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор…, то есть географические названия


а) Работа в группах с таблицей

– Разделитесь на 3 группы.

– Распределите слова по этим группам.


1.

имена, фамилии, отчества

2.

имена сказочных героев

3.

географические названия

4.














Слова для справок:

Байкал, Пушкин Александр Сергеевич, Калининград, Корней Иванович Чуковский,

Незнайка, Смирнов Илья, Москва, берёза, Золушка, сирень, озеро, Волга,

Кукушкина Лида, река, Гусев. Буратино, дуб.


б) Фронтальный опрос учащихся


– Какие слова остались не вставленными в таблицу?

– Давайте соберём их в отдельный 4 столбик. (слайд 8)

– Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? Обсудите в группе.


– А ещё можно найти отличия?

– Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?

– А словам в четвёртом столбике?


– В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена существительные собственные и нарицательные.

(Чтение детьми на слайде 9 правила)


Собственные имена существительные выделяют предмет из числа одинаковых и пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные имена существительные называют предметы в числе одинаковых и пишутся со строчной буквы.


– Значит, ребята, ФИО, имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена существительные. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов - это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы.


4. Постановка темы и целей урока

– Попробуйте назвать тему нашего урока.

Совершенно верно тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные) (Слайд 10)

– А кто сможет определить цели нашего урока?

  • отличать собственные и нарицательные имена существительные;

  • правильно употреблять заглавные и строчные буквы при написании

имён существительных;

  • использовать в речи собственные и нарицательные имена существительные


Чтение правила в учебнике, с. 15


– Как же пишутся имена собственные?
– Как же пишутся имена нарицательные?

Физкультминутка.

5. Работа по теме урока.

Постановка проблемы

– Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо. Давайте поможем почтальону.

Работа в группах


– Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо. Проверьте, верно ли вы подписали конверты.


КУДА: орел,

ул. зеленая, 5

КОМУ: мишкиной соне.


– Почему почтальон не может понять адрес?

– Так почему же запутался почтальон?

– Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?

– Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?


– Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Ребята, я вам уже говорила, что читать чужие письма нельзя, но сегодня исключительный случай. Нам с вами сегодня разрешили заглянуть внутрь конверта. И поэтому попробуем разобраться с этой проблемой.


Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.


Дети работают в группах (читают и исправляют ошибки).

Создание проблемной ситуации.


– Как бы вы написали слово дружок в предложении?


– Правильно думают все! Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова!


– Нам надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и того же слова.


6. Совместное «открытие» новых знаний.


Обсуждение - фронтальный опрос


– Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы?


– А что имели в виду те, которые написали со строчной (маленькой)?


–Чем отличаются эти слова?


–Вы все правы! А ещё точнее - эти слова отличаются лексическим значением.


Физкультминутка для глаз

7. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику, с. 16 упр. 23.


– Самостоятельно выберите и запишите по 3 существительных.

В первый столбик – нарицательные, а во второй – собственные.


Проверка


– Ребята, Мудрая Сова приготовила для вас информацию. Внимательно прочитайте её.

– Что нового вы узнали?

– Устно выполним упр. 24.

– Запишем с комментированием предложение ко второму рисунку.

8. Рефлексия.

– Оцените работу каждого участника группы – на листках диагностики.
– Ребята! Давайте выполним задание в интерактивном приложении LearningApps.
https://learningapps.org/2991576







9. Итог урока.

– Почему имена существительные получили название собственные? 

– Как же пишутся имена собственные и нарицательные?
– Чем интересен был сегодняшний урок?