Урок русского языка в 3 классе Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные»
Для разработки урока использован цифровой образовательный ресурс LearningApps на этапах урока: рефлексии. Цель урока: формировать понятие об именах собственных и нарицательных имён существительных.
Задачи урока:
ознакомить с новыми терминами - существительные собственные и нарицательные; использовать в речи собственные и нарицательные имена существительные;
развивать умения различать смысловые значения слов и правильно употреблять заглавные и строчные буквы при написании имен существительных;
воспитывать интерес учащихся к русскому языку; развивать навыки работы в группах, в парах.
Планируемые результаты:
Личностные – формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь.
Предметные – уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация; раздаточный материал для: групповой работы (таблицы), индивидуальной (конверты); учебник «Русский язык»,
Ход урока
1. Организационный момент
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
(слайд 1)
Мы живем в стране российской,
Признаем язык английский,
Итальянский, датский, шведский,
И японский признаем,
И китайский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поём.
(По С. Михалкову)
– На уроке мы будем писать, думать на нашем родном языке и постараемся узнать что-то новое для себя в области русского языка.
2. Словарно–орфографическая работа.
– Начнём работу со словарного диктанта.
(Ученики записывает слова в своей тетради, 2 человека за доской)
Записать одним словом:
синоним слова «дело»; (работа)
множественное слово от слова «ребёнок»; (ребята)
страна в которой мы живём (Россия);
столица нашей страны (Москва);
маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей);
сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь);
родная сторона (родина).
Проверка. (слайд 7)
(работа, ребята, Россия, Москва, воробей, тетрадь, родина)
– Какие задания можно выполнить с этими словами?
Определить части речи.
Разделить на группы: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Разделить на группы: с заглавной и строчной буковой.
– Устно составьте предложения с этими словами.
3. Актуализация знаний
– А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы? Обсудите это в парах и дайте ответ.
Ещё с заглавной буквы пишутся:
Имена, фамилии, отчества
Имена сказочных героев
Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор…, то есть географические названия
а) Работа в группах с таблицей
– Разделитесь на 3 группы.
– Распределите слова по этим группам.
1. имена, фамилии, отчества | 2. имена сказочных героев | 3. географические названия | 4. |
| | | |
| | | |
| | | |
Слова для справок:
Байкал, Пушкин Александр Сергеевич, Калининград, Корней Иванович Чуковский,
Незнайка, Смирнов Илья, Москва, берёза, Золушка, сирень, озеро, Волга,
Кукушкина Лида, река, Гусев. Буратино, дуб.
б) Фронтальный опрос учащихся
– Какие слова остались не вставленными в таблицу?
– Давайте соберём их в отдельный 4 столбик. (слайд 8)
– Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? Обсудите в группе.
– А ещё можно найти отличия?
– Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?
– А словам в четвёртом столбике?
– В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена существительные собственные и нарицательные.
(Чтение детьми на слайде 9 правила)
Собственные имена существительные выделяют предмет из числа одинаковых и пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные имена существительные называют предметы в числе одинаковых и пишутся со строчной буквы.
– Значит, ребята, ФИО, имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена существительные. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов - это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы.
4. Постановка темы и целей урока
– Попробуйте назвать тему нашего урока.
– Совершенно верно тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные) (Слайд 10)
– А кто сможет определить цели нашего урока?
отличать собственные и нарицательные имена существительные;
правильно употреблять заглавные и строчные буквы при написании
имён существительных;
Чтение правила в учебнике, с. 15
– Как же пишутся имена собственные?
– Как же пишутся имена нарицательные?
Физкультминутка.
5. Работа по теме урока.
Постановка проблемы
– Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо. Давайте поможем почтальону.
Работа в группах
– Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо. Проверьте, верно ли вы подписали конверты.
КУДА: орел,
ул. зеленая, 5
КОМУ: мишкиной соне.
– Почему почтальон не может понять адрес?
– Так почему же запутался почтальон?
– Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?
– Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?
– Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Ребята, я вам уже говорила, что читать чужие письма нельзя, но сегодня исключительный случай. Нам с вами сегодня разрешили заглянуть внутрь конверта. И поэтому попробуем разобраться с этой проблемой.
Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.
Дети работают в группах (читают и исправляют ошибки).
Создание проблемной ситуации.
– Как бы вы написали слово дружок в предложении?
– Правильно думают все! Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова!
– Нам надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и того же слова.
6. Совместное «открытие» новых знаний.
Обсуждение - фронтальный опрос
– Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы?
– А что имели в виду те, которые написали со строчной (маленькой)?
–Чем отличаются эти слова?
–Вы все правы! А ещё точнее - эти слова отличаются лексическим значением.
Физкультминутка для глаз
7. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику, с. 16 упр. 23.
– Самостоятельно выберите и запишите по 3 существительных.
В первый столбик – нарицательные, а во второй – собственные.
Проверка
– Ребята, Мудрая Сова приготовила для вас информацию. Внимательно прочитайте её.
– Что нового вы узнали?
– Устно выполним упр. 24.
– Запишем с комментированием предложение ко второму рисунку.
8. Рефлексия.
– Оцените работу каждого участника группы – на листках диагностики.
– Ребята! Давайте выполним задание в интерактивном приложении LearningApps.
https://learningapps.org/2991576
9. Итог урока.
– Почему имена существительные получили название собственные?
– Как же пишутся имена собственные и нарицательные?
– Чем интересен был сегодняшний урок?