Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Развитие компетенций |
Организационный момент | Приветствие. Настрой учащихся на работу, Организация внимания, проверка готовности к уроку. Объявление темы урока. | Подготовка к уроку. Приветствие учителя, запись темы урока | |
Целеполагание | После объявления темы урока предлагает учащимся поставить цель урока. Дополнив и уточнив их высказывания, предлагает познакомиться с планом работы, который представлен на слайде №3 презентации: Чем отличаются имена существительные собственные от нарицательных? Как пишутся имена существительные собственные? Каких имен в русском языке больше—нарицательных или собственных? Почему? | Работают в парах. Выдвигают ответы на поставленный учителем вопрос. Ставят цель урока. | Развивают учебно-познавательные компетенции: ставят цель урока и учатся ее достигать; Коммуникативные компетенции: овладевают способами совместной деятельности в паре. |
Знакомство с темой «Имена существительные собственные и нарицательные» Работа с текстом | После знакомства с текстом предлагает учащимся ответить на вопросы: Какие предметы называют нарицательные существительные? Приведите примеры. Какие предметы называют имена собственные существительные? Приведите примеры. Как пишутся имена существительные собственные? Приведите примеры. | Знакомятся с печатным текстом (он выразительно прочитывается вслух) с целью нахождения новой информации. Деление существительных на собственные и нарицательные является самым древним. Нарицательные отличаются от собственных тем, что они одним именем называют все однородные предметы (город, река, человек, страна и т.д.), а собственные являются названиями единичных предметов (Москва, Нальчик, Аслан, Украина) Страна—это общее слово для всех стран, однако у каждой страны есть индивидуальное имя: Россия, Болгария, Франция. Есть своё имя, отчество и фамилия у каждого человека. Лев Николаевич Толстой—имя, отчество и фамилия великого русского писателя. Собственных имён гораздо больше, чем нарицательных. Сколько в мире стран, рек, озёр, гор, городов, деревень ! Наша маленькая Кабардино-Балкария – одна из красивейших Северо-Кавказских республик России. На востоке и юго-востоке она граничит с Ингушской Республикой и Северной Осетией, на Севере - со Ставропольским краем, а на западе - с Карачаево-Черкесией. На территории Кабардино-Балкарии расположена самая высокая горная вершина Кавказа - Эльбрус (5642 м). Основные центры для занятий альпинизмом и горнолыжным спортом – это посёлки Эльбрус, Тегенекли и Терскол. Еще одним известным районом для занятий зимними видами спорта является Приэльбрусье. По самому длинному из ущелий - Баксанскому - дорога идет почти до подножия горы Эльбрус Работая в парах, подчеркивают ключевые слова в тексте, приводят примеры нарицательных и собственных имён существительных, собственных наименований. | Развиваются коммуникативные комплектации: учатся выделять ключевые слова, искать нужную информацию в тексте. |
Работа с таблицей «Имена существительные собственные и нарицательные» (слайд № 4) | Предлагает обсудить вопрос: Чем отличаются имена существительные собственные от нарицательных? | Анализируют таблицу: Нарицательные существительные . Называют однородные предметы, которые имеют что-то общее, одинаковое, какое-то сходство (человек, птица). Собственные существительные Это названия отдельных лиц, предметов (Лена, Москва). | Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы. |
Происхождение терминов (слайд №5 ) | Предлагает познакомиться с новой информацией | Слушают сообщение заранее подготовленной ученицы о происхождении терминов собственный и нарицательный: Слово «собственный» происходит от старославянского собьство, что означает «свое», «личное», «себе принадлежащее». Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова нарицати—называть. Ц1э уней ,ц1э зэдай ( на кабардинском ) | Развивают информационные компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации. |
Заполнение анкеты 5.Знакомство с презентацией «Секрет моего имени» 6.Знакомство с именами собственными на географической карте Кабардино -Балкарии 7.Презентация журнала и газет 8.Имена собственные в названиях мультфильмов Проверка понимания изученного .9.Это интересно Применение новых знаний | Предлагает заполнить 1 и 2 пункты и ответить на вопрос: какое имя существительное собственное для каждого человека самое важное? Просит ответить на вопрос, как пишутся географические названия Обращает внимание, как пишутся заглавия книг (слайд № 7) Спрашивает, интересной ли была презентация журнала и газет. Какие журналы дети читают дома? Обращает внимание, как пишутся названия журналов (слайд №8) Демонстрирует иллюстрации к мультфильмам (слайд №11) просит вспомнить их названия. Обращает внимает на то, как пишутся названия мультфильмов?(образец на слайде № 12) Предлагает ученикам проанализировать записи, сделанные в анкете: Какие имена существительные собственные пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки? Каких имён в русском языке больше- нарицательных или собственных? Почему? Чем отличаются имена собственные от собственных наименований? Учитель рассказывает пятиклассникам о переходе имён существительных собственных в нарицательные (слайд №13) и просит определить, как образовались существительные собственные. Организует деятельность учащихся по отработке полученных навыков написания имён существительных собственных. | Заполняют анкету Фамилия ________ Имя ______________ Страна ___________ Республика _____________ Село ___________ Улица _______________ Река _________ Книги _______________________ Журналы и газеты_______________________ Исторические события ___________ Мультфильмы ___________________ Смотрят презентацию «Секрет моего имени», приготовленную ученицей. Заполняют 3,4,5 пункты анкеты, объясняют правописание имён существительных собственных: Россия, Кабардино - Балкария, Псыншоко. Группа учеников, изучавших имена собственные на географической карте (слайд №6) Кабардино - Балкарии, задаёт вопросы классу: Назовите столицу Кабардино - Балкарии Какие вы знаете города Кабардино - Балкарии ? Какие реки протекают по территории нашей республики? Какие озёра есть на территории нашей малой Родины ? Продолжают заполнение анкеты (5,7,8) Группа учеников искала имена собственные в школьной библиотеке. Они представили журнал «Солнышко», газеты " Горянка", ""Прохладненские известия" рассказали, что интересного и познавательного нашли в них. Продолжает заполнение анкеты (пункт 11) Смотрят иллюстрации, вспоминают названия мультфильмов. Заполняют пункт 13 анкеты. Записывают образец написания названий мультфильмов (слайд № 11): «Каникулы в Простоквашино» «Кот в сапогах» " Рождение Сосруко" Работают в парах. Анализирует записи анкеты, определяют, каких существительных больше—нарицательных или собственных. Отвечают на другие вопросы учителя. Слушают учителя, знакомятся с информацией на слайде: Многие нарицательные имена образовались от собственных: пломбир—Пломбьер персик—Персия (Иран) определяют, как образовались эти существительные собственные: город Орёл пёс Шарик имена Вера, Надежда, Любовь Работают в парах. Выполняют практическое задание. Найди пару и исправь ошибки. Озеро " Опять двойка" Республика А.С.Пушкин Писатель Голубое Картина Кабардино-Балкария Поэт Л.Н.Толстой. | |
Развивают языковые компетенции: пишут грамотно, учатся находить и обозначать новую орфограмму. Ученица демонстрирует информационные компетенции: умения самостоятельно осуществлять анализ о отбор необходимой информации, умения ее преобразовывать и представлять в виде презентации. Приобретают учебно-познавательные компетенции через развитие самостоятельной познавательной деятельности; коммуникативные через говорение: одни учатся задавать вопросы, а другие—конструируют ответ. Развиваются языковые компетенции: дети учатся правильно писать географические названия, заглавия книг, журналов. Развиваются общекультурные компетенции. Развиваются коммуникативные компетенции: одни задают вопросы, другие формулируют ответы. Развиваются языковые компетенции: дети учатся правильно писать названия мультфильмов. Развиваются учебно-познавательные компетенции (интеллектуальная активность, самостоятельная мыслительная деятельность); Коммутативные через говорение: учатся формулировать ответы на поставленные учителем вопросы. Развиваются учебно-познавательные компетенции: самостоятельная мыслительная деятельность. Развиваются учебно-познавательные и языковые компетенции: учатся применять знания для решения практических задач. |
Рефлексия | Предлагает ученикам ответить на вопросы: Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие задания было интересно выполнять? Кто из ребят помог лучше освоить новую тему? Поставьте себе оценку за работу на уроке. | Говорят, что узнали об именах существительных собственных и нарицательных. Интересной была презентация ( презентация учащегося) о своём имени, рассказ ребят о журнале и газетах. | Развиваются учебно-познавательные компетенции: умение анализировать свою учебную деятельность. |
Домашнее задание | Предлагает разноуровневые задания. Творческим ребятам: узнать секрет своего имени. | Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Какими членами предложения являются имена собственные? Какие из них нужно заключить в кавычки? Руслан приехал к бабушк…Жен… в село (П псыншоко. Она угощала внука румяными п…рогами и к..нфетами Белоч?ка. Р руслан вместе с с…обакой Т тузиком бегал на реч?ку . Там купался, загорал и ч…тал журналы Солнышко и Нюр. Раскрой скобки и выбери верные написания. В каких случаях необходимо поставить кавычки? Страна (Р,р)оссия, теплоход (Р,р)оссия, автомобиль (М,м)осквич, кинотеатр (С,слава), громкая (С,с)лава, завод (С,с)лава, дружу со (С,с)лавой (А,а)нтоновым. Упражнение 489, стр. 198 | Будут развиваться учебно-познавательные и языковые компетенции. |