СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока « «Имена существительные собственные и нарицательные»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока « «Имена существительные

собственные и нарицательные»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока « «Имена существительные собственные и нарицательные»»



Технологическая карта урока « «Имена существительные

собственные и нарицательные»

в соответствии с ФГОС



Учитель: Тхакахова Ф.Х., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с.Псыншоко Прохладненского района КБР

Предмет русский язык класс 5

Авторы: программы М.Т.Баранов, учебника Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова

Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные

Цель урока: научить пятиклассников различать имена существительные собственные и нарицательные, правильно писать имена собственные.

Планируемые результаты:

личностные: обеспечить значимость решения учебных задач, указывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

межпредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действий с требованиями конкретной задачи;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделять существенную информацию из текстов разных видов, устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной деятельности;

предметные: научиться различать имена существительные собственные и нарицательные, употреблять имена существительные собственные и нарицательные

Понятия: имена существительные собственные и нарицательные

Задачи:

  • Обучающие—объяснить принцип деления имен существительных на собственные и нарицательные, использования заглавной буквы и кавычек при употреблении собственных имен существительных

  • Развивающие— способствовать развитию учебно-позновательной, информационной, языковой и коммутативной компетенции.

  • Воспитательные—продолжить формирование опыта работы в паре, воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе парной и коллективной работы, прививать интерес к знаниям, к предмету.

Тип урока: освоение новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Техническое оборудование— компьютер для учителя, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презенация

Структура урока:

  1. Организационный момент .

  2. Изучение новой темы. Работа с текстом. Заполнение анкеты.

  3. Закрепление.

  4. Подведение итогов работы. Рефлексия.

  5. Домашнее задание.

Оборудование: мультимедиа (презентация «Имена существительные собственные и нарицательные»), учебник «Русский язык 5» под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой, карта Кабардино -Балкарии



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развитие компетенций

  1. Организационный момент




Приветствие. Настрой учащихся на работу, Организация внимания, проверка готовности к уроку. Объявление темы урока.

Подготовка к уроку. Приветствие учителя, запись темы урока


  1. Целеполагание

После объявления темы урока предлагает учащимся поставить цель урока. Дополнив и уточнив их высказывания, предлагает познакомиться с планом работы, который представлен на слайде №3 презентации:

  1. Чем отличаются имена существительные собственные от нарицательных?

  2. Как пишутся имена существительные собственные?

  3. Каких имен в русском языке больше—нарицательных или собственных? Почему?


Работают в парах. Выдвигают ответы на поставленный учителем вопрос.

Ставят цель урока.

Развивают учебно-познавательные компетенции: ставят цель урока и учатся ее достигать;

Коммуникативные компетенции: овладевают способами совместной деятельности в паре.

  1. Знакомство с темой «Имена существительные собственные и нарицательные»

  1. Работа с текстом

После знакомства с текстом предлагает учащимся ответить на вопросы:

  1. Какие предметы называют нарицательные существительные? Приведите примеры.

  2. Какие предметы называют имена собственные существительные? Приведите примеры.

  3. Как пишутся имена существительные собственные? Приведите примеры.


Знакомятся с печатным текстом (он выразительно прочитывается вслух) с целью нахождения новой информации.

Деление существительных на собственные и нарицательные является самым древним. Нарицательные отличаются от собственных тем, что они одним именем называют все однородные предметы (город, река, человек, страна и т.д.), а собственные являются названиями единичных предметов (Москва, Нальчик, Аслан, Украина)

Страна—это общее слово для всех стран, однако у каждой страны есть индивидуальное имя: Россия, Болгария, Франция. Есть своё имя, отчество и фамилия у каждого человека. Лев Николаевич Толстой—имя, отчество и фамилия великого русского писателя.

Собственных имён гораздо больше, чем нарицательных. Сколько в мире стран, рек, озёр, гор, городов, деревень ! Наша маленькая Кабардино-Балкария – одна из красивейших Северо-Кавказских республик России. На востоке и юго-востоке она граничит с Ингушской Республикой и Северной Осетией, на Севере - со Ставропольским краем, а на западе - с Карачаево-Черкесией. На территории Кабардино-Балкарии расположена самая высокая горная вершина Кавказа - Эльбрус (5642 м). Основные центры для занятий альпинизмом и горнолыжным спортом – это посёлки Эльбрус, Тегенекли и Терскол. Еще одним известным районом для занятий зимними видами спорта является Приэльбрусье. По самому длинному из ущелий - Баксанскому - дорога идет почти до подножия горы Эльбрус

Работая в парах, подчеркивают ключевые слова в тексте, приводят примеры нарицательных и собственных имён существительных, собственных наименований.

Развиваются коммуникативные комплектации: учатся выделять ключевые слова, искать нужную информацию в тексте.

  1. Работа с таблицей «Имена существительные собственные и нарицательные» (слайд № 4)




Предлагает обсудить вопрос:

Чем отличаются имена существительные собственные от нарицательных?






Анализируют таблицу:

Нарицательные существительные .

Называют однородные предметы, которые имеют что-то общее, одинаковое, какое-то сходство (человек, птица).

Собственные существительные

Это названия отдельных лиц, предметов (Лена, Москва).

Учатся анализировать, сравнивать, делать выводы.








  1. Происхождение терминов (слайд №5 )

Предлагает познакомиться с новой информацией

Слушают сообщение заранее подготовленной ученицы о происхождении терминов собственный и нарицательный: Слово «собственный» происходит от старославянского собьство, что означает «свое», «личное», «себе принадлежащее». Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова нарицати—называть.

Ц1э уней ,ц1э зэдай ( на кабардинском )


Развивают информационные компетенции: поиск, анализ и отбор необходимой информации.




  1. Заполнение анкеты













5.Знакомство с презентацией «Секрет моего имени»





6.Знакомство с именами собственными на географической карте Кабардино -Балкарии










7.Презентация журнала и газет










8.Имена собственные в названиях мультфильмов

















Проверка понимания изученного





















.9.Это интересно


















  1. Применение новых знаний

Предлагает заполнить 1 и 2 пункты и ответить на вопрос: какое имя существительное собственное для каждого человека самое важное?










Просит ответить на вопрос, как пишутся географические названия





Обращает внимание, как пишутся заглавия книг (слайд № 7)
















Спрашивает, интересной ли была презентация журнала и газет. Какие журналы дети читают дома? Обращает внимание, как пишутся названия журналов (слайд №8)







Демонстрирует иллюстрации к мультфильмам (слайд №11) просит вспомнить их названия. Обращает внимает на то, как пишутся названия мультфильмов?(образец на слайде № 12)

Предлагает ученикам проанализировать записи, сделанные в анкете:

  1. Какие имена существительные собственные пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки?

  2. Каких имён в русском языке больше- нарицательных или собственных? Почему?

  3. Чем отличаются имена собственные от собственных наименований?



Учитель рассказывает пятиклассникам о переходе имён существительных собственных в нарицательные (слайд №13) и просит определить, как образовались существительные собственные.


































Организует деятельность учащихся по отработке полученных навыков написания имён существительных собственных.

Заполняют анкету

  1. Фамилия­­­­­­ ­­­________

  2. Имя ______________

  3. Страна ___________

  4. Республика _____________

  5. Село ___________

  6. Улица _______________

  7. Река _________

  8. Книги _______________________

  9. Журналы и газеты_______________________

  10. Исторические события ___________

  11. Мультфильмы ___________________

Смотрят презентацию «Секрет моего имени», приготовленную ученицей.



Заполняют 3,4,5 пункты анкеты, объясняют правописание имён существительных собственных: Россия, Кабардино - Балкария, Псыншоко.

Группа учеников, изучавших имена собственные на географической карте (слайд №6) Кабардино - Балкарии, задаёт вопросы классу:

  1. Назовите столицу Кабардино - Балкарии

  2. Какие вы знаете города Кабардино - Балкарии ?

  3. Какие реки протекают по территории нашей республики?

  4. Какие озёра есть на территории нашей малой Родины ? Продолжают заполнение анкеты (5,7,8)





Группа учеников искала имена собственные в школьной библиотеке. Они представили журнал «Солнышко», газеты " Горянка", ""Прохладненские известия" рассказали, что интересного и познавательного нашли в них. Продолжает заполнение анкеты (пункт 11)






Смотрят иллюстрации, вспоминают названия мультфильмов. Заполняют пункт 13 анкеты. Записывают образец написания названий мультфильмов (слайд № 11):

«Каникулы в Простоквашино»

«Кот в сапогах» " Рождение Сосруко"

Работают в парах. Анализирует записи анкеты, определяют, каких существительных больше—нарицательных или собственных. Отвечают на другие вопросы учителя.












Слушают учителя, знакомятся с информацией на слайде:

Многие нарицательные имена образовались от собственных:

пломбир—Пломбьер

персик—Персия (Иран)

определяют, как образовались эти существительные собственные:

  • город Орёл

  • пёс Шарик

  • имена Вера, Надежда, Любовь








Работают в парах. Выполняют практическое задание.

Найди пару и исправь ошибки.

Озеро " Опять двойка"

Республика А.С.Пушкин

Писатель Голубое

Картина Кабардино-Балкария

Поэт Л.Н.Толстой.


Развивают языковые компетенции: пишут грамотно, учатся находить и обозначать новую орфограмму.












Ученица демонстрирует информационные компетенции: умения самостоятельно осуществлять анализ о отбор необходимой информации, умения ее преобразовывать и представлять в виде презентации.



Приобретают учебно-познавательные компетенции через развитие самостоятельной познавательной деятельности; коммуникативные через говорение: одни учатся задавать вопросы, а другие—конструируют ответ. Развиваются языковые компетенции: дети учатся правильно писать географические названия, заглавия книг, журналов.



Развиваются общекультурные компетенции.

Развиваются коммуникативные компетенции: одни задают вопросы, другие формулируют ответы.



Развиваются языковые компетенции: дети учатся правильно писать названия мультфильмов.



Развиваются учебно-познавательные компетенции (интеллектуальная активность, самостоятельная мыслительная деятельность);

Коммутативные через говорение: учатся формулировать ответы на поставленные учителем вопросы.








Развиваются учебно-познавательные компетенции: самостоятельная мыслительная деятельность.















Развиваются учебно-познавательные и языковые компетенции: учатся применять знания для решения практических задач.


  1. Рефлексия


Предлагает ученикам ответить на вопросы:

  1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  2. Какие задания было интересно выполнять?

  3. Кто из ребят помог лучше освоить новую тему?

Поставьте себе оценку за работу на уроке.

Говорят, что узнали об именах существительных собственных и нарицательных.

Интересной была презентация ( презентация учащегося) о своём имени, рассказ ребят о журнале и газетах.



Развиваются учебно-познавательные компетенции: умение анализировать свою учебную деятельность.







  1. Домашнее задание

Предлагает разноуровневые задания.

Творческим ребятам: узнать секрет своего имени.

  1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Какими членами предложения являются имена собственные? Какие из них нужно заключить в кавычки? Руслан приехал к бабушк…Жен… в село (П псыншоко. Она угощала внука румяными п…рогами и к..нфетами Белоч?ка. Р руслан вместе с с…обакой Т тузиком бегал на реч?ку . Там купался, загорал и ч…тал журналы Солнышко и Нюр.

  2. Раскрой скобки и выбери верные написания. В каких случаях необходимо поставить кавычки?

Страна (Р,р)оссия, теплоход (Р,р)оссия, автомобиль (М,м)осквич, кинотеатр (С,слава), громкая (С,с)лава, завод (С,с)лава, дружу со (С,с)лавой (А,а)нтоновым.

  1. Упражнение 489, стр. 198

Будут развиваться учебно-познавательные и языковые компетенции.