СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок ИЗО "Когда текст и изображение вместе"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественно конструктивная деятельность средствами композиции в создании полиграфической продукции.

Просмотр содержимого документа
«Урок ИЗО "Когда текст и изображение вместе"»

7 класс изобразительное искусство

Тема урока: «Когда текст и изображение вместе»

Тип урока: комбинированный


Цель: формирование умений и навыков художественно-конструктивной деятельности средствами композиции в создании полиграфической продукции.

Задачи:

Развивающие:

- содействовать развитию творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса;

- развивать творческое воображение;

- приобщать обучающихся к чтению, графической культуре и освоению разнообразных способов передачи информации, в том числе с применением ИКТ;

- развивать логическое мышление и конструкторские способности.

Образовательные:

- создавать условия для успешного усвоения учащимися знаний о многообразии форм полиграфического дизайна, о приемах и принципах художественного оформления полиграфической продукции;

- формировать представления об основных элементах полиграфической продукции;

- формировать навыки работы в области макетирования;

- обучать приёмам и навыкам графического дизайна, на основе знаний композиции в процессе изучения и освоения видов полиграфического дизайна;

- создавать условия для создания оригинал-макетов в полиграфическом дизайне.

Воспитывающие:

- формировать навыки сотрудничества;

- воспитывать любовь и интерес к искусству и чтению, её истории и культуре;

- приобщать к конструктивным и изобразительным видам искусства посредством собственного творчества;

- формировать интерес к изучению предмета.

Планируемые результаты.

Личностные:

- осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);

- понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;

- уметь критически оценивать свою практическую деятельность, быть готовым

к сотрудничеству с одноклассниками, осваивать новые виды деятельности;

- получать эстетическое наслаждение от художественного оформления графической композиции.

Метапредметные:

Познавательные:

- осознавать познавательную задачу;

- выполнять учебно-познавательные действия в материальной форме;

- побудить учащихся размышлять о важности чтения.

Регулятивные:

- работать по плану, сверяясь с целью (соединять элементы, передавая ритм и движение, разрежённость и сгущенность);

- определять цель (многообразие видов графического дизайна), адекватно излагать своё мнение в диалоге, принимать и сохранять учебную задачу;

- понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.

Коммуникативные:

- работать в группе, обмениваться мнениями, учиться понимать позицию партнёра;

- планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение;

- обсуждать процесс и результаты деятельности.

Предметные:

- понимать и узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление плаката и открытки;

- выбирать и использовать различные способы композиции плаката и открытки;

- развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности.

Оснащение урока:

1. Компьютеры, художественные принадлежности.

2. Мультимедиапроектор.

3. Выставка полиграфической продукции.

План урока:

1. Дать определение графики, основных ее видов и роли графического дизайна в современном искусстве; рассмотреть значение чтения в современном мире.

2. Просмотр видео урока с последующим объяснением.

3. Выполнение самостоятельной работы с использованием ИКТ – технологий и художественных материалов.

4. Анализ и обсуждение работ, подведение итогов.

Сценарий урока

Организационный момент (1мин.)

Класс поделен на группы

Вступление.  Изобразительное искусство многообразно. Назовите виды изобразительного искусства (показ иллюстраций).

Ответы детей: Живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн.

Что общего в видах искусства?

Ответы детей: художник создает композицию.

Мотивирование (2мин.)

Попробуйте продолжить высказывание архитектора эпохи Возрождения Л.Альберти: «Никогда не берись за карандаш или за кисть, пока ты как следует …».

Ответы детей: …(не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо, поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины).

Актуализация знаний (6 мин.)

Что такое композиция?

Ответы детей: Композиция - это гармоничная компоновка различных элементов, соединенных в единое изображение.

Какие законы композиции вам известны?

Ответы детей:  Существует пять законов композиции: закон целостности, закон пропорций, закон симметрии, закон ритма, закон главного в целом.

Группам предлагается на листе бумаги создать композицию из предложенных элементов (аппликативный материал в виде геометрических фигур из цветной бумаги, строки из газет в виде прямоугольников, буквы). На листах подписаны названия композиций: симметричная композиция, асимметричная композиция, динамичная композиция, статичная композиция.

/Приложение 1/.

Команды демонстрируют композицию и дают характеристику: понятие композиции, какие законы композиции использовали, правила организации пространства, какую роль играет цвет и шрифт в композиции).

Таким образом, пройдет повторение пройденного материала.

Объявление темы урока:

Где используются знания композиции в современном мире?

Ответы детей: по мимо видов искусства (живопись, архитектура, литература, музыка) во флористике, шахматах, программировании, фотографии.

Решение учебной задачи (6мин.)

Во время просмотра видео урока задумайтесь над этим вопросом.

Просмотр видео урока в РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2710/main/

Видео урок. Буквы, иероглифы и вязь представляют собой уже известные нам линии, но передающие всем единую информацию, конкретный смысл. В этом уроке мы научимся использовать буквы в качестве художественных элементов при создании плакатов и мини-плакатов (открыток). Начиная с древнейших времен, люди передавали информацию друг другу и следующим поколениям с помощью рисунков. Именно отсюда современные буквы начинают свою историю. Все мы знаем, что буквы могут писаться по-разному. Сочетание формы и пропорций разных букв формируют собой шрифт. Шрифт – это буквы, объединённые одним стилем графического начертания.

Если мы посмотрим на различные типы линий, то легко заметим, что буквенная строка – это тоже линия, но несущая в себе смысл. Очень часто строки используются в графическом дизайне именно в качестве линий. Однако, при создании плаката или обложки текст заменяется на бессмысленный набор букв. Это позволяет увидеть композицию работы, не отвлекаясь на содержание текстовых элементов. Такой прием художники-дизайнеры называют «рыба».

Искусство композиции лежит в основе графического дизайна. Одним из ярких представителей графического дизайна является плакат. Он представляет собой изобразительную композицию, включающую в себя картинки и активно воздействующий текст. Плакат является произведением, сочетающим в себе как графику, так и дизайн. Соединение изображения и текста по принципу образно-смысловой значимости называют монтажом. Монтаж придает новый смысл как изображению, так и тексту. То есть с помощью монтажа рождается новый художественный образ. А для того, чтобы этот образ не разрушался, используется стилистическое и цветовое единство шрифта и изображения.

В качестве изображений для плакатов используются рисунки и фотографии. Рисунки могут быть как реалистичными, так и декоративно-абстрактными. Но чаще всего на плакатах используются фотографии. Они могут быть как отдельным элементом, так и «вырастать» из фона. При этом может использоваться техника коллажа. Чтобы добиться эффекта «вырастания», необходимо вырезать фотографию объекта по контуру и вставить её в эскиз плаката. Затем с помощью градиентной маски размыть часть объекта в том месте, где он должен переходить в фон. Теперь на получившемся пустом месте можно вписать текст.
Фотография может являться как фрагментом композиции, так и фоном для схематичных изображений и текста. Чтобы текст и изображения были читаемы на фоне фотографии, их размещают в более спокойной и нейтральной части фона. Шрифты подбираются контрастного с фоном цвета, а также могут отбиваться при помощи обводки или тени.

Частным примером плаката является открытка. Изображение и шрифт играют в ней ключевую роль, как и в плакате. А их сочетание должно быть гармоничным. Но, в отличие от плаката, текст открытки отличается краткостью, а тематика может быть раскрыта конструкцией.
Для создания плакатов и открыток дизайнеры используют различные компьютерные программы. Но, созданные вручную, эти предметы по-прежнему никого не оставят равнодушным.

Ответы детей: знания композиции используются в создании полиграфической продукции.

Символом своего времени стали плакаты «Помоги», «Родина-мать зовет!» (просмотр этих плакатов на странице 34 учебника). /Приложение 1/.

Выразительность и яркая образность этих плакатов помогли остаться им в памяти народной.

Как вы думаете, какая тема урока?

Ответы детей: «Когда текст и изображение вместе».

Постановка цели и задач

Попробуйте определить цель и задачи урока

Ответы детей: Выполнить макет плаката или мини-плаката (открытки). Композицию полиграфической продукции строить по законам композиции и требованиям к плакату. В работе использовать художественный материал, а также технические средства.

Закрепление новых знаний (18мин.)

На столах у каждой группы лежит материал: фотографии, иллюстрации, афоризмы о чтении и книге.

Рассмотрите предложенный вам материал. Предположите, на какую тему вам нужно создать макет плаката или мини-плаката (открытки)?

Ответы детей: «Читательская грамотность».

Как вы думаете, почему затронута эта тема?

Ответы детей: В условиях информатизации и интеллектуализации общества, перехода на электронные носители информации, идет процесс снижения интереса к чтению и книге как духовной и социокультурной ценности. Ребята отдают предпочтение просмотру телевизора, игре в компьютер, планшет, телефон и т.д. Конечно, такие увлечения не способствуют полноценному формированию грамотной личности. Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Как видим, главный акцент сделан на понимании и использовании текстовой информации. Кроме того, читательская грамотность главной своей целью преследует социализацию личности через чтение. Исследования ученых показывают, что чтение для удовольствия (или свободное чтение) очень существенно влияет на жизнь людей независимо от их общественного положения. Постоянно читающий человек социально активен и успешен. Безусловно, такой широкий взгляд на чтение продиктован требованиями и условиями современной жизни.

Объяснение задания: На столах каждой группы в предложенном наборе есть афоризм о значимости чтения и книги.

В группах по 5 человек: 3 человека работают на листе А3 над созданием плаката или открытки, 2 человека создают макет плаката на компьютере, графический редактор ребята выбирают самостоятельно, набор иллюстративного материала прилагается, либо можно воспользоваться средствами Интернета.

По какому плану будете работать?

Планирование учащимися способов достижения цели (обсудить):

  1. Прочитать афоризм и выделить главное. Сформулировать лозунг.

  2. Из предложенного набора аппликативных элементов выбрать соответствующие для создания макета плаката или открытки.

  3. Обдумать композицию из выбранных элементов.

  4. Произвести монтаж (соединить изображения и текст по принципу образно-смысловой значимости), при необходимости использовать дополнительно художественный материал.

  5. Соблюдать требования к созданию грамотной композиции /Приложение 1

Работа с афоризмами /Приложение 2/.

Инструктаж по технике безопасности на уроке при работе с ножницами.

Просмотр, анализ, оценка работ учащихся (3 мин.) /Приложение 2, 3/.

Рассмотреть все выставленные работы, рассказать о трудностях при выполнении задания. Оценить выполненные работы. Ответить на вопрос: Как могут помочь данные макеты в формировании читательской грамотности? Как и где их можно использовать? (оформить выставку в школе; отсканировать работы, размножить и распространить в поселке – на дверях учреждений, подъездов домов и т.д.; открытки подарить учащимся начальной школы).

Рефлексия деятельности (итог урока) (4мин.)

Учащиеся составляют синквейн (на выбор). /Приложение 4/.