СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Красота русского народного костюма" 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Уважение к минувшему - вот черта отличающая образованность от дикости".

                                                                                                             А.С.Пушкин

Просмотр содержимого документа
«Урок "Красота русского народного костюма" 5 класс»

Тема урока: «Красота русского народного костюма»  5 класс

Цели: изучить изображение русского костюма в картинах русских художников, познакомить обучающих с русским народным костюмом. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление обучающихся, прививать интерес к русскому народному творчеству, к истории нашего народа.

 

Вид деятельности: рисование.

 Планируемые результаты: дети анализируют  образы с изображением русских костюмов в работах знаменитых художников; приобретают знания об изменении идеалов русской красоты.

 Оборудование:

Для детей - принадлежности для рисования, презентации детей.

Для учителя – интерактивная доска, классная доска, репродукции художников.

 Ключевые слова и понятия: ансамбль, колорит, епаничка, понева, кокошник, сарафан.

Ход урока:

Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку).

Повторение пройденного материала:

  • Какие символы в орнаменте народной вышивки вы знаете?

  • Какие цвета использовали в орнаменте?

 Беседа по теме урока, психологический настрой на занятия:

Сегодня , ребята, мы с вами попробуем представить себе, как жили люди лет 200 назад. (Слайд с изображением  картины художника Венецианова. «На жатве. Лето»).

      Что вы можете сказать о жизни русской семьи?

     Какая это была жизнь?

      Как жили люди летом, а как зимой?

     (Дети высказывают свое мнение.)

      Все правильно вы говорите. В русской семье тяжелая жизнь была в прошлые века.

   Весной и летом тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовки на зиму.

   Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда было уже совсем темно. (Слайд с изображением  картины художника Б.Кустодиева «Сенокос») .

   Но когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему.

   Все надевали лучшую, праздничную одежду.

   Шили сами одежду, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство.   Любую одежду очень берегли, потому что она доставалась большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, не одному поколению семьи.

  • А какую одежду они носили?

  • Она отличалась от нашей? Из чего она состояла? (Ответы детей).

      Молодцы, все вы уже знаете, действительно,одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было  работать в поле.

      Женском костюм обычно состоял из рубахи   и сарафана.

       А сейчас мы  послушаем ребят, которые приготовили сообщение о русских костюмах.

       Какими были рубаха и сарафан?

Презентации детей.

Ученица:

Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза».  Особенно украшались ворот , грудь , оплечья, подол – места возможных «входов злых духов».  Рубахи в которых женщины косили, назывались рубахи «сенокосцы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее её владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от неё, и в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле.

Сарафан – одевали, поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Епаничка -  короткая клешёная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани, одевалась поверх для тепла.

Понёва – носили вместо сарафана – клетчатая юбка , состояла из трех полос, домотканая из шерсти. Её обшивали лентами и тесьмой, к поневе прилагался передник так же украшенный вышивкой со знаками земли, воды, птицами. Он оберегал живот.

Ученик:

Мужской костюм: был менее затейлив. Его основой была рубаха  - косоворотка. Шили ее из белой, синей, красной ткани, украшали вышивкой.

Порты -  завязывались на шнурке вокруг талии. Богатые шили порты из шелка, сукна, заправляя их в сафьяновые сапоги. Простой народ носил порты из холста, а ноги обматывали онучами и заправляли в лапти. Поверх одевали зипун и повязывали пояс, на голову шапку из сукна или войлока.

Ученица:

Головной убор – очень важная деталь женского костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было определить, сколько лет женщине, замужем ли она, социальный слой, количество детей.

Девицы – носили венцы из повязки и имели право ходить простоволосыми.

Замужние – женщины прятали волосы под кокошник.

Головной убор – был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.

(просмотр работ художников  К. Юон «Весенний солнечный день», Б. Кустодиев «Пасхальный день», «Крестный ход» «Праздники в деревне»).

Показ на доске эскизных рисунков и готовых работ мужской и женской одежды , выполненных учащимися прошлых лет.





Физминутка:

(Энергичное марширование на месте.)

В поле бабочки летают,

Крылья пестрые мелькают.

(Помахивание руками, поднимая их вверх.)

Полетели поскорей,

Все быстрей, быстрей, быстрей!

(Легкий бег на месте с разведенными в стороны руками.)

Рефлексия:

Назвать виды мужской и женской одежды?

Назвать декоративные детали в украшении одежды?

Творческий момент:

Сейчас на основе пройденного материала о русском костюме выполните эскиз женского или мужского костюма.

Итог урок: просмотр работ ребят. Выставление отметок. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: Подобрать материал к теме «Народные праздники»