План – конспект
По литературному чтению
Урок № 63
Тема: «Л.Н.Толстой и К.Д.Ушинский. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка».
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского, их творчеством совершенствовать навыки выразительного чтения, развить устную речь и логическое мышление.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: самостоятельное чтение рассказов авторов; определение смысла поступка героев; привести свои примеры на определенные жизненные ситуации.
Метапредметные.
Регулятивные: формируют и удерживают учебную цель, установка на поиск способов разрешения трудностей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения.
Познавательные: выделяют и формируют проблемы, выдвигают гипотезы, осознанно и произвольно строят речевые высказывания.
Коммуникативные: учатся работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой. Выразительно читать рассказы Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся.
- Проверим вашу готовность к уроку.
Надеюсь, вы сегодня порадуете меня. А с каким настроением вы пришли на урок?
Самоопределение к деятельности
- Сегодня мы с вами поговорим о плохих и хороших поступках – слайд 1.
Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты
И друзей в помине нет.
За конфету каждый друг.
Так и рвёт её из рук
Ну, зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.
- Что это?
( Стихотворение)
- Настоящая ли это дружба? Нужны ли такие друзья? Что для вас значит дружба? - слайд 2.
- Что же входит в слово «дружба»
( Доброжелательность, отзывчивость, честность, мудрость, верность, щедрость).
- А теперь давайте познакомимся с авторами рассказов, которые мы сегодня прочитаем.
- Л.Н.Толстой – слайд 3.
- Родился 28 августа 1828 года, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Толстой был четверным ребенком в большой дворянской семье – слайд 4.
- Мать умерла, когда ему не было и 2-х лет. Отец был добродушным человеком, любил читать. Отец также рано. После Л.Н.Толстого воспитывала дальняя родственница – слайд 5.
- Всю жизнь провел в поселке Ясная Поляна. Он любил родные места, любил гулять по лесу. Часто писал на нравственные темы. Его произведения помогают понять, как делать можно, а как нельзя – слайд 6.
- К.Д.Ушинский – слайд 7.
- Родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле в семье Д.Г.Ушинского – отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина – слайд 8.
- Памятный знак Константину Дмитриевичу который учился в Московском Университете – слайд 9.
-Давайте познакомимся с рассказами
( Учебник 94-95 стр.)
Физкультминутка
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладошки три хлопка,
Головою три кивка
На четыре! – руки шире.
Пять! – за парту тихо сесть
Закрепление учебного материала
Вопросы по тексту стр. 94.
У кого был конь?
Что произошло между Петей и Митей?
Кто решил их спор?
Почему мама отобрала коня?
Как могли играть мальчики? Что бы вы им посоветовали?
Что хотел нам сказать автор этим рассказом?
Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. С чем вы уходите сегодня с урока?
Итог урока
- О каких писателях мы сегодня говорили?
- Как вы думаете, какими автор хотел видеть детей?
Мне бы хотелось закончить урок словами одного мудреца: « В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы, исключить из жизни дружбу это все равно, что лишить мир солнечного света».