Урок Литературное чтение 28.01.2022
Тема:Михаил Зощенко « Ёлка»
Тип урока: Урок введения нового знания.
Цели урока:
Образовательные:
-познакомить учащихся с новым произведением;
-отрабатывать навык выразительного чтения.
Коррекционно-развивающие:
-корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
-пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
-развивать связную устную речь учащихся.
Воспитательные:воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к
своим поступкам.
Планируемые результаты:
личностные:
-самоопределение – имеют желание учиться, принимают социальную роль
ученика;
-смыслообразование – имеют ценностные ориентиры и смыслы учебной
деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ
собственного знания и незнания;
-нравственно- этическая ориентация – способны к решению моральных
проблем, выдвинутых в литературных произведениях;
метапредметные:
регулятивные – осуществляют контроль своих действий, участвуют в оценке
результатов деятельности;
коммуникативные – входят в коммуникативную игровую и учебную ситуацию;
познавательные – выделяют события, видят их последовательность в
произведении, формулируют познавательную цель;
предметные: пересказывают содержание рассказа по вопросам учителя,
эмоционально реагируют на события произведения при слушании и чтении.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Эмоциональный настрой на урок
Повернитесь,Улыбнитесь,Поздоровайтесь,Вернитесь.
- В такой морозный зимний день так хочется солнечного света и тепла. На
столах у каждого из вас лежит солнышко, мы будем пририсовывать ему лучи как
только что – то новое узнаем или чему – то научимся на уроке. И в конце урока
солнце порадует нас своим светом и теплом.
СОЛНЦЕ
А теперь за работу.
- «Закройте глаза и скажите: «У меня все получится. Я все смогу»
II. Давайте составим совместный план урока
1. Проверка домашнего задания
2. Знакомство с новым материалом.
3. Закрепление.
4. Итог.
Проверка домашнего задания. ТЕСТ
СОЛНЫШКО –луч (справились с д/з)
Актуализация знаний.
Развитие внимания
кёлкайтснегывц (елка, снег)
щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)
а) Найти среди буквенного текста слова
Задание: Какое лишнее? Почему?
-Я сегодня на урок тоже принесла ёлку. А под ёлкой шкатулка идей.
- На какие 2 группы ты можем разделить идей? (хорошие и плохие)
-Какие идеи называются плохими? Хорошими
- Я сейчас представлю свои идеи, а ты должен определить какая это идея?
Если хорошая поднимаешь карточку Х и мы будем вешать игрушку на ёлку, если
считаете плохой, то поднимаете букву П и игрушку не будем вешать..
КАРТОЧКИ Х - очень хорошая идея П – плохая идея
Идеи:
1. Лучше поставить и нарядить на Новый год искусственную ёлку, а лес сохранить. (Х)
2. Хорошо бы одному без взрослых запускать на Новый год петарды и
фейерверки. (П)
3. Надо учить стихи на Новый год и рассказывать их Деду Морозу. (Х)
4. На Новый год дарить родным и близким подарки. (Х)
5. На ёлке зажечь свечи. (П)
6. Дать младшему брату повесить на ёлку стеклянную игрушку. (П)
Вывод : прежде чем совершить какой – то поступок, подумай не навредит ли он
тебе и окружающим.
СОЛНЫШКО-луч (научились понимать что хорошо и что плохо)
Сообщение темы и постановка целей урока
- Как ты думаешь, почему я принесла ёлку? (Мы будем читать произведение о
ёлке).
Давайте проверим.
Откройте учебник на странице 59 и проверим правильно ли ты определил тему.
- Как же называется произведение, с которым мы будем сегодня знакомиться?
Ёлка
-Кто автор этого произведения? (Михаил Михайлович Зощенко)
- Сформулируй цель и задачи урока.
1. Познакомиться с произведением, сделать анализ и определить главную мысль.
Познакомиться с биографией и творчеством Зощенко.
Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.
Проанализировать произведение и понять его основную мысль.
- Что мы знаем об этом писателе? (писал о детях. Его произведения написаны
с юмором и очень поучительные. В них автор показывает недостатки людей, учит
нас добру, помогает стать лучше.)
Какие рассказы Зощенко вы читали? («Великие путешественники», «Золотые
слова»).
-Как звали героев этих героев?
-Я думаю, что вы помните также, что из мальчика Миньки впоследствии вышел замечательный писатель и как его фамилия вы догадались?
Усвоение нового материала.
1. Биография автора (сообщение ученика).
Михаил Михайлович Зощенко родился 28 июля 1895 в Полтаве. Его отец был
художником. А мама - актриса, а также писала рассказы. В семье было 8 детей.
В 1913 году Михаил Михайлович Зощенко окончил гимназию в Петербурге.
Учился на Юридическом факультете Петербургского университета. Не закончив
его, отправился добровольцем на фронт Первой мировой войны. За храбрость и
отвагу был награждён 5орденами. Вернувшись после ранения домой, он захотел
написать обо всём, что видел и слышал.
В 1921 году вышла его 1 книжка. Зощенко писал рассказы, чтобы помочь
людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. Читая его
рассказы, люди смеялись и этим смехом вылечивались, постепенно расставаясь с
недостойными привычками
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, всю
жизнь напоминала о себе. И в возрасте 64 лет Зощенко умирает в Ленинграде.
Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
- Что нового узнали об авторе? СОЛНЫШКО-луч
2. Прогнозирование.
- Давайте сделаем предположение, о чем пойдет речь в произведении,
учитывая название и особенности творчества автора? Поможет нам в этом опять
наша ёлка
- О том, как Леля и Минька праздновали Новый год. Произведение будет
юмористическое, там будут высмеиваться недостатки детей, и мы для себя
сделаем вывод, как же нужно поступать правильно.
- Ребята, Новый год в нашей стране наступил. Есть страны, где ещё не
праздновали Новый год (По восточному календарю Новый год будут праздновать
в ночь с 18 на 19 февраля)
- Как узнать правы ли мы? (надо прочитать)
- Но прежде чем прочитать проведём словарную работу
3. Словарная работа
Золотушный ребенок-больной ребенок
Длинновязая-высокая
Пастилка-кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
Церемонится-проявлять излишнюю мягкость, стеснение
- Встретились ли вам слова значение которых вы не знали?
- Чем мы сейчас занимались? пополнили свой словарный запас
СОЛНЫШКО-луч пополнили свой словарный запас
Физминутка
4. Знакомство с произведением (видео )
Понравилось вам игра актёров? Почему?
Вывод надо учиться читать выразительно.
СОЛНЫШКО-луч – познакомились с произведением
5. Анализ произведения.
- Подтвердились ли ваши предположения о содержании произведения ?
- Назовите жанр данного литературного произведения?
- Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает
эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе.
СОЛНЫШКО-луч определили жанр.
Проверка первичного восприятия
1. Беседа по содержанию. Мозаика вопросов.
- От чьего лица идёт текст? (автор-40 лет, о своём детстве)
– Где и когда происходят события?
(в доме семьи Зощенко, в канун праздника Нового года)
– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи,
пастилки, крымские яблочки)
-Кто главные герои (Лёлька и Минька)
- Кто виноват в том, что праздник получился грустный (Дети).В чём оказались виноваты дети?
1. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.
2. Грубили взрослым
3. Выгнали гостей
4. Минька ударил мальчика
5 .Из – за их поссорились взрослые
- Чем закончился праздник?
- Хозяева остались одни. Дети пошли спать.
- Какое решение принял папа?
(Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки.)
- Правильно ли он поступил?
Вывод: Родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая
обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки
детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное- подавать
пример правильного поведения.
Физкультминутка
- В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения (И за все
эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не
ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой
сравнительно веселый и добродушный.)
Для чего мы отвечали на вопросы? (чтобы проанализировать рассказ)
СОЛНЫШКО-луч - анализировать рассказ
Коллективная работа :
-А теперь дадим характеристику главным героям текста и их поступкам, найдём в рассказе опорные слова и словосочетания.
Лёля | Минька |
было 7 лет | ударило 5 лет |
высокая, длинновязая | удивительно маленького роста |
исключительно бойкая | тихий |
исключительно бойкая | ничего нельзя достать |
моментально съедает | откусываю |
не церемонится | чуть не заревел |
I группа – Мальчик Минька.
II.группа-девочка Лёля.
Работа с пословицами
-Можете ли вы вспомнить и назвать пословицы, смысл которых отражает нашу проблему урока? (дети приводят примеры) (слайд)
Посмотрите на слайд и прочтите замечательные слова М.Зощенко про свою жизнь.( вслух один уч-ся)
-Могут ли эти слова писателя стать девизом вашей жизни?
Итог урока
- Какая цель у нас была на уроке? (познакомиться с произведение, автором и
выделить главную мысль)
- Как называется произведение, с которым мы познакомились на уроке?
- Кто автор этого произведения?
- Что хотел сказать Зощенко нам своим рассказом? Вывод: Мы должны
помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам
родных, близких и совсем не знакомых людей, наших домашних животных и даже
самой природы. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства.
- Объясните почему? В семье должны жить все дружно и ладить.
Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не
поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.
- Бывали у вас такие случаи в жизни, о которых стыдно вспоминать?
А какой урок вы извлекли из этого произведения? Прежде чем сказать и
сделать, нужно подумать, не обижу ли я кого, задуматься о последствиях моих
поступков. Если что-то делаю не так, вовремя остановиться, исправить
положение. Постараться не доводить неприятную ситуацию до конфликта.
Грубость и агрессивное поведение приводит к одиночеству.
Домашнее задание
1. Приготовить пересказ мальчикам от лица Миньки, девочкам от лица Лёльки
2. Нарисовать по желанию обложку к рассказу.
Рефлексия. Посмотри на солнышко, сколько лучиков на нем.
- А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет (встаньте), если вы были внимательными ( встаньте) – желтый цвет, если вы были артистичными (встаньте) – зеленый.
Самооценивание
Урок интересный, потому что…
взволновал…
заставил задуматься
дал понять…
навел меня на мысль.