СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 3 классе "Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь №2"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе "Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь №2"»

Урок литературного чтения в 3 классе.

Дата проведения: 24.12.20


Тема: Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2».

Цели урока: обобщить знания учащихся по пройденной теме; развивать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор; воспитывать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно, в группах, по созданию проекта «Мои любимые стихи», оценивать свои достижения.

Формирование УУД:

-организационно-регулятивные: волевая саморегуляция, постановка учебной задачи; планирование;

- личностные: действия смыслообразования;

коммуникативные: умение слушать; участие в коллективном обсуждении; умение выражать свои мысли;

-познавательные: умение структуировать знания;

-общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

- логические: построение логической цепи рассуждений.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

1.Организация начала урока

-Добрый день, ребята и уважаемые гости!

Снова прозвенел звонок и нам нужно приниматься за работу. Давайте улыбнёмся друг другу и присядем за парты.

2. Мотивация к учебной деятельности (Речевая разминка)

-Чтобы у нас на уроке все получилось, мы должны подготовиться. Я вам предлагаю выполнить дыхательную гимнастику и настроиться на работу.

Упражнения на дыхание:

«Снежинка» - глубоко вдохнуть через нос, остановиться и медленно выдохнуть через рот, дуя на воображаемую снежинку.

«Погаси свечу» - вдох глубокий, затем интенсивный, прерывистый выдох (фу-фу-фу).

«Проколотая шина» - вдох через нос и медленный выдох на звук «с».

«Надоедливый комар» - продолжительный выдох на звук «з»


-Молодцы!.



3. Целеполагание

Выходят четыре ученика и читают отрывки стихотворений

1.Славная осень! здоровый , ядрёный

2.Задумаю- реки большие

3. Осень обещала: «Я озолочу»

- Ребята, вам знакомы эти строки? о чём они? (о временах года)

- Из какого раздела эти стихи? (поэтическая тетрадь)

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

( вспомним авторов стихотворений, прочитаем стихи, определим их настроение).

Молодцы!

-А на уроке нам пригодятся знания, смекалка, сообразительность, а также взаимовыручка.



4.Актуализация знаний

- Перед вами на столах лежат листы бумаги. Это части интеллект-карты, которую мы с вами должны будем составить на сегодняшнем уроке.

- Для этого группы должны определиться, чье творчество они должны представить.

(Предлагаю поучаствовать в жеребьёвке.)

Задание 1

В конверте 1 лежат портреты поэтов. Вы должны выбрать нужный портрет, наклеить в отведённое место на листе бумаги.



Задание 2 сопоставить с полным именем поэта

Некрасов Константин Дмитриевич

Бунин Николай Алексеевич

Бальмонт Иван Алексеевич



- И так, узнали писателей, а сейчас отправимся дальше

Задание 3

- Почему-то кажется, что великие люди в детстве должны быть необыкновенными. Узнаем, так ли это.

-И перед вами конверт № 3, в котором есть тексты. Ваша задача выбрать нужный текст с биографией поэта и вклеить в отведенное место на карте.

1) Это великий русский поэт, признанный классик мировой литературы. Он был не только поэтом, но и издателем. В его поэзии живёт всё богатство русского языка. Многие его стихи стали народными песнями. Их поют и в наше время.

Детство и юность великого русского поэта прошло на Волге. Ещё ребёнком увидел он бурлаков, которые, согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжелую баржу. Тема сострадания к народу – одна из главных в его поэзии. Он призывал каждого быть гражданином, быть борцом за свободу и счастье народа.

2) ) «Первые десять лет жизни он прожил в деревне и потом часто вспоминал об этом времени.

Я вспоминал Младенческие годы.

Деревня, где родился я и рос.

Мой старый сад. Речонки малой воды.

В огнях цветов береговой откос.

Первые свои стихи он сочинил в 9 лет. Им создано З5 поэтических сборников, написано 20 книг. В историю русской литературы он вошёл как переводчик (он переводил на русский язык американскую, английскую, немецкую, болгарскую, литовскую, армянскую, испанскую, грузинскую литературу)».


3) Писатель этот родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. До 11 лет воспитывался дома, затем поступил в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из-за финансовых затруднений семьи вернулся домой, где продолжил образование под руководством брата. С увлечением читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, а в семнадцатилетнем возрасте начал писать стихи сам. Долгим и нелегким был его путь в поэзии.

Задание 4

-А теперь давайте вспомним все стихотворения из раздела «Поэтическая тетрадь 2».

Для этого нам нужно извлечь названия стихотворений из конверта №4, выбрать и наклеить на свою карту.

(заслушать ответы)


Задание 5

Молодцы! Вспомнили названия стихотворений. Они нам сейчас очень пригодятся. Наш волшебный кубик определит какие задания мы должны будем выполнить. (кубик Блума)

Назови автора строк и название стихотворения.

  1. Пушисты ли сосен вершины,
    Красив ли узор на дубах?
    (Н.А.Некрасов)

  2. Есть на полях моей Родины скромные
    Сёстры и братья заморских цветов.
    (И.А.Бунин)

  3. Только уселась команда косая,
    Весь островочек пропал под водой.
    (Н.А.Некрасов)

  4. Там где не достала – лютик золотой,
    Жёлтый одуванчик, – будет и седой.
    (К.Д.Бальмонт)

  5. В стремительности радостно – звериной,
    Он красоту от смерти уносил.
    (И.А.Бунин)



Почему. эти произведения объединили в одну поэтическую тетрадь?

Объясни: какое стихотворение Бунина тебе понравилось больше всего.

Предложи прочитать выразительно любое стихотворение из этого раздела

Придумай «тонкий» вопрос к любому произведению.

Поделись. Какое стихотворение на тебя произвело особое впечатление?

Физкультминутка

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у всех на свете:

Стали маленькими дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.




Задание 6


-В стихотворениях авторы используют красивые слова. В литературе они называются «Изобразительно-выразительные средства языка»

-Какие средства выразительности использовали авторы, чье творчество мы изучили в разделе?

Это:

МЕТАФОРА – перенесение свойств одного предмета на другой на основании их сходства или по ассоциации;

СРАВНЕНИЕ – изображаемое явление сравнивается с другим, по какому – либо общему для них признаку;

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – неживые предметы, явления природы встают перед нами как живые образы

работа в парах:


1-я группа – в стихотворении “Не ветер бушует над бором” найти примеры олицетворения. (ветер бушует, дозором обходит, глядит, солнце играет, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю)

2-я группа – в стихотворении “Дедушка Мазай и зайцы” найти сравнения. зайчиха «толста, как купчиха», зайчик стоит на бревне как «столбик»

3-я группа – работают по стихотворениям И.А.Бунина, найти метафоры.( он красоту от смерти уносил“,«солнечные палаты»)

Молодцы!

Задание 7 включает в себя небольшой тест.

1. В стихотворении «Славная осень!..» Некрасов сравнивает листья с…

а) ковриком;

б) ковром;

в) паласом.

2. Кто автор этих строк?

«Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?»

а) Бальмонт

б) Н.Некрасов;

в) И.Бунин.

4. Автором какого из стихотворений является И.А.Бунин?

а) Полевые цветы;

б) Дед Мазай и зайцы;

в) Золотое слово.

5. В каком стихотворении И.А.Бунина говорится о «солнечных палатах»?

а) Полевые цветы;

б) Детство;

в) Густой зелёный ельник у дороги.

6. В каких строках И.А. Бунина говорится о полевых цветах?

а) «Пышно цветут дорогие цветы…»

б) «Сердцу и взору родные они…»

в) «Их не пугают метели холодные…»


8. Итог урока.

Ребята вот и подошел к концу наш урок. все мы очень хорошо поработали. Давайте соберём нашу интеллект-карту и определим какой общей темой связаны все произведения раздела «Поэтическая тетрадь 2»



Рефлексия

Мне было интересно…

Я узнал…

Я затруднялся…..