СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Романтизм"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен на принципах групповой работы,защиты презентаций. Предполагает самостоятельную работу учащихся на уроке. Используются методические приемы: выразительное чтение, анализ текста, палитра мнений, тематический тезаурус, мозговой штурм.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Романтизм"»

Тема «Романтизм».

Цель:

  • Закрепить представление учащихся о романтизме;

  • Развить навыки анализа текста;

  • Формировать навыки научно-исследовательской деятельности учащихся.

Методические приемы: выразительное чтение, анализ текста, палитра мнений, тематический тезаурус, мозговой штурм.

Оборудование: флипчарты, маркеры, иллюстрации к поэме.

Ход урока:

  1. Словарно-терминологическая работа.

Учащиеся делятся на микрогруппы и получают задание:

1 группа – придумать синквейн к термину «Романтизм»;

2 группа - используя буквенный состав термина «романтизм» подобрать термины, имеющие отношение к романтизму;

3 группа – составить абстрактный портрет героя романтического произведения.

Время работы – 3-5 минут, презентация – до 2 минут.

Ребятам предлагается следующий тезаурус: Кавказ; поэма; монах; пейзаж; монастырь; естественный человек; свобода; неслужащий монах; пришелец; чужеземец; чужак; воля.

Каждая микрогруппа должна составить логическую цепочку взаимодействия понятий и добавить недостающие (по их мнению).

Время работы – 5 минут, презентация – до 5 минут.

  1. Романтические тенденции в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Мы с вами определили особенности романтизма.

Можно ли утверждать, что образ Мцыри – образ романтического героя?

Группам предлагается работа по составлению кластера «Мцыри – романтический герой» (время работы – до 5 минут, презентация – 5-7 минут).

Беседа по вопросам:

По представленным кластерам, действительно мы можем убедиться, что Мцыри – романтический герой, для которого очень важна свобода.

Согласны ли вы с тем, что свобода стоит жизни?

Понимание свободы для современного человека и героя поэмы одинаково?

Что узнал о себе герой за «три блаженных дня»?

Микрогруппам предлагается приготовить доказательства значимости свободы для Мцыри из текста поэмы (время работы – до 4 минут, цитирование – до 3 минут).

Внутренние переживания героя, его эмоциональный портрет мы с вами увидели, но попробуйте составить портрет-описание Мцыри?

Устное рисование (работа до 3 минут, презентация до 3 минут).

Вы упоминали, что пейзаж играет значительную роль в романтическом произведении. Вам предлагается составить своеобразный путеводитель по тем местам, которые увидел Мцыри, обратите внимание на художественные изобразительные средства, используемые М.Ю.Лермонтовым (время работы до 10 минут, презентация – до 7 минут).

Как вы думаете, почему в поэме «Мцыри» отсутствует любовная тема?

Как вы считаете, это типично для романтических произведений?

В чем на ваш взгляд, отличие Алеко из «цыган» и Мцыри?(время работы – до 10 минут)

  1. Подведение итогов по группам (время работы – до 3 минут, презентация – до 2 минут).

Выводы: Лермонтовский романтизм не был уходом от современности, а напротив, означал жажду ее изменения и являлся выражением передовых идеалов времени. Пафосом романтических поэм Лермонтова («Мцыри») было утверждение необходимости свободы для человека и отрицание рабства и смирения.

В центре поэмы «Мцыри» не разочарованный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни. Для него характерно мрачное человеконенавистничество или презрение к людям, а страстное стремление к слиянию с теми, кого он считает родными себе по духу.

Поэт воспевает не столько самого героя, сколько его идеалы. Ценность романтического героя определяется для автора характером и направленностью его протеста и мечты. И характер героя, и обстановка действия были художественно правдивы и мотивированны.

Конкретность и правдивость их не снимает романтической природы поэмы, которой присущи эмоциональная сила, высокий лиризм, яркость и приподнятость тона.

  1. Домашнее задание:

  • Составить цитатный план поэмы «Мцыри»;

  • Придумать свою тему сочинения;

  • Выучить понравившийся отрывок.