СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения (2 класс) В. Берестов «Хитрые грибы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В. Берестов «Хитрые грибы».Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения (2 класс) В. Берестов «Хитрые грибы»»

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 а

Дата: 13.10.16г.

Учитель: Таганова М.А.

Тема: В. Берестов «Хитрые грибы»

Цель: - ознакомить детей с произведением В. Берестова;

- расширить знания о съедобных и несъедобных грибах;

- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

- отрабатывать навыки выразительного чтения;

- развивать память, речь, внимание;

- воспитывать бережное отношение к природе.


Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений об осени.


  1. Речевая разминка.

Прочитайте про себя.
Прочитайте вполголоса.
С ударением на слово «жёлтый».
С ударением на слово, обозначающее жёлтый предмет.

Жёлтое солнце на землю глядит,
Жёлтый подсолнух за солнцем следит,
Жёлтые груши на ветках висят,
Жёлтые листья с деревьев летят.


  1. Постановка целей урока.

-Отгадайте:

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением Валентина Дмитриевича Берестова «Хитрые грибы».

-Скажите, куда мы отправимся? (в лес)

-И конкретно о чем мы будем говорить? (о грибах)

-Верно. Мы узнаем о грибах кое-что и познакомимся с новым видом текста.


  1. Работа по теме урока.

Чтение стихотворения на с 76 и текста на с.77. (Учителем)

-Сравните эти два текста. Какой из них написал ученный, а какой-поэт? Объясните.

(«Хитрые грибы»-стихотворение, «Грибы»-научный текст)

-Что вы узнали из энциклопедической статьи? (Грибы-это растения. Существует около 100 тысяч грибов)

- Какие грибы вам известны?

- На какие две группы их можно разделить? (Съедобные и несъедобные.)

- Какие несъедобные грибы вам известны?

- А знаете ли вы, какой несъедобный гриб приносит пользу некоторым животным? (Мухомор. Животные им лечатся).


Чтение стих-ния детьми.


  1. Физкультминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы-

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!



  1. Продолжение работы по теме урока.

1. Подготовка к восприятию.

- Ребята, а в какое время года собирают грибы?

- Кто из вас любит собирать грибы?

- А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы (Сбор грибов в народе называют «тихой охотой». Грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу. Незнакомые грибы нельзя брать и нельзя сбивать ногами.)


- А сейчас писатель В. Берестов расскажет нам, как он ходил в лес собирать грибы.


2. Первичное чтение.


3. Беседа после чтения.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?

- Какие строки стихотворения показались вам смешными. Почему?

- Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.

- Чем же автор перепугал грибы?

- Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?

- Почему же он не нашел ни одного грибка?

Работа над выразительным чтением стихотворения.

-Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.

-Прочтите вопросительное предложение.

-Какое слово надо выделить голосом?

-Прочтите выразительно это предложение.

-Какое настроение передает автор стихотворения?

-Давайте выразительно прочитаем стихотворение, постараемся голосом передать настроение автора.

- Прочитайте выразительно, передавая настроение.




  1. Закрепление нового материала

Отгадайте загадку.

- А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо разбираетесь в грибах. Вы должны вспомнить, как называется гриб и отличить съедобный гриб от несъедобного.


Серенькие шляпки.

Рябенькие ножки.

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовик)


А этот красавец на беленькой ножке

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор)

- А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)

- А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он служит лекарством для животных)


Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок... (Масленок)

- Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)

Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или в сероватой.

Собирай, не мешкай, это ... (Сыроежки)

- Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)

- Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!


На какие две группы их можно разделить? (Съедобные и несъедобные.)

- Какие несъедобные грибы вам известны?

- А знаете ли вы, какой несъедобный гриб приносит пользу некоторым животным? (Мухомор. Животные им лечатся).


Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.

Сообщения о съедобных и несъедобных грибах.

Различают съедобные и условно съедобные грибы, ядовитые и другие несъедобные грибы.

Съедобные – это те грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной обработки.

Условно съедобные нужно сначала отварить, а воду слить (иногда их отваривают и сливают воду дважды). Только при этом условии их можно есть, а иначе – ни в коем случае!

Ядовитые грибы содержат яд, очень опасный, а иногда и смертельный для человека. другие несъедобные грибы яда не содержат, но они очень неприятные на вкус, например, ужасно горькие.

Многие грибы очень похожи друг на друга и различить их трудно. Поэтому собирать грибы нужно только со взрослыми.





  1. Итог урока. Рефлексия.


- Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке? Что нового узнали? Вернёмся к игре «Верите ли вы, что…»

-Кто из писателей поделился с вами впечатлениями о сборе грибов?

- Какие названия съедобных грибов вы запомнили? Несъе­добных?

- Как правильно нужно собирать грибы? Почему нужно соблюдать эти правила?



  1. Домашнее задание.

  • С.76 выразительно.

  • Разделить альбомный лист пополам, в левой части листа нарисовать три съедобных гриба, а в правой три несъедобных, подписать название.