Тема: А.П.Чехов и современность.
Хамелеонство как явление социальное ( урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»).
Эпиграф: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Оборудование: портрет писателя, таблица «Основные даты жизни и творчества», эпиграфы, аудиозапись текста рассказа.
Словарная работа.Социальное явление- явление, которое возникло в обществе людей. Социально -общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе2Хамелеонство — низкопоклонство перед сильными и чиновными людьми, с одной стороны, презрение к простому народу с другой. Лицемерие, угодничество, приспособленчество. Ход урока:
Организационный момент. Запись числа, темы урока, эпиграфов.
Вступительное слово учителя.- 29 января 2015 года исполняется 155 лет со дня рождения великого русского писателя 19 века, писателя –классика, Антона Павловича Чехова. В год, объявленный Президентом Российской Федерации, В.В. Путиным, Годом литературы, этот юбилей принимается по-особому, т.к. и проза, и драматургия, созданные А.П.Чеховым, являются классикой. Многие отдельные высказывания Чехова современны и сегодня: «Краткость- сестра таланта», «В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и мысли, и одежда». Дома вы познакомились с рассказом А.П. Чехова «Хамелеон». Сегодня мы анализируем это произведение и работаем над темой: «Хамелеонство как явление социальное».Цель нашего урока: доказать, что хамелеонство явление социальное. А это значит, что -Явление, которое возникло в обществе людей. Социально-общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе.(запись в тетрадях определений).
Поэтическая пятиминутка, информация о новостях Года литературы
Беседа с учащимися:- Кого из писателей 19 века мы изучили в 7 классе?- Каковы основные темы их творчества?- В чём особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина?
V. Проверка домашнего задания. Цитатный план статьи учебника (зачитывают по тетрадям)- Работа с СД-диском к учебнику «Литература, 5 класс», раздел А.П.Чехов. Тест.- Электронная презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова» (1 ученик готовил дома)
VI. Аналитическая работа по тексту.- Итак, вспомним действующих лиц рассказа? Какие должности они занимают?/полицейский надзиратель — лицо, которое занимается надзором за порядком.городовой в России с 1862 низкий чин городской полиции стражи/.- Ребята, а на фамилии вы обратили внимание?/нелепые фамилии, мастерство Чехова и здесь проявляется, он наделил каждого героя соответствующей фамилией. (слайд№2)- Попробуем охарактеризовать полицейского надзирателя Очумелова. Рассказ очень короткий, поэтому нам нужно будет обратить внимание на любую мелочь, которая в художественном произведении называется детально. Это незаметная на первый невнимательный взгляд чёрточка. Она как бы проверяет читателя на внимание и чуткость. Деталь помогает автору создать характер.
Работа в рабочих тетрадях: 1 группа стр. 111 зад.3: Какие превращения происходят с Очумеловым?2 группа: зад.5 стр. 113: Как меняется «окраска» Хрюкина?Черты характера Очумелова
Примеры из текста1. ХамелеонствоЖарко, знобит2. Хамство и угодничествоЗнаю я вас, чертей!3. СолдафонствоНе рассуждать!- Ребята, а каково ваше отношение к Очумелову, к его характеру, поведению?/правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения/./он презирает всех слабых, нищих и пресмыкается перед высшими, богатыми/./Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод/.- Каково отношение к Хрюкину?(золотых дел мастер- Хрюкин?)
Работа над художественными особенностями текста рассказа.- Чехова называют мастером художественной детали. Найдите в тексте выразительные детали и определите из роль. Обратимся к началу рассказа.-Вот через базарную площадь…… - Что несут эти служители закона?/узелок, решето — явно свидетельствуют о их деятельности/- Какие теоретические понятия нашли своё место в тексте?- Что является центром внимания толпы в завязке рассказа?/окровавленный палец Хрюкина, поднятый как знамя или при ситуации стыдливо опускается вниз. Новая
шинель/.Посмотрим на Очумелова.От какого чувства его бросает то в жар, то в холод? /страх- Все ли детали мы видим?Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте./Я ему покажу кузькину мать/Знаю я вас чертей, мерзавец, болван, свинья.Повелительная форма глагола, незаконченность предложения./Грубая речь с простыми людьми.О знатных — льстит, речью пытается выразить свое почтение, преданность/.-Над чем смеётся Чехов в этом рассказе? /смех сатирический вызывает чувство гнева, негодования, презрения/
VII. Индивидуальная работа. Контроль за пониманием текста. 1 группа (сильные уч-ся)- вставить в текст рассказа недостающие слова, 2 группа (слабые уч-ся) -тест по рассказу А.Чехова
В творчестве А.П. Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внутреннего состояния полицейского надзирателя указывают:а) узелок в руке;б) новая шинель;в) корзина с конфискованным крыжовником
Отличительной чертой произведения является:а) глубокий лиризм;б) искрящийся юмор, громкий смех;в) пафос
Жанр произведения:а) рассказ;б) очерк;в) повесть
автор относится к Очумелову:а) нейтрально;б) с сарказмом;в) с сочувствием
Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:а) разобрался в происшедшем;б) пожалел золотых дел мастера;в) узнал, чья собака
Смысл названия произведения связан с тем, что:а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску;в) автор хотел рассмешить читателей нелепым названием.
Оценка за:6 правильных ответов - «5»5 - «4»4-3 - «3»
Работа с текстом рассказа. Задание: вставить пропущенные слова в тексте. Проверить.- Ребята, что же такое хамелеонство?/низкопоклонство перед сильными и чиновными людьми, с одной стороны, презрение к простому народу с другой. Лицемерие, угодничество, приспособленчество/.- Скажите, а чем привлекателен этот рассказ нам, современникам?/И сейчас есть хамелеонство/- Ребята, а есть ли люди, для которых выгодно, чтобы люди были хамелеонами?/лидерами среди подростков, начальнику среди подчиненных, диктатору — политику — хамелеоны нужны, с такими легко. Легко им притеснять, управлять, использовать в своих целях/.
Х. Итог урока:1.Заключительное слово учителя.С творчеством Чехова, мы будем продолжать знакомиться в других классах, его писательской мечтой была мечта о прекрасном человеке, неслучайно ему принадлежит афоризм: «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и лицо, и одежда, и мысли». Сам Чехов достиг в себе такого совершенства. И главным считал справедливость. Как не хватает этого качества Очумелову, Елдырину, Хрюкину.Хамелеонство исключает справедливость, умейте распознать это многоликое зло, будьте нетерпимее к нему.Индивидуальная домашняя работа. Высказывания о Чехове. (1 подготовленный ученик рассказывает)
Оценки.
XI. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ «Хамелеон» или по образцу сочинить рассказ по современным признакам хамелеонства.
Тест
А.П.Чехов «Хамелеон»
В творчестве А.П. Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внутреннего состояния полицейского надзирателя указывают:
а) узелок в руке;
б) новая шинель;
в) корзина с конфискованным крыжовником
Отличительной чертой произведения является:
а) глубокий лиризм;
б) искрящийся юмор, громкий смех;
в) пафос
Жанр произведения:
а) рассказ;
б) очерк;
в) повесть
автор относится к Очумелову:
а) нейтрально;
б) с сарказмом;
в) с сочувствием
Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:
а) разобрался в происшедшем;
б) пожалел золотых дел мастера;
в) узнал, чья собака
Смысл названия произведения связан с тем, что:
а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;
б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску;
в) автор хотел рассмешить читателей нелепым названием.
Оценка за:
6 правильных ответов - «5»
5 - «4»
4-3 - «3»