мотивационный | Стратегия самостоятельный выход на тему урока и постановка целей урока, использование опыта ученика, использование «подмостков». - Запишите эпиграф к сегодняшнему уроку. Какое слово в нем вы считаете ключевым? - что такое детство? составьте три ассоциации с этим словом. - сегодня мы будем говорить с вами об одном из первых произведений русского писателя Л. Толстого «Детство». - Пользуясь имеющимся у вас опытом работы с текстом, определите цели своей деятельности на уроке. | Ученики записывают дату, классная работа, индивидуальная работают над эпиграфом и ключевым понятием в нем. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней?» (Л. Толстой) Учащиеся индивидуально работают с ключевым понятием, афиширование по желанию. афиширование целей урока, работа с речевыми шаблонами. | тетради речевой шаблон |
операционный | 1.стратегия «Исследуем текст». Задание: прочитать теорию с. 231-233, выписать факты, связанные с детством автора и его произведением «Детство». - как вы поняли термины, встретившие вам в тексте: трилогия, автобиографическое пр-ие 2.контроль теории: инструктаж по работе с карточками тезауруса и взаимопроверкой - какие из терминов проверки будут важны для анализа текста (прототип, тип героя) 3.контроль знания текста «Ошибочное суждение» 1.в начале повести главном герою 10 лет 2.брата главного героя зовут Володя 3.имя приказчика Яков 4.смерть Натальи Савишны связана у героя с окончанием детства 5.фамилия родственников главного героя Володи и Сережи Иртеньевы (Ивины) 6.человеком очень большого света в повести назван отец главного героя 7.учителя в повести зовут Иван Карлович 8.в повести есть глава под названием «Детство» 4. Стратегия «Действовать систематично». Фокусируем внимание на правилах работы в группе. Задание: выполнить задание на карточках в группах, заполнив таблицу (15 мин). Наблюдение за выполнением задания; создание коллаборативной среды. Слежу за работой в группе, при необходимости оказываю консультирование. Для «менее успешных» предлагаю воспользоваться карточками-поддержками. | ученики работают с текстом по заданию. Обсуждают выписанную информацию в парах и четверках, афишируют. выказывают свое понимание терминов работают с карточками по тезаурусу, проверяют в парах, выставляют отметку по ключу, заносят в оценочный лист (13, 25,32,44,51) отвечают на вопрос, работают с приемом «Ошибочное суждение», самопроверка по ключу, работа с оценочным листом ключ: +, +, +, +, -,+ , -, + работают в группах, анализируя образ главного героя пр-ия в разных ситуациях с заполнением таблицы 1 группа: глава 1 «Учитель Карл Иванович» с. 233 - какие чувства испытывает главный герой в этой главе? проанализируйте его отношение к учителю. Почему это отношение всё время разное? досада (будит учитель), смех (какой он добрый), жалость (бедный старик), задумчивость (в углу) 2 группа: 2 глава «Маман»,27 «Горе» с. 236, 261 - какие чувства испытывает главный герой в этой главе? проанализируйте его отношение к матери. Меняется ли оно на протяжении главы? Почему? любовь (любимое существо, матушка), мечта увидеть ее улыбку, невольное чувство страха перед покойницей, наслаждение от воспоминаний, не испытывал чувства горести, от этого ненависть к себе, досада от того, что о маме говорят другие 3 группа: 3,10 глава «Папа», «Что за человек был мой отец» с. 238, 244 -в чем разница отношения главного героя к отцу и матери? (четкость и сухость в описании) 4 группа: глава 7 «Охота» с. 240 - какие чувства испытывает герой в этой главе, какие качества личности проявляет? с чем они связаны? хорошо чувствует красоту природы, желание стать наравне со всеми (Жиран), мечтательность (воображает, как гонит зайца), наблюдательность (наблюдает за муравьями), удовольствие, раскаяние (упустил зайца), стыд (оплошность видели другие), отчаяние от того, что упустил зайца 5 группа: глава 9 «Что-то вроде первой любви» с 243 - какие чувства испытывает герой в этой главе? замечает красоту и необычность предмета любви, слезы на глазах от замечания Володи о нежностях, внимание, любовь к Катеньке, самодовольство, разочарование 6 группа: глава 19 «Ивины» с. 255 - какие чувства испытывает герой в этой главе? какова их причина? любовь и страх по отношению к Сереже Ивину (хотел быть похожим на него) меняется из-за Иленьки Грапа, грусть, поразил твердостью характера, жестокость, понимание неправильности поступка, почему не утешил – желание казаться молодцом) афищирование | Учебниктетради карточки тетради тетради текст таблица карточки |
рефлексивно-оценочный | 1.стратегия «Свободное письмо» - чем отличается внешний мир от будущего (поступки – чувства) - часто ли внутренний и внешний мир героя в повести не совпадает? (в отношении к КИ – шепчет плохое, а думает хорошее, издевается над Грапом, но осознает всю жестокость поступка, постоянно анализирует свои поступки, действия, не всегда внешне осознает свои поступки, но всегда делает это внутренне) - можно ли в повести разграничить мысли Н-мальчика и Н-взрослого (они плавно соседствуют друг с другом, переходят друг в друга) 2.Стратегия «Синквейн» на тему «детство». Инструктаж по выполнению стратегии. Наблюдение за выполнением задания; создание коллаборативной среды. 3.Стратегия «Одноминутное эссе». Провожу инструктаж по стратегии. Наблюдаю за выполнением задания. | письменно выполняют задание в тетради Ученики составляют синквейн, ТиО делятся своими работами, все работы сдают учителю. 3.Ученики в течение минуты анализируют свою деятельность на уроке, свои результаты и их причины. афиширование по желанию | тетради |