ФЕДЕРАЛЬНАЯ СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА
План – конспект урока-мастерской
по русскому языку в 10 Б классе.
Тема:
«Лингвистический калейдоскоп слова».
Учитель русского языка и литературы I квалификационной категории
МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ»
Сайфутдинова Эльвира Гарафутдиновна
2012
УРОК-МАСТЕРСКАЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 Б КЛАССЕ.
ТЕМА: «Лингвистический калейдоскоп слова».
Познавательные цели. Создание условий для вовлечения учащихся в активный
познавательный процесс через поисковую деятельность
по разделу Лексика.
Развивающие цели. Развитие мыслительных и аналитических способностей
учащихся, поисковой и творческой активности, коммуни-
кативных способностей
Воспитательные цели. Воспитание интереса к языку.
Коммуникативные цели. Совершенствование навыков осмысления эстетической
функции слова, ясно и понятно выражать свои мысли.
Оборудование. Презентация, словари, сборники лирических произведений
Методы и формы
проведения. Используется сочетание инструктивно - поискового методов
и эвристического исследования, метод творческого конст-
руирования.
ХОД УРОКА.
I.Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, уважаемые учителя и ученики.
Сегодня у нас необычный урок – урок-мастерская.
ЦЕЛЬ, которой систематизировать и обобщить знания по теме “Лексика”.
– Итак, позади уроки, посвящённые теме “Лексика”, на которых была возможность расширить знания по теме, узнать много нового и полезного.
II. «Индукция» («наведение»).
– Тема нашей мастерской “Лингвистический калейдоскоп слова”.
Слово - великое дело. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Будьте внимательны к слову!
Слово, пожалуй, самое удивительное явление на свете. Оно может потрясти массы людей, побудить к действию целые народы. Слова так же реальны, как окружающие нас вещи. Слова существуют независимо от каждого из нас. Их формы и значения общеобязательны и незыблемы. Слова действительно «прочнее бронзы и древних пирамид», как говорил в своих стихах римский поэт Гораций почти 2000 лет тому назад…
1) Калейдоскоп - Оптический прибор - трубка с зеркальными пластинками и цветными стеклышками при поворачивании складывающимися в разнообразные узоры
2) Калейдоскоп - Быстрая смена разнообразных явлений, мелькающих образов, впечатлений
А может ли быть калейдоскоп слова? Я считаю, что может. Мы поработаем над двумя проектами. Я предлагаю такие обычные, незамысловатые, всем понятные и родные слова как «любовь» и «женщина» и составим лингвистический калейдоскоп этих слов.
Девиз нашего урока:
Я ищу - значит, учусь (Анри Барсис)
III. Создание проекта.
–Работать мы будем в 2 группах. В каждой группе нам нужно выбрать:
– энциклопедиста (защищает проект),
– архивариуса (работает со словарём , находит значение слова),
– лексиколога (находит синонимы и антонимы данного слова),
– этнографа (вспоминает пословицы, поговорки с данными словами),
– искусствоведа (вспоминает названия фильмов, картин, песен рекламных роликов, например, со словом любовь),
– лирика (прочитает стихотворение, в котором встречается данное слово),
– переводчика (переводит слово на языки мира).
– Каждая группа получит пакет заданий. В этом пакете задания, адресованные всем перечисленным специалистам. Каждый выполняет своё задание, а затем энциклопедист с помощниками готовит защиту проекта.
Первая группа готовит проект слова любовь
Вторая группа готовит проект слова женщина
– Но прежде чем вы будете готовить свои проекты, я бы хотела, чтобы мы в начале определили цели проекта, распределили обязанности, а затем вы приступите к исследованию слова.
Цели исследования:
Выяснить лексические значения слова « ЛЮБОВЬ » и « ЖЕНЩИНА », подобрать синонимы и антонимы.
Проследить употребление слов в русских пословицах и поговорках.
Найти стихотворения, в которых употребляется слово « ЛЮБОВЬ » и слово « ЖЕНЩИНА ».
Перевести данные слова на разные языки.
Подобрать названия музыкальных произведений, картин, фильмов.
– А теперь приступим к работе. Всем удачи! Для создания проекта - 15 минут.
(Под музыку выполняют проект).
IV. Защита проекта («социализация»)
– Итак, время истекло. Обсудите в группах, что у вас получилось, и составьте небольшую статью с вашими словами.
– Слово предоставляется энциклопедистам.
– Выступает энциклопедист первой творческой группы с проектом “Лингвистический калейдоскоп слова ЛЮБОВЬ”
– А теперь послушаем энциклопедиста второй творческой группы с проектом “Лингвистический калейдоскоп слова ЖЕНЩИНА”
– Спасибо творческим группам. Ребята справились с намеченными целями, за урок каждому оценка «5».
V. «Разрыв».
– Итак, на сегодняшнем занятии мы составили 2 проекта : « Лингвистический калейдоскоп слова ЛЮБОВЬ» и « Лингвистический калейдоскоп слова ЖЕНЩИНА»
– А над какими ещё словами вы могли бы поработать и составить проекты «Лингвистический калейдоскоп слова»?
– Дома каждый из вас поработает над словом и выполнит свой проект.
VI. «Рефлексия»
-Расскажите о своих чувствах, которые возникли в процессе работы.
Спасибо всем за урок.