Урок математики в 3 классе
по теме «Доли»
Орг. момент.
Ученики проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу.
Мотивируем к учебной деятельности.
СЛАЙД. «Доброму человеку всякий день праздник»
Учитель: - Как можно отнести эту пословицу к нашему необычному уроку?
Учитель: - Да, совсем скоро наступит Новый год. Пожалуй, это самый любимый праздник для всех людей, и детей и взрослых. В этот праздник вам захочется собраться всей семьей и устроить настоящий праздник. В таком случае без знаний математики вам не обойтись, ведь за столом нужно будет делить праздничный пирог, шоколадки и многие другие угощения.
Учитель: - Ребята, предлагаю немедленно перейти к решению задач, необходимых для организации новогоднего праздника.
Актуализируем знания, определяем проблемную ситуацию.
Учитель берет яблоко и предлагает съесть его двум детям сразу. (Они ответят, что это невозможно).
Далее учитель предлагает найти пути из затруднения. Учащиеся предлагают разрезать фрукт и вновь предложить детям. Каждому достанется по одинаковой половине.
Учитель: - Что у нас образовалось? (Половинки, доли)
Учитель: - Когда надо целое разделить на части, тогда появляются доли.Самая известная доля — половина.
Таким образом, половинка яблока является частью от целого яблока. А само яблоко состоит из двух частей.
4. Ставим учебную задачу, формулируем тему и цели урока.
Учитель: - Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
СЛАЙД. Учитель: - Какие учебные цели мы поставим перед собой?Что вы хотите конкретно узнать на уроке по этой теме?
1. Что такое доли?
2. Как образуются доли?
3. Как называются доли?
4. Как записываются доли?
5. Как сравнить доли?
6. Где в жизни встречаемся с долями?
5. Открываем новые знания, строим проект выхода из затруднения.
Учитель: - Давайте, определим, что же называют долями?
Учитель берет в руки половинки яблока.
Учитель: - Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Части одинаковые, равные).
СЛАЙД. Вывод: Доля – это одна или несколько равных частей целого.
Проговорите это определение с партнером по лицу.
Учитель: - А как образуются доли? (Доли появляются тогда, когда надо целое разделить на части).
Проговорите это определение с партнером по плечу.
Учитель: - Я приглашаю сюда 2 учащихся. Одну долю яблока дадим Диме, а другую – Арсению. Какую долю взял Дима?
- Как на языке математики записать, какую долю (часть) взял Дима? Арсений?
СЛАЙД. Учитель: - Можно сказать, что половина яблока, это одна вторая доля яблока. Доля записывается так: одна цифра вверху, другая внизу.
СЛАЙД. Учитель: - Сейчас я разделю половинки яблока еще на части. Приглашаю сюда учащихся и даю каждому по одной доле. Какую долю взял каждый из этих ребят?
Вывод: в записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.
Учитель: - Кто знает, как по-другому называют доли? (Дроби, потому что предмет «дробят», делят на части).
Вывод. Название доли зависит от того, насколько мы разделили целое.
6. Проговариваем во внешней речи.
Учитель: - На Новогоднем столе всегда у нас много разных угощений.
СЛАЙД. Задание. Рассмотрите картинки и прочитайте.
Задание. На столах лежат «бутерброды» (части, собранные из больших кубиков ЛЕГО). Посмотрите на сколько частей можно разделить ваш «бутерброд». Возьмите по одной части и скажите, какая доля досталась каждому учащемуся.
Задание. Записать в течение 2-3 секунд доли. Затем собрать максимум идей с помощью одноклассников.
Далее несколько учащихся представляют свои идеи.
Учитель: - Друзья! Я тоже закупила конфеты на праздник. Восьмую часть этих конфет составляет карамель, а четвертую – шоколадные конфеты. Каких конфет больше? Какая часть больше – четвертая или восьмая?
Учитель: - Давайте узнаем ответ на это вопрос с помощью полоски.
Задание. У вас на листе 2 полоски. Закрасьте по одной доле в каждой полоске. Какая доля больше? Какая доля меньше?
(Можно вернуться к яблокам).
Учитель: - Рассмотрите рисунок и скажите, что больше: одна вторая доля яблока или одна четвертая доля яблока?
Вывод. Чем больше частей, тем меньше каждая доля.
Самостоятельная работа. СЛАЙД.
—
все члены группы выполняют задания, а по окончании передают их по кругу соседу на проверку.
Учитель: - Сейчас каждый из вас будет делить «пиццу» и сравнивать ее доли.
Задание. Определите, какая часть фигуры закрашена? Обозначьте под каждым рисунком долю. Решите 3 неравенства, пользуясь рисунком.
______________ ______________ ___________ ______________ ______________
— произвольное передвижение под музыку с образованием случайных пар и обсуждение темы в коротких или полных ответах.
Что такое доли?
Как образуются доли?
Как определить какая доля больше или меньше?
Практическая работа в командах.
Учитель: - Друзья! Ну, а какой праздничный стол без торта.
С
ейчас мы будем «готовить» торт. Для начала соберите по кусочку нашего торта.
З
адача. «Два ваших куска торта составляют одну четвертую долю целого торта. Соберите целый торт. Сколько кусков, таких как ваши, в целом торте?»
= четверть целого торта.
Решение: По 2 куска взять 4 раза = 8 кусков.
Учащиеся демонстрируют, собранные торты команд.
«Украшаем елку и комнату»
Задача. «К новогоднему празднику для украшения комнаты вы семьей захотели изготовить гирлянды из цветных флажков. Вы запланировали сделать 4 гирлянды по 8 красных флажков и 6 гирлянд по 9 золотых флажков. Сколько всего флажков вам предстоит изготовить?»
Задача для родителей. «Есть три золотых елочных шарика. Это десятая часть тех шаров, которые нужны для украшения елки. Сколько шаров нужно ещё купить, чтобы украсить елку?» (Можно шары положить в коробку).
Подводим итоги урока.
ВОЗВРАТ К ТЕМЕ И ЗАДАЧАМ УРОКА
Учитель: – Какие открытия мы сделали, решая задачи необходимые для организации новогоднего праздника?
Учитель: – Где эти знания можно применять в дальнейшей жизни? (На математике, эти знания нужны хозяйке, врачу, водителю и т.д.)
Задание: прочитать рецепт пирога.
Взбейте 4 яйца с ½ стакана сахара. Добавьте 3 стакана муки. ½ чайной ложки соды погасите уксусом. Хорошо все перемешайте и добавьте нарезанные яблоки. Выпекайте 30 минут.
Задание: прочитать рецепт врача.
Принимать ¼ таблетки утром и вечером после еды.
Учитель:- Да, оказалось, что доли это не только цифра сверху/цифра снизу, доли - это еще и яблоки, пицца, торты, конструктор Лего.
Вспомни, чему мы учились на этом уроке. Напротив каждого умения поставь один из знаков:
«+» - я это знаю, умею делать
«-» - еще испытываю трудности
«?» - затрудняюсь ответить
Лист самооценки «Мои достижения на уроке»
З
наю, что такое доли.
У
мею записывать доли.
У
мею сравнивать доли.
О
пределять, где в жизни встречаются доли.
Рефлексия.
Учитель: - Рассмотрите круг и закрасьте ту долю, которая соответствует вашим результатам урока.
12.Задаем домашнее задание.
Учитель: – Сегодня на уроке мы делили и делились. Я хочу тоже с вами поделиться.
Задание 1. У меня приготовлены для вас мандарины. Этот мандарин дома разделите на столько равных частей, сколько человек в вашей семье. Угоститесь одной частью сами, остальными угостите своих членов семьи. Какие должны получиться части?
Задание 2.Чтобы проводить год Собаки, предлагаю выполнить следующее задание:
Определите, какова площадь заштрихованной фигуры.
Начертите квадрат, площадь которого равна площади заштрихованной фигуры.
Заштрихуйте 1/5 часть квадрата.
10