СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок дает возможность научить детей в процессе реальной ситуации складывать и вычитать десятичные дроби. Решать задачи и примеры по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей"»

Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей

Возраст учащихся, класс: 5 класс

Форма проведения урока: фронтальная, групповая, индивидуальная

Тип урока: урок открытия новых знаний

Базовый учебник: Н.Я. Виленкин «Математика» 5 класс

Цель урока: создать условия для выработки умений сложения и вычитания десятичных дробей;

Планируемые результаты: учащиеся научатся складывать и вычитать десятичные дроби; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.


Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

научить в процессе реальной ситуации складывать и вычитать десятичные дроби. Решать задачи и примеры по данной теме.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Тип урока : усвоение новых знаний.


Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.


Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная,.


Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с текстом учебника;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.


Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point


Структура и ход урока

  1. Организационный момент
    Посмотрите , всё ль в порядке:
    Книжка, ручка и тетрадки.
    Прозвенел уже звонок
    Начинается урок.

Ребята, начнем мы наш урок с умной мысли:

«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому».

Д. Пойа 

Сегодня мы как раз и попробуем это сделать.

Домашнюю работу я проверю после того, как вы сдадите тетради.

  1. Актуализация знаний

Расположите в порядке возрастания числа и прочитайте слово

Ребята, а судя по такому началу урока, как вы думаете, о чем еще очень важном сегодня пойдет речь? (Об экологии) А вы думаете на уроке математики получится у нас рассуждать об экологии? (Да, нет) Попробуем?

Давайте представим себя юными экологами и сегодня на уроке будем решать задачи не только из учебника, но и экологические задачи.

А вот и первая задача. На берегу реки отдыхает компания туристов. Первый турист оставил после себя 2,54кг мусора, второй турист – на 0,08кг меньше

1) Сколько кг мусора оставила после себя компания туристов?

Чтобы ответить на первый вопрос задачи, что достаточно сделать? (Вычесть, сложить дроби).

А вы умеете складывать и вычитать десятичные дроби? (Нет).

Сможете ли вы прямо сейчас решить задачу?

Чем же мы сегодня займемся на уроке? (Будем учиться складывать и вычитать десятичные дроби).

В тетрадях – число, тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».

А что мы будем делать для того, чтобы учиться складывать и вычитать десятичные дроби?

Задачи урока: (дети сами планируют урок)

  1. Повторим , что мы знаем о десятичных дробях;

  2. Найдем способ сложения и вычитания десятичных дробей, сконструируем правило;

Порешаем экологические задачи;

  1. Проверим свои знания.

  1. Объяснение нового материала

− Сложим десятичные дроби 3,124 и 2,651.

Запишем числа в смешанной форме: 3,724 = 3 ; 2,651 = 2 .

Значит, 3,724 + 2,651 = 3 + 2 = 5 = 5 3 = = 5, 775.

Тот же ответ можно получить иначе, сложив числа 3,724 и 2,651 «столбиком»:

3,124

2,651

6,775

− Что можно заметить в записи примеров?

− Запятая записывается под запятой.

Постановка проблемы: а если количество знаков после запятой различно?

−Вычислите: 72,5 – 6,24

(Если учащиеся не смогут ответить на поставленный вопрос, то алгоритм формулирует учитель)

Учащиеся самостоятельно воспроизводят алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей: запятая ставится под запятой, недостающие знаки заменяются нулями.

Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей:

    1. Уравнять количество знаков после запятой.

    2. Записать дроби одну под другой так, чтобы запятая была под запятой.

    3. Сложить (вычесть) дроби, не обращая внимания на запятую.

    4. Поставить в сумме (разности) запятую под запятой.

Откроем учебник на стр.191 и прочтем правило.

  1. Закрепление изученного материала.

Закрепление нового материала.

Решение упражнений.

Стр. 192, № 1213(а-в), 1214(а-в).

Физкультминутка

Решение задач.

Ребята, теперь мы можем вернуться к задаче, которая вызвала у вас затруднение? (Можем)

Решают в парах, на закрытой доске ученик. Проверяем.


Решение в столбик:1) 2,54-0,08=2,46(кг) – мусора после 2-го туриста.

2) 2,54+2,46=5(кг) – мусора после 2-х туристов.

3) 5·100:2=500(кг) – мусора после ста туристов.

(Дети удивляются и делают вывод по экологической проблеме).

Природа хрупка, легко нарушить ее равновесие. Нарушив его, жди неприятностей и для себя.

Самостоятельная работа. (с последующей самопроверкой) Слайды.

а) 1,52 + 0,4 = 1,92 а) 3,02 + 7,38 = 10,4

б) 0,74 + 0,7 = 1,44 б) 5,1 + 6,39 = 11,49

в)3,2 + 4.68 = 7,88 в) 16,4 + 3,6 = 20

_____________________________________________________________________

г)1,58 – 0,3 = 1,28 г) 8,4 – 7,08 = 1,32

д) 0,64 – 0,6 = 0,04 д)2,5 – 0,59 = 2,01

е) 13,2 – 3,1 = 10,1 е) 16,8 – 3,65 = 13,15

_____________________________________________________________________

ж)Первое число равно 13,52, что ж) Первое число равно 17,52, что

на 1,231 больше второго числа. на 1,231 больше второго числа.

Найдите сумму этих чисел. Найдите сумму этих чисел

(25,809) (33,809)

Поменяемся тетрадями и выполним проверку.

Экологические задачи.

На слайде числа: 25,4 0,9 2,04 14,6 100,9

Задания (устно):

  1. Сложите первое и четвертое числа и вы узнаете, какую площадь на планете занимают леса.(40млн км²)

  2. Вычесть из первого числа справа второе число слева и вы узнаете, сколько лет разлагается в почве консервная банка.(100лет)

  3. То число, которое у вас получилось, умножить на 5. Столько лет разлагается в почве пластиковая бутылка.(500лет)

  4. Сумму всех чисел умножьте на 0. Стекло не переработается в почве никогда.

Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

- Удалось ли вам решить проблему урока?

- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?

- Проанализируйте свою работу.

(раздаются карточки рефлексии)

Достиг ли ты своих целей?

Оцени степень усвоенности:

усвоил полностью

усвоил частично

не усвоил

Продолжи одно из предложений:

Мне понятно…

Я запомнил…

Мне на уроке…

Я думаю…


Домашнее задание: №1255(а-в), 1256(а-в) . Дополнительно творческое задание: составить экологическую задачу.






Достиг ли ты своих целей?

Оцени степень усвоенности:

усвоил полностью

усвоил частично

не усвоил

Продолжи одно из предложений:

Мне понятно…

Я запомнил…

Мне на уроке…

Я думаю…


Достиг ли ты своих целей?

Оцени степень усвоенности:

усвоил полностью

усвоил частично

не усвоил

Продолжи одно из предложений:

Мне понятно…

Я запомнил…

Мне на уроке…

Я думаю…

















Iвариант



а) 1,52 + 0,4

б) 0,74 + 0,7

в) 3,2 + 4,6

_________________________________________

г)1,58 – 0,3

д) 0,64 – 0,6

е) 13,2 – 3,1

__________________________________________

ж) Первое число равно 13,52, что на 1,231 больше второго числа. Найдите сумму этих чисел.


II вариант



а) 3,02 + 7,38

б) 5,1 + 6,39

в) 16,4+ 3,6

______________________________________________

г) 8,4 – 7,08

д)2,5 – 0,49

е) 16,8 – 3,65

______________________________________________

ж) Первое число равно 17,52, что на 1,231 больше второго числа. Найдите сумму этих чисел