СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания "Кто стоит на страже закона"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания. 7 класс. Тема: "Кто стоит на страже закона"

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания "Кто стоит на страже закона"»

Урок обществознания


Тема урока: Кто стоит на страже закона


Цели: учащихся уяснят, как организована правоохрани­тельная система в нашей стране; продолжат формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, решать проблемные вопросы по теме урока;

Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом.

Оформление доски: тема урока, дополнительный материал, новые понятия (полиция, прокуратура, Федеральная служба безо­пасности, таможня, адвокатура, нотариат, наследство, лицензия, частная детективная и охранная деятельность, суд, правосудие, свидетель, приговор, презумпция невиновности, криминальная и общественная безопасность, уголовный розыск, патрульно-постовая служба, дежурная часть, протокол, подразделение по де­лам несовершеннолетних, участковые уполномоченные, ГИБДД, паспортно-визовая служба), домашнее задание.



Ход урока

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Виновен - отвечай»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 1 и 2

КАРТОЧКА № 1

    1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

  • Почему запрещено противозаконное поведение?

    1. Для этого подумайте и поразмыслите:

  • Чем опасен малозначительный проступок?

  • Почему от такого проступка до преступления - один шаг?

  • Чем может закончиться необдуманное желание подростка «по­шутить»?

  • Что такое противозаконное поведение?

  • Почему поступок, не противоречащий закону, не может быть при­знан преступлением?

  • Может ли быть разница между моральными нормами и законом? Почему?

  • Как поддерживался порядок в обществе в прошлом?

  • Какие уроки извлекло человечество из нарушений общественного порядка?

  • Что такое табу, принцип талиона?

  • Какой вред обществу наносит противоправное поведение?

  1. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 2

    1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

  • Каких целей добивается государство, наказывая нарушителей закона?

    1. Для этого подумайте и поразмыслите:

  • Что такое наказание? Какие виды наказаний предусматривает Уго­ловный кодекс РФ?

  • От чего зависит степень наказания за нарушение закона?

  • Может ли государство оставить правонарушение без наказания?

  • Как государство делит нарушения закона?

  • Какие виды преступлений вы знаете?

  • Какой кодекс рассматривает совершенные человеком проступки? На какие группы делятся проступки?

  • В чем разница наказаний для несовершеннолетних и взрослых на­рушителей закона? Почему наказания для несовершеннолетних более мягкие?

  • За какие правонарушения на несовершеннолетних возлагается уголовная ответственность?

  • Что такое подстрекательство? Как к подстрекателям относится закон?

  • Какие наказания предусмотрены для несовершеннолетних?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом



  1. Заполните пропуски.

  1. Наказание зависит от ... (вреда).

  2. Уголовный кодекс РФ содержит перечень ... (преступлений).

  3. Кодекс об административных правонарушениях дает четкое определение ... (проступкам).

  4. Гражданский кодекс РФ требует полностью возместить при­чиненный ... (ущерб).

  5. Трудовой кодекс РФ предусматривает наказание для нару­шителей трудовой ... (дисциплины).

  1. Чтение текста рубрики «Человек в истории». Беседа по вопросам

  • Почему Анатолий Федорович Кони может служить образцом для современных юристов? (Личные качества А.Ф. Кони - благородство, честность, трудолюбие, мужество.)

  • Какими качествами должен обладать судья? (Судья должен сводить «доступное человеку... великое начало справедли­вости в земные, людские отношения».)

  • Какими качествами должен обладать прокурор? (Прокурор должен быть обвиняющим судьей, который «умеет от­личить преступление от несчастия, навет от праведного свидетельского показания».)



  1. Подумайте и ответьте, что ждет:

-Работника опоздавшего на работу. (Дисциплинарное наказа­ние согласно Трудовому кодексу РФ.)

-Хулигана, разбившего окно в подъезде, (Возмещение ущерба.)

-Рецидивиста, совершившего кражу. (Уголовная ответствен­ность.)

3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 1 и 2, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы (урок-практикум)

План



Задача для учащихся: выяснить, почему закон нуждается в за­щите; кого можно назвать стражами закона; какие задачи стоят перед судом.



    1. Самостоятельная работа с текстом учебника

- Какие органы относятся к правоохранительным? (Суд, прокуратура, полиция, Федеральная служба безопасности (ФСБ), таможня, адвокатура, нотариат, частные детек­тивы и охранные агентства.)

- Каковы функции правоохранительных органов? (Борьба с пра­вонарушениями, защита правопорядка, пресечение противо­правной деятельности; охрана общественного порядка, обес­печение законности, защита прав и интересов граждан.)

- Как необходимо судить: по праву или по совести?(Пример­ный ответ. Один из главных судебных принципов - презумп­ция невиновности. Это значит: пока судом не доказана вина человека, обвиняемый считается невиновным. Суд осуществ­ляет правосудие, т. е. разрешает конкретные правовые споры на основе закона, а значит, ничто не может заставить судью принять решение, противоречащее закону и принципам спра­ведливости. Для осуществления своих функций в полном объеме судьи должны быть независимы от местных властей и подчиняться только Конституции и законам.)

2.Самостоятельная работа учащихся с текстом рубрики «Человек в истории»

- Какой подход к рассмотрению дел в суде отстаивал Влади­мир Данилович Спасович?(Спасович считал, что, уста­новив факт преступления, можно дать свободу чувствам против виноватого.В сострадании обе стороны нужда­ются одинаково.)

- Подумайте, какие качества необходимы адвокату. (Адвокат должен быть честным, обладать твердым характером, способным пойти на конфликт с властями ради справед­ливой защиты интересов обвиняемого.)

- Как они проявились в конкретном случае? (Защищая инте­ресы солдата, стоящего по социальному положению ниже офицера, Спасович доказал несправедливость обвинения, поскольку оба участника конфликта были равны перед за­коном, так как не находились на службе.)

3.Закрепление:

-Какие функции в государстве возложены на Федеральную службу безопасности?

-Где закрепляются сделки с недвижимостью?

-Что такое таможня?

-В какие правоохранительные органы можно позвонить по те­лефону 02?

-Может ли прокуратура восстановить несправедливо уволен­ного работника?

-Кто защищает интересы подсудимого?

-Почему судья не может судить по совести?

4.Подведение итогов урока

1)Почему закон нуждается в защите?

2)Кого можно назвать стражами закона?

3)Какие задачи стоят перед судом?

5.Домашнее задание

  1. Прочитать §.

  2. Подготовить устный ответ на вопросы:

  1. Кто стоит на страже закона?

  2. Как обеспечить настоящее правосудие?

  1. Выполнить задания 1, 2 и 3.

  2. Подготовить сообщение о работниках полиции, их деятель­ности.



Дополнительный материал1

Судебная власть - в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с зако­нодательной и исполнительной) представляет собой совокупность полно­мочий по осуществлению правосудия, т. е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституци­онных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права (например, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный суд США), нормотворческих полномочий (создание судебных прецедентов судами в англосаксонских странах), контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых-других второ­степенных полномочий (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т. п.), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Полномочия судебной власти подразделяются на основные (исключительные) - по осуществ­лению правосудия и вспомогательные. В современных демократических государствах осуществление основных полномочий судебной власти воз­лагается на суды различных категорий - обычные (общей компетенции и специализированные), административные, конституционные, а также иногда на так называемые квазисудебные органы. В Российской Фе­дерации основные полномочия судебной власти осуществляются только судами (в том числе единолично судьями).






1