СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания 9 класс. Тема: "Права и обязанности человека и гражданина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показаны права и обязанности человека и гражданина. Имеется презентация.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания 9 класс. Тема: "Права и обязанности человека и гражданина"»









Методическая разработка урока обществознания в 9 классе

по теме «Права и свободы человека и гражданина»

учителя истории и обществознания

Поминовой Елены Владимировны






















2015 г.






Разработка урока обществознания в 9 классе

по теме «Права и свободы человека и гражданина»



Цели:

1. Образовательные:

  • Закрепить знание основных прав гражданина России.

  • Помочь обучающимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью гражданского общества и правового государства.

  • Продолжить внедрение использования проектной технологии и технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций в изучении предмета "Обществознание".

2. Развивающие:

  • Развивать самостоятельность обучающихся и умение составления краткосрочных проектов.

  • Развивать навыки работы с законодательными актами, нормативными документами.

  • Учить умению доказательно излагать свои мысли.

3. Воспитательные:

  • Продолжать формировать основы правовой культуры.

  • Воспитывать уважение к закону, патриотизм, гражданскую позицию, уважение к правовым и социальным нормам.

Основные понятия и термины:

- Конституция,

- права человека,

- правовой статус человека,

- право человека,

- свобода человека.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Форма урока: Творческая лаборатория



Оформление классной доски:

Эпиграф к уроку (написан на классной доске):

"Твоя свобода размахивать кулаками ограничена носом твоего соседа». (английская пословица)



Право касается свободы, самого достойного

и священного в человеке, и он сам, поскольку

оно для него обязательно, должен знать его.

Гегель







Таблички разложены на каждом столе:

  • 1 Стол: Гражданские (личные) права - связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.


2 Стол: Социально-экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности, а также притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

4 Стол: Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

3. Стол: Политические права - возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

3 стула, костюмы отдельно сложить

Ход урока

1 этап: организация детей на урок.

Детям сидят по группам за столами (всего 4 группы).

Входят гости –приветствие учащимися гостей:



Ученики встают лицом друг к другу, взявшись за руки. Произносят речевку:

Здравствуй, мир! (поднимают руки вверх) 
Здравствуй, друг! (поворачиваются лицом друг к другу) 
Здравствуй, песен щедрый круг! (раскачиваются из стороны в сторону) 
Здравствуй, миг! (делают шаг вперед) 
Здравствуй, век! (делают шаг назад) 
Здравствуй, добрый человек! (кладут руки на плечи друг другу)

Вариант введения 1.:Наше занятие мне хотелось бы начать с небольшого видеоролика (идет видеоролик о правах человека, о равенстве всех людей). Показ видеоролика.

Учитель читает :

Они даны нам с самого рождения, они не дарованы людям каким-то великодушным правительством, они принадлежат человеку с момента рождения и не могут быть отняты у него или нарушены кем-то. Они необходимы нам для полноценной жизни. Без этого мы не можем в полной мере развить и реализовать свои человеческие качества, интеллект и способности и удовлетворить духовные потребности.



Вариант введения 2. :Учитель предлагает учащимся обсудить притчу: «В один холодный зимний день стадо дикобразов легло тесной кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замёрзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод».

Вопросы. В чём смысл притчи? Чему она учит? Какими должны быть взаимоотношения между людьми? Всегда ли удавалось людям найти такое « умеренное расстояние друг от друга», чтобы учитывать интересы каждого?


Одной из основополагающих проблем, которую призвано решить мировое сообщество, является проблема прав человека. Путь человечества к нынешнему пониманию прав человека был тернистым и долгим. Уже в первобытный период, объединяясь по признаку рода, племени люди создавали правила поведения, подчиняясь которым было легче выжить. Так появились первые моральные нормы, часть которых с образованием государства стала закрепляться специальными распоряжениями, указами правителей и превратилась в обязательные требования. Они получили названия юридических, или правовых норм, за соблюдение которых государство строго следило, а за нарушение наказывало (законы Хаммурапи в Вавилоне XVIII в. до н.э.).

В 1945 была создана Организация Объединённых Наций. Главной своей задачей ООН провозгласила поддержание и укрепление международного мира и безопасности, обеспечение прав человека во всём мире. С этой целью были приняты важные международно-правовые акты, в которых были обозначены основные стандарты прав и свобод человека. Это Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., рекомендовавшая всем странам имплементировать стандарты этих прав в национальную правовую базу, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах и др. В целом за время своего существования ООН приняла более 70 международных документов в области прав человека. Но сердцевину составляют эти три документа. В них воплощены самые прогрессивные взгляды мирового сообщества по вопросам прав личности.

Начиная с 1950 года, 10-го декабря во всех странах отмечается День прав человека.

12 декабря – День Конституции РФ; основному закону нашей страны 21 год.



В каких документах зафиксированы права человека. (во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Конституции РФ 1993г.)

ИТАК: настало время сформулировать тему сегодняшнего урока. Кто попробует это сделать?

Отвечают учащиеся:( Основные права и свободы человека и гражданина)Пишу на доске

Какие цели и задачи мы ставим перед собой на уроке?

Отвечают учащиеся: (закрепить знание основных прав гражданина России, развивать навыки работы с Конституцией РФ, воспитывать в себе гражданскую позицию).



2 этап: закрепление изученного материала.

1) постановка задач:

Изучить главу 2 Конституции РФ - составить и защитить проектную работу по теме "Мои права".

2) мотивация обучающихся: вопрос учителя: Для чего нам нужно изучать права?

Знание прав человека - это необходимость реальной жизни каждого человека. Знать свои права нужно для того, чтобы уметь правильно адаптироваться и жить в современном обществе, уметь отстаивать свои права и бороться за них, т.к. они являются основой свободы, справедливости и мира, тем меньше их станут нарушать.

Всеобщая декларация прав человека – основополагающий документ среди всех общечеловеческих правовых документов полностью вошла в последнюю российскую Конституцию 1993 года.



Откройте главу I Конституцию РФ: “Основы конституционного строя” и прочитайте статью 2.

“Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”.

Задание учащимся: Слайд

– Ребята! Откройте Конституцию РФ и найдите главу 2 Закона.

– Как она называется? (“Права и свободы человека и гражданина”).

Глава 2 Конституции состоит их 48 статей.

Конституция обеспечивает и охраняет: Права человека и гражданина

Вопрос учащимся:

-Вспомним, что такое право?



– Вспомните, чем отличаются слова “человек” и “гражданин”?

Человек – существо биосоциальное, права человека присущи ему от рождения и признаются за всеми людьми, независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут.

Права гражданина России напрямую связаны с его гражданством.

Таким образом, Гражданин РФ обладает: Слайд

  • Всеми правами человека.

  • Всеми правами гражданина.

Вопрос:

– Как узнать, где в Конституции речь идет о правах человека, а где о правах гражданина?

Учитель: – Есть подсказка. Слова: “каждый” и “гражданин”.

Посмотрите на статьи 2-й главы Конституции.

Одни статьи начинаются со слов: “Каждый имеет право….” – речь идет о правах человека.

А другие статьи со слов “Гражданин РФ…”

– Ребята! Посмотрите на слайд. Слайд . В нем перечислены группы прав и свобод человека и гражданина:

На слайде -

  1. Личные (гражданские) права.

  2. Политические права.

  3. Социальные права.

  4. Экономические права.

  5. Культурные права.



3)распределение заданий: изучение Конституции РФ, главы 2 "Права и свободы человека и гражданина".

1 группа: получает задание изучить политические права человека(ст.32-33)

2 группа: получает задание изучить гражданские права человека (ст. 20-28).

3 группа: получает задание изучить социально-экономические права человека (ст.38-42).

4 группа: получает задание изучить культурные права человека (ст. 43-44)

Обучающиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу. Далее - презентовать свою группу прав, привести примеры прав из своей группы, изобразив, используя элементы театрализации.



3этап: исследование (работа в творческой лаборатории).

Школьникам предстоит изучение и отбор необходимой информации. При изучении статей Конституции каждая группа выходит к доске и прикрепляет на ней права, относящиеся к своей группе.

Гражданские права

Политические права

Социально-экономические права

Культурные права

Обучающиеся работают в своих группах: читают, обсуждают, думают, дискутируют, спорят и вносят записи в таблицу по своему направлению изучения проблемы. Дети готовятся к выступлению для защиты своей группы прав, им необходимо сделать свои выводы.



На данном этапе я наблюдаю за степенью самостоятельности своих учеников и оказываю им лишь необходимую помощь (консультацию).



4 этап: представление результатов исследования, отчет.

Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.

(Формы представления результатов могут быть разными -пантомима, разыгрывание сценок).

5 этап:

5. Защита проекта. Слайды.

Группы (1-3) поочерёдно защищают свои проекты.

Задание * Гости получают задание -учащиеся отгадывают: Вспомнить сказку или любое художественное произведение, в котором нарушены права человека. Разыграть сценкой по ролям.

Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

Сценка : Нарушения прав (домашняя заготовка).Играют : Элоян Вика, Федоров Илья, Тестова Олеся.

Серёжа. Серёжа.

В школе пробыл я полдня Что ты, бабушка, детей

И теперь вот у меня Эксплуатировать нельзя.

Просто буря в животе – Одевайся потеплей

Мысли только о еде. И иди скорей сама.

Мама. Мама.

Кто с порога – и за ложку? Ну, тогда помой посуду,

Руки вымыл бы, Серёжка! Можешь это или нет?

Серёжа. Серёжа.

Нет, ты, мама не права, Что ты, мама, нет, не буду:

Я свои узнал права. Ведь на детский труд запрет.

Меня мыться заставляешь? Право есть на отдых, кстати,

Мою личность притесняешь! Поваляюсь на кровати.

Бабушка. Мама.

Ой, с давлением беда. Прав у мам, как будто, нет!

Ты, покушаешь когда, Завтра сам готовь обед!

То в аптеку, внук, сходи, И задачу номер пять

Мне таблеточек купи. Будешь, сын, ты сам решать



Бабушка. Бабушка.

Да и брюки завтра к школе Но только должен ты узнать –

Сам, внучок, погладишь, что ли. Права у всех равны.

Мама.

Твои права мы уважать,

Конечно же, должны.



Учитель: У человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

– Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека.

СЛАЙД «ОБЯЗАННОСТИ»



Показ видеоролика «У Вас есть право знать права.»



Обобщение. Слайд

Итак, сегодня на уроке вы познакомились с основными правами человека и гражданина, записанными в конституции РФ. Так как Россия – страна развивающейся демократии, она обязана признавать ценность человека, гарантировать осуществление его прав.

В каждой стране есть свои законы по защите прав человека, взгляды на мировое развитие. А для того, чтобы государства не замыкались в своих проблемах, в 1945 году была создана международная организация государств – ООН, одно из направлений работы которой: защита прав человека. Высшим органом ООН является Генеральная Ассамблея, штаб-квартира находится в Нью-Йорке. Наиболее значимые международные документы XX века: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка были приняты Генеральной Ассамблеей ООН или Европейский суд по правам человека.

Сегодня в большинстве стран мира, в том числе и в РФ существуют структуры по защите прав и свобод человека. В России ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НАХОДЯТСЯ ПОД ОХРАНОЙ Конституции РФ, а гарантом Конституции является президент страны. В стране учреждена специальная должность – Уполномоченный по правам человека, им с марта 2014 года является Элла Панфилова.

И теперь у вас есть право знать это.



6 этап: рефлексия.

Использую рефлексивный экран (в скобках даны примерные ответы детей).

Сегодня я узнал … (что права человека являются важнейшей ценностью)

Было интересно… (работать над проектом)

Было трудно… (разобраться в статьях Конституции РФ)

Теперь я могу… (легко классифицировать права человека)

Я хочу, чтобы Елена Владимировна объяснила мне,…(как защищать свои права)

Я научился (ась)… (работать с документом)

У меня получилось… (разыграть сценку)

Я попробую … (самостоятельно разбираться в трудных жизненных ситуациях)

Меня удивило…(что Всеобщая декларация прав человека полностью вошла в последнюю российскую Конституцию)

Мне захотелось… (рассказать о правах человека младшим школьникам)


Оценки за урок:

Кому бы я сегодня поставил «отлично». Учащиеся называют имена.

Домашнее задание:

  • параграф 11 учебника

  • изучить Конституцию (главу II - обязанности человека: статьи 57,58,59,60)

  • привести примеры прав, которые нарушаются часто, а которые - редко или никогда, примеры нарушения прав человека.



Рефлексия: «Градусник интереса и настроения » - это градусник, на котором отмечены 3 шкалы с градусами: 0, 36,6 и 100 градусов на определённом расстоянии. Учащиеся на выходе оставляют свои метки на этом градуснике.





























При изучении статей Конституции

каждая группа заполняет свой раздел в следующей таблице:



Гражданские права

Политические права

Социально-экономические права

Культурные права

 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

 


 












Право на труд


Право на жизнь

Право на отдых


Право на свободу

Право на медицинское обслуживание

Право на защиту чести и достоинства

Право на жилище

Право на личную неприкосновенность

Право на достойный жизненный уровень

Право на неприкосновенность жилища

Право на экологически чистую окружающую среду

Право на тайну корреспонденции

Право на наследование

Право на участие в митингах, забастовках

Право на доступ к культурным ценностям


Право на участие в демонстрациях, пикетах

Право на свободу творчества

Право на участие в управлении делами государства

Право на духовное развитие


Право избирать и быть избранным

Право на посещение театров, музеев, библиотек

Право на членство в любой зарегистрированной политической партии

Право на участие в культурной жизни