СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте в 1 классе на тему: Согласные буквы Л л, звуки [л] , [л']

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте в 1 классе на тему: Согласные буквы Л л, звуки л и л'. Цель урока познакомиться с буквой Л и со звуком л, научиться различать звуки л и л' в словах письменной и устной речи, умение давать характеристику звуку.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте в 1 классе на тему: Согласные буквы Л л, звуки [л] , [л']»

Урок обучения грамоте в 1-м классе (УМК «Перспективная начальная школа»)

Рябова Лидия Дмитриевна

МБОУ СОШ №12

им.академика В. И. Кудинова

г. Воткинск Республика Удмуртия

Тема:









Цель: познакомить учащихся со звуками [л], [л] и буквой, обозначающей эти звуки, научиться различать звуки [л], [л], букву “л” в словах в устной и письменной речи, давать характеристику новых звуков.

Задачи: образовательные:

- познакомить с буквой Л,л и со звуком [Л, Л’]

- автоматизировать правильное произнесение [Л], упражнять чтение буквосочетаний, слов, предложений

- формирование умения определять местоположение звука в слове

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие посредством дидактической игры;

- развивать зрительно – слухо – моторную память на основе упражнений;

- коррекция и развитие связной устной речи через проговаривание

стихотворений и скороговорок во время физкультминуток;

- развивать речь и умение оценивать себя и друг друга;

- развивать умение работать в парах;







Воспитательные:

- воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;

-воспитывать познавательный интерес к уроку через использование игровых приёмов;

Оборудование: интерактивная доска, презентация, модели печатных букв, шаблоны для составления схем предложений (прямоугольники и треугольники) и слов; звуковые схемы, раздаточные карточки для индивидуальной работы, конверты с листочками, смайлики для самооценки

Средства обучения: доска, раздаточный материал, иллюстрации.

Ход урока

1.Организационный момент.

15. Учитель:

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Дети:

Мы готовы. Стол в порядке. 
Начинается урок.

2.Актуализация знаний.

-Что мы произносим, когда говорим?

- Звуки.

- Какие знаете звуки?

- Гласные, согласные.

- Назовите гласные звуки, которые мы изучили.

- [ а ] [о] [ у] [ э ][ ы ][ и ]

- Дайте характеристику гласным звукам

-Произносятся с голосом, можно петь, тянуть, при произнесении не встречают во рту преград, ударные и безударные.

- Как обозначаются на письме?

- Буквами а о у э ы и

- Назовите согласные звуки, которые мы изучили.

Д:[ м ] [м’] [ н] [ н’]

- Чем гласные отличаются от согласных?

- Их нельзя петь, при произнесении встречают во рту преграду.

На письме обозначаются буквами М м Н н

- Прочитаем слоги с изученными буквами

- Из чего состоит предложение? (Из слов)

- На какие части делим слова? (На слоги)

- На какие части делим слоги? (На звуки)

- Какие бывают звуки? (Гласные, согласные)

- Какой звук может образовать слог? (Гласный)

- Признаки гласных звуков? (Тянутся, поются, при произношении воздух не встречает преград)

- Назовите гласные звуки.

- Какие звуки произносятся с шумом? (Согласные)

- Назовите согласные, которые изучили? Молодцы! А теперь задание!

2)Пробное действие:

- Возьмите листы с напечатанными буквами: а о у ы и; л н м с. Разделите буквы на две группы, обведя буквы одной группы красным карандашом, а другой – синим.

Учитель: Послушайте загадки .

Прилетает к нам с теплом, 
Путь проделав длинный. 
Лепит домик под окном,
Из травы и глины. (Ласточка)

У железной тучки
Есть и нос, и ручка.
Эта тучка по порядку
Полила дождем все грядки(Лейка)

Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала(Лиса)

Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится… (Ластик)

Создание проблемы: -скажите что общего в отгадках?

-Скажите , какую букву будем изучать? (Букву Л).



Как вы догадались?(отгадки начинаются с буквы Л)



Чтобы догадаться в какую группу надо определить букву Л, что надо знать? (Какой она обозначает звук: гласный или согласный)

- Как же узнать, какой она обозначает звук? (Надо произнести слова с этим звуком)

- Назовем в словах звуки, которые обозначаются буквой Л: ласточка, лейка, лиса, ластик)

- Сделаем вывод: Какие же звуки обозначает буква Л? В какую группу определим букву Л?( Согласные звуки)

- Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Отталкиваясь от темы, поставим цели нашего урока.



4. Первичное усвоение новых знаний. Работа в парах

- Итак, будем следовать нашим целям.

-Распределите в 2 группы слова-отгадки: (1.ласточка, лиса; 2.лейка, ластик)

-По каким признакам вы разделили слова? (одушевлённые и неодушевлённые)

Работа по вариантам:

-Учащиеся 1 варианта составьте звуковую схему одуш.слов, а 2 варианта- звуковые схемы неодуш. слов.

Для этого поработаем в парах. Но сначала вспомним правила работы в парах. Возьмите конверты и достаньте схематические обозначения звуков. Составьте схему.

- Обозначим на доске. Докажите, что вы правы.

3) Сравните схемы. Чем отличаются? Почему?

Сделаем вывод. Какие же звуки обозначает буква Л?

5.Первичная проверка усвоения новых знаний.

На доске картинка, назовите те слова, где стоит мягкий согласный, а в каких словах -твёрдый согласный л? Распределите их в 2 столбика и скажите, где может стоять в слове эта буква? (в начале слова, в середине и в конце)





1) Упражнения в различении звуков [л], [л,].

- А сейчас поиграем. Игра «Мягкий-твёрдый». Достаньте из белого конверта квадрвты синего и зеленого цвета. Если в слове услышите твёрдый согласный звук л, показываем синий квадрат, если мягкий звук- зелёный. (Показывают зеленый или синий квадрат)

Липа, кольцо, тополь, голубика, лиственница, ель, Лена, волнушка.

2)Работа по учебнику стр.106.

- Молодцы. Уберите все в конверт. Поработаем по Азбуке. Откройте азбуку на стр. 106 Найдите в рамочке слоги. Прочитаем их. (По одному, хором по рядам).

6. Физкультминутка:

Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки, Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал, Не споткнулся , не упал.



3) Знакомство с буквой Л л.

- Отложите Азбуку на край стола.

- Звуки [л], [л,] на письме обозначаются заглавной и строчной буквой

Л (эль). (Переворачиваю доску. На доске прикреплена карточка с буквами).

- Что вы можете сказать о письменных буквах л? (Они одинаковые. Различаются только размером). Для чего нужна заглавная буква?

Записываем имена , фамилии, названия городов, клички животных..

7. Работа в парах. «Мой алфавит».

- Откройте пропись «Мой алфавит»(с.26). Почему буква Л написана синим и зеленым цветом?

- Как вы считаете, что нужно для того, чтобы красиво писать?

Гигиенические правила письма

Посадка. Положение прописи, ручки

- Рассмотрите письменную строчную букву л в правом верхнем углу страницы. Из скольких элементов она состоит? Как вы думаете, откуда начинают писать букву л? Показ на доске.

- Возьмите ручки. Напишем строчную букву л в воздухе, повторяя за рукой на экране.

- Кто попробует написать на доске?

- Найдите строчку с буквой л. Обведите образец и допишите всю строчку до конца. Следите за посадкой. (Индивидуальная помощь учителя)

- Подчеркните карандашом самую красивую букву.

- Прочитайте слог на следующей строке – ло. Кто придумает слова с этим слогом? (Лоси, лошадь, ломает, ложка и др.) Обведите образец и напишите эту строку до конца.

8.Физминутка.

Рыбки весело плескались

В теплой, свеженькой водичке.

То сожмутся, разожмутся.

То зароются в песок.

- Аналогично строчку со слогами – лы, ли. Отложите прописи на край стола.

9.Осмысление и осознание полученных знаний.

1) Составь звуковые схемы словам: лыжи, лижи



Графический диктант. (Работают в тетрадях для печатания)

- Первое слово в предложении пишется с большой буквы +

- В слове может быть только 2 слога -

- Согласные поются -

- Речь состоит из предложений +

- А, О, У, Э, И – гласные +

Взаимопроверка.

- Поднимите руку, кто все сделал без ошибок?

10. Подведение итогов.

- Вы успешно справились со всеми заданиями, и наш урок подошёл к

концу. Вспомним цели, которые мы ставили в начале урока. - Расскажите всё, что узнали о звуках [л], [л,]

(Звук [л] - согласный, звонкий, твёрдый. Звук [л,]- согласный, звонкий, мягкий.)

- Какая буква обозначает звуки [л], [л,]? (Буква Л)

11.Рефлексия.

Оценим свою работу на уроке. Возьмите смайлики и покажите

Весёлый смайлик – тему понял хорошо, справился со всеми заданиями, активно участвовал в работе класса.

Улыбается – на уроке возникали вопросы, не все задания было легко выполнить.

Грустный смайлик – было сложно, тему не понял. Нужна помощь учителя.

- Объясните свой выбор.

- Сегодня на уроке очень хорошо работали…

- Лучше всех слушали учителя…

- Приятно удивили меня…

Урок окончен.