Вочканова Т. В.
учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №2»,
Пермь
КОНСПЕКТ УРОКА
ЗВУКИ [В] [В`]. БУКВЫ В, В. (1 КЛАСС)
Аннотация: Урок обучения грамоте по теме « Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в» разработан для 1-х классов по учебнику Азбука. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2021. (УМК «Школа России»). Урок является первым по данной теме, урок новых знаний.
Ключевые слова: звук, буква, согласный, слог, слово.
Вид ресурса: ЭОР:
Веб-адрес ресурса: https://multiurok.ru/id59502696/edit/
Цель: Познакомить детей со звуками [в], [в`] и с буквой В.
Задачи:
образовательные:
учить детей давать характеристику звуков [в] [в`], в сравнительном плане; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.
развивающие:
учить дифференцировать звуки [в] [в`] в слогах, словах, предложениях и тексте; развивать дыхание и голос; развивать мыслительную деятельность.
воспитательные:
воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Планируемый результат.
Предметные умения: -
- способствовать развитию фонематического слуха;
- умению находить и выделять эти звуки в словах, давать им характеристику;
- содействовать воспитанию навыков культуры общения и развитию интереса к родному языку.
Личностные УУД:
создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.
Познавательные УУД:
способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).
Коммуникативные УУД:
учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника.
Обучение УУД:
владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение); умение работать с учебником, добывать подтекстовую информацию; объяснять значение слов.
Ход урока:
Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Итак. Начинаем урок обучения грамоте.
- Ребята, я хочу, чтобы этот урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
II. Актуализация и целеполагание.
- Скажите, чем звуки отличаются от букв?
- На какие 2 группы делятся звуки?
-По каким признакам вы определяете, что звуки гласные?
- Назовите гласные звуки.
- Посмотрите и произнесите написанные буквы звуками
А О В И Ы У
- Ребята, как вы думаете, какой звук лишний? Почему?
- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.
Тема урока: Звуки [в] [в`]. Буквы В, в.
- Давайте назовем задачи нашего урока:
Познакомиться …( со звуками [в], [в’])
Учиться отличать …( звуки [в], [в’] от других звуков);
Учиться читать … (слоги и слова с новой буквой).
- Сегодня на уроке мы сумеем устранить все возникшие затруднения.
Открытие новых знаний.
1. Как мы произносим звуки [в] и [в’], произнесите: (нижняя губа приближается к краям верхних зубов, посередине; остается узкая щель для воздуха; верхние зубы слегка видны; горлышко «работает» нельзя спеть, встречает преграды).
- Как вы думаете, какой звук «В»? (согласный)
- Произнесите его твердо. (Звук [в] – согласный, твердый)
- Каким квадратом обозначим? (синим)
- Произнесите его мягко. (Звук [в`] – согласный, мягкий).
- Каким цветом обозначим? (зелёным)
- Устанавливается, что звуки [в], [в′] произносятся звонко, с участием голоса.
2. Внимательно посмотрите, на доске записаны слова. Подчеркни в словах букву В
вилка вратарь
варежка Вера
в
еник вьюга
к
орова ведро
Володя дверь
- Соедини прямоугольники со словами со звуком [в] синим карандашом, а [в`] – зелёным.
Вывод:
Звук [в] - не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком.
Звук [в`] - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком.
- Ребята, кто знает, какой буквой обозначаются звуки [в], [в’]? (буквой В)
- Почему некоторые слова на доске записаны с заглавной буквы? (имена собственные)
- Давайте эти слова мы запишем.
- Слова надо разделить на слоги.
- Сколько слогов в первом имени? Во втором?
- Докажите, что в первом слове 3 слога, а во втором – 2 (Сколько гласных, столько и слогов)
- Давайте поставим ударение (позовём)
- Самостоятельно нарисуйте схему 1вариант – Володя, 2вариант – Вера.
- Проверяем.
- Правильно, молодцы!
3) Развитие фонематического слуха
Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [в] или [в`] — хлопните в ладоши.
Ва, ха, па, ви, ты, мы, по, но, во, ву, бу, ве, пу
- Задание усложняем
Услышите звук [в] в словах - хлопните в ладоши один раз, звук [в′] – хлопните два раза.
Ваза, волк, корона, вилка, вишня, грач, щука, квитанция, ветка, ворона, ствол, слива.
- Твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’] обозначаются на письме одной буквой.
- Её называют буква «вэ». (Показ буквы).
- На что похожа буква в? (ответы ребят)
IV. Физкультминутка для глаз (1мин)
4) Посмотрите, у каждого на столе есть коробочка. Используя разные материалы коробочки, вам надо выложить букву В. (раздаточный материал: фасоль, пуговицы, веревочки и др.)
5) На карточке написаны буквы. Надо найти новую букву среди других букв и обвести в кружок. (Дети получают карточки с заданием. На работу даю 1 минуту. Проверка: назвать одного ученика и спросить, сколько букв он нашел в 1 строчке. Ребенок называет. Если класс согласен – хлопает в ладоши. Затем вторую строчку – другой ученик, и третью).
аинвсктлраоурыиворкувнст (3 буквы)
выоинрстикитнуавлрукивыу (3 буквы)
ыноиркствлрорнтвсуиывстл (3 буквы)
- Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.
- Сколько раз она встретилась? (9)
- Молодцы! У вас все хорошо получилось.
V. Физкультминутка (1мин)
VI. Работа с текстом.
Чтение текста по ролям.
Глупая лиса
Действующие лица: автор, лиса, уши, ноги, глаза, хвост.
Автор. Жила-поживала лисичка-сестричка. Любила лисонька кур, уток да гусей. Часто кумушка на птичий двор заглядывала. Один раз схватила она курицу, а тут собаки бегут, лают. Бросила лиса добычу. Сама еле ноги унесла. Спряталась в норе и стала спрашивать.
Лиса. Глазки мои, что вы делали?
Глаза. Мы по сторонам смотрели. Куда лисоньке лучше бежать.
Лиса. Ушки-ушки, вы что делали?
Ушки. Мы слушали, далеко ли собаки.
Лиса. Ножки мои, что вы делали?
Ноги. Мы изо всех сил бежали. Лисоньку спасали.
Лиса. Хвост, а ты что делал?
Хвост. А я под ногами путался. Бежать мешал.
Лиса. Ах ты, негодный хвост! Сейчас я тебя накажу! Пусть тебя собаки потреплют.
Автор. Высунула глупая лиса хвост из норы. Собаки схватили хвост. А за ним и всю лису из норы вытащили.
Задания:
А) Найдите 3 слова с новой буквой. (поживала, двор, хвост и т.д.)
Б) В тетрадь списать слова автора - первое предложение.
Высунула глупая лиса хвост из норы. (Нарисуй схему самостоятельно)
- Проверяем.
VII. Итог урока и рефлексия
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?
- Какие звуки обозначает эта буква?
- Дайте характеристику этих звуков.
- Что на уроке показалось трудным для вас?
- Что удалось легко?
- Что понравилось на уроке?
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.
Красный – “Всё получилось. Я – молодец!”,
Зелёный – “Я старался, но пока не всё получилось”.