СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обучения грамоте по теме «Согласные звуки [в], [в’], буква В»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является первым по данной теме, урок новых знаний. Урок обучения грамоте по теме « Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в» разработан для 1-х классов по учебнику Азбука В. Г. Горецкого. – М.: Просвещение, 2021. (УМК «Школа России»).

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте по теме «Согласные звуки [в], [в’], буква В»»

Вочканова Т. В.

учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №2»,

Пермь


КОНСПЕКТ УРОКА

ЗВУКИ [В] [В`]. БУКВЫ В, В. (1 КЛАСС)


Аннотация: Урок обучения грамоте по теме « Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в» разработан для 1-х классов по учебнику Азбука. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2021. (УМК «Школа России»). Урок является первым по данной теме, урок новых знаний.

Ключевые слова: звук, буква, согласный, слог, слово.

Вид ресурса: ЭОР:

Веб-адрес ресурса: https://multiurok.ru/id59502696/edit/


Цель: Познакомить детей со звуками [в], [в`] и с буквой В.

Задачи:

образовательные:

учить детей давать характеристику звуков [в] [в`], в сравнительном плане; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.

развивающие:

учить дифференцировать звуки [в] [в`] в слогах, словах, предложениях и тексте; развивать дыхание и голос; развивать мыслительную деятельность.

воспитательные:

воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.


Планируемый результат.

Предметные умения: -

- способствовать развитию фонематического слуха;

- умению находить и выделять эти звуки в словах, давать им характеристику;

- содействовать воспитанию навыков культуры общения и развитию интереса к родному языку.

Личностные УУД:

создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.


Познавательные УУД:

способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).

Коммуникативные УУД:

учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника.

Обучение УУД:

владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение); умение работать с учебником, добывать подтекстовую информацию; объяснять значение слов.


Ход урока:

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.


Итак. Начинаем урок обучения грамоте.

- Ребята, я хочу, чтобы этот урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!


II. Актуализация и целеполагание.

- Скажите, чем звуки отличаются от букв?

- На какие 2 группы делятся звуки?

-По каким признакам вы определяете, что звуки гласные?

- Назовите гласные звуки.

- Посмотрите и произнесите написанные буквы звуками

А О В И Ы У

- Ребята, как вы думаете, какой звук лишний? Почему?

- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.


Тема урока: Звуки [в] [в`]. Буквы В, в.


- Давайте назовем задачи нашего урока:

Познакомиться …( со звуками [в], [в’])

Учиться отличать …( звуки [в], [в’] от других звуков);

Учиться читать … (слоги и слова с новой буквой).

- Сегодня на уроке мы сумеем устранить все возникшие затруднения.


  1. Открытие новых знаний.

1. Как мы произносим звуки [в] и [в’], произнесите: (нижняя губа приближается к краям верхних зубов, посередине; остается узкая щель для воздуха; верхние зубы слегка видны; горлышко «работает» нельзя спеть, встречает преграды).

- Как вы думаете, какой звук «В»? (согласный)

- Произнесите его твердо. (Звук [в] – согласный, твердый)

- Каким квадратом обозначим? (синим)

- Произнесите его мягко. (Звук [в`] – согласный, мягкий).

- Каким цветом обозначим? (зелёным)

- Устанавливается, что звуки [в], [в′] произносятся звонко, с участием голоса.


2. Внимательно посмотрите, на доске записаны слова. Подчеркни в словах букву В

вилка вратарь

варежка Вера

в еник вьюга

к орова ведро

Володя дверь

- Соедини прямоугольники со словами со звуком [в] синим карандашом, а [в`] – зелёным.

Вывод:

Звук [в] - не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком.

Звук [в`] - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком.


- Ребята, кто знает, какой буквой обозначаются звуки [в], [в’]? (буквой В)

- Почему некоторые слова на доске записаны с заглавной буквы? (имена собственные)

- Давайте эти слова мы запишем.

- Слова надо разделить на слоги.

- Сколько слогов в первом имени? Во втором?

- Докажите, что в первом слове 3 слога, а во втором – 2 (Сколько гласных, столько и слогов)

- Давайте поставим ударение (позовём)

- Самостоятельно нарисуйте схему 1вариант – Володя, 2вариант – Вера.

- Проверяем.

- Правильно, молодцы!


3) Развитие фонематического слуха

Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [в] или [в`] — хлопните в ладоши.

Ва, ха, па, ви, ты, мы, по, но, во, ву, бу, ве, пу

- Задание усложняем

Услышите звук [в] в словах - хлопните в ладоши один раз, звук [в′] – хлопните два раза.

Ваза, волк, корона, вилка, вишня, грач, щука, квитанция, ветка, ворона, ствол, слива.

- Твёрдый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’] обозначаются на письме одной буквой.

- Её называют буква «вэ». (Показ буквы).

- На что похожа буква в? (ответы ребят)


IV. Физкультминутка для глаз (1мин)

4) Посмотрите, у каждого на столе есть коробочка. Используя разные материалы коробочки, вам надо выложить букву В. (раздаточный материал: фасоль, пуговицы, веревочки и др.)

5) На карточке написаны буквы. Надо найти новую букву среди других букв и обвести в кружок. (Дети получают карточки с заданием. На работу даю 1 минуту. Проверка: назвать одного ученика и спросить, сколько букв он нашел в 1 строчке. Ребенок называет. Если класс согласен – хлопает в ладоши. Затем вторую строчку – другой ученик, и третью).

аинвсктлраоурыиворкувнст (3 буквы)

выоинрстикитнуавлрукивыу (3 буквы)

ыноиркствлрорнтвсуиывстл (3 буквы)

- Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.

- Сколько раз она встретилась? (9)

- Молодцы! У вас все хорошо получилось.


V. Физкультминутка (1мин)


VI. Работа с текстом.

Чтение текста по ролям.

Глупая лиса

Действующие лица: автор, лиса, уши, ноги, глаза, хвост.


Автор. Жила-поживала лисичка-сестричка. Любила лисонька кур, уток да гусей. Часто кумушка на птичий двор заглядывала. Один раз схватила она курицу, а тут собаки бегут, лают. Бросила лиса добычу. Сама еле ноги унесла. Спряталась в норе и стала спрашивать.

Лиса. Глазки мои, что вы делали?

Глаза. Мы по сторонам смотрели. Куда лисоньке лучше бежать.

Лиса. Ушки-ушки, вы что делали?

Ушки. Мы слушали, далеко ли собаки.

Лиса. Ножки мои, что вы делали?

Ноги. Мы изо всех сил бежали. Лисоньку спасали.

Лиса. Хвост, а ты что делал?

Хвост. А я под ногами путался. Бежать мешал.

Лиса. Ах ты, негодный хвост! Сейчас я тебя накажу! Пусть тебя собаки потреплют.

Автор. Высунула глупая лиса хвост из норы. Собаки схватили хвост. А за ним и всю лису из норы вытащили.


Задания:

А) Найдите 3 слова с новой буквой. (поживала, двор, хвост и т.д.)

Б) В тетрадь списать слова автора - первое предложение.

Высунула глупая лиса хвост из норы. (Нарисуй схему самостоятельно)

- Проверяем.



VII. Итог урока и рефлексия

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

- Какие звуки обозначает эта буква?

- Дайте характеристику этих звуков.

- Что на уроке показалось трудным для вас?

- Что удалось легко?

- Что понравилось на уроке?


Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов.

Красный – “Всё получилось. Я – молодец!”,

Зелёный – “Я старался, но пока не всё получилось”.