Урок обучения грамоте. Звук [а], буква А а
УМК «Перспектива» учебник «Азбука» Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева.
Цель урока: познакомить с новыми буквами, обозначающими гласный звук[а], учить давать характеристики звуку, читать слова с новым звуком.
Задачи урока:
Развивающие: способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти, расширять кругозор.
Обучающие: формировать навыки правильного, плавного, сознательного чтения.
Воспитывающие: воспитание любознательность, познавательного интереса, умение слушать учителя и отвечать на его вопросы и действовать в нестандартных ситуациях.
Ход урока:
I.Организация начала урока.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
1. Развитие речевого аппарата
2 .Артикуляционная разминка
(Сильно надувать щёки, изо всех сил удерживая во рту воздух.)
3. Дыхательная гимнастика
(Широко открыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), длительный выдох можно сочетать со звуком [а-а-а-а].)
4. Работа над дикцией
Повторите за мной.
- Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они- ключи
Ко всем хорошим книжкам…
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
…..Тебе чудесные края
откроет путь от «А» до «Я» (С.Маршак)
II Мотивационно-целевой этап
-Ребята, что мы сейчас с вами произнесли? Стихотворение,
-Из чего оно состоит? Из предложений.
-Кто продолжит? предложения состоят из…..слов, имеют законченную мысль.
-Из сего состоят слова? Из звуков.
III. Подготовка к новой теме.
- Что можете сказать о звуках? (Звуки слышим и произносим).
- На какие две группы можно разделить все звуки? (На гласные и согласные).
- Что узнали про гласные звуки?
(При произношении гласных звуков не встречаются преграды; их можно пропеть; они бывают ударными и безударными; гласные звуки обозначают красным цветом).
- Что узнали про согласные звуки? (При произношении согласных звуков встречаются преграды; их нельзя пропеть; они бывают мягкими и твёрдыми; глухими и звонкими; парными и непарными; твёрдые согласные обозначают синим цветом, а мягкие согласные – зелёным цветом).
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня мы начинаем путешествие в «Мир Азбуки», где мы будем каждый день знакомиться с новым звуком. Сегодня День Первой буквы.
Кто подскажет какая буква в Азбуке первая? (А). Правильно
- На уроке вы познакомитесь с гласным звуком [а], узнаете, какими буквами обозначается этот звук. Научитесь выделять в речи звук [а].
V.Изучение нового материала.
1).Занимательный материал о букве «А».
Загадки:
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автобус)
Назовите еще один транспорт, название которого начинается со звука А. (Автомобиль)
Он зеленый , круглый, гладкий,
А внутри он- красный, сладкий
( Арбуз )
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор .... (Айболит)
- С какого звука начинались все наши отгадки? (А)
Физминутка. «АИСТ»
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
(Машем руками, будто крыльями)
Топай правою ногой, (топаем)
Снова - правою ногой, (топаем)
Снова левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.
(Ходьба на месте, высоко поднимая ноги)
5.Фонетическая зарядка.
- Какой звук издаёт человек, когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло? (Звук [а]).
- Какой звук издаёт мама, когда укачивает ребёнка? (Звук [а]).
6.Упражнение в нахождении звука [а].
- Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.
- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале слова. (Дети приводят примеры: арбуз, аист, …).
- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. (Дети приводят примеры: палка, парта, …).
- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова. (Дети приводят примеры: школа, азбука, …).
7.Знакомство с буквами Аа.
- Звук [а] обозначается буквой Аа (показ карточки с буквами Аа).
- Эти буквы печатные. Буква А – заглавная, большая; буква а – строчная, маленькая. Постепенно вы узнаете, какие слова принято печатать с заглавной большой буквы, а какие - с маленькой, строчной буквы. Печатные буквы встречаются в книгах, журналах, газетах.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
- На что похожа буква А? (На ракету, на столбы, …).
8. Работа по учебнику «Азбука» (стр 68)
Грудь, спина - белым-бела,
А на крыльях бахрома,
Чёрной лентой вьётся,
Как же птица та зовётся?
Аист.
С древних времен аист считается символом удачи и успеха
- Какой звук в этом слове стоит первым? (Звук [а]).
- Расшифруйте ребус:
Рука зажата в …кулак. Отбросьте последнюю букву, получилось …кула.., добавьте вперед А. Что получилось? (Акула)
-Давайте разберем звуко-буквенную схему слова акула
Первый звук А – гласный, второй звук К – согласный твердый, третий звук У- гласный, четвертый звук Л -согласный твердый, последний звук А-гласный. Разделим слово по слогам. Как мы это будем делать? Поставим в слове ударение.
-Ребята, а какой cказочный доктор лечит больных зверей? (Айболит).
- Кто пришел к Айболиту? (лиса)
Аналогично идет звуко-буквенный разбор слова лиса. Л-согласный мягкий , и-гласный, с -согласный , твердый, а-гласный. Сколько слогов в слове лиса? два, какой ударный? правильно, молодцы.
- Что с ней случилось с лисой? (укусила оса)
- Где стоит звук А в слове оса? (в конце) Аналогично идет звуко-буквенный разбор слова оса. Работа у доски
- Прочтите предложение по схеме и вы узнаете что делает Айболит.
(Айболит лечит лису).
- Каких еще животных лечил Айболит? Прочтите стихотворение
Добрый доктор Айболит.
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться и коровА и волчицА….
Физминутка «Айболит»
Айболит наш потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся
Взял микстуру, ложку взял.
Всем больным зверятам дал.
Всех излечит, исцелит.
Добрый доктор Айболит!
VI. Закрепление изученного материала.
- Откройте Пропись «Мой Алфавит» стр 6.
- Внизу даны схемы слов, в которых есть буква А. Давайте вместе найдем место букве А в этих словах и впишем ее туда.
бАнАн, грушА, репА. А в слове лук есть буква а?
- А теперь отгадайте загадку.
Далеко на юге где-то
Он растет зимой и летом.
Удивит собою нас
Толстокожий ... (ананас)
- Сколько букв А в слове ананас? (3). Впишите их в нужные места схемы на стр.7
- А теперь раскрасьте ананас, как показано в схеме.
VII. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
- Что общего у этих слов? (Звук [a], буквы А а).
- Найдите в алфавите букву Аа. (Ученик выходит к доске и показывает в алфавите букву Аа).
VIII. Организация на перемену.
- Спасибо за урок! Молодцы!
5