Урок окружающего мира по теме "Наша дружная семья".
2-й класс
Тип урока: ОНЗ
Цель: формировать представления детей о правилах общения в семье, способствовать раскрытию ценностей взаимоотношений в семье.
Обучающие задачи: раскрыть понятия «семья», «культура общения», «традиции».
Развивающие задачи: развивать творческие способности детей, навыки работы в группах, навыки самоконтроля и контроля, навыки культурного поведения в семье, развивать речь учащихся, формировать ИКТ компетентности учащихся.
Воспитательные задачи: воспитывать внимательное и заботливое отношение к родным и близким, бережное отношение к людям старшего поколения.
Оборудование и материалы: учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешакова, 2 часть, сборники пословиц и поговорок, классная доска, медиапроектор, макет дома, карточки с опорными словами («кирпичики»), карточки с заданиями, толковый словарь С.И. Ожегова, семейные фотографии, иллюстрации, презентация.
Формируемые понятия: семья, семейные традиции, семейные праздники, взаимопомощь.
Ход урока
I. Организационный момент.
У. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем и подарим тепло своей детской души.
II. Мотивация.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы поделились на группы. Помните правила работы в группе?
- Хочу, что бы вы закрыли глазки и мысленно представили то место, где тепло и уютно, где вас любят больше жизни. Представили? Откройте глазки и мы раскроем это тайное место.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, теплый … (дом)
Дом – это место, где тебя ждут, это крепость, там всегда тепло и уютно…
– Ребята, я хотела вас порадовать и изготовила макеты ваших домиков?
- Это красочные домики, с открытым окошками, потому что пришла весна.
Но в них как-то тихо пусто, не правда ли?
III. Актуализация.
У. – Сейчас мы узнаем, кто будет жить в нашем доме. Просмотрите видеоролик.
- Какое главное слово звучало при просмотре ролика?
– Кого не хватает в наших домиках? (семьи)
– Какая у вас семья, определите одним словом? (дружной)
– О ком мы будем говорить на уроке (будем говорить о близких людях, о семье)
– Тема урока: «Наша дружная семья» ( перевернуть карточки)
IV. Целеполагание.
- А может ли человек жить один и называть себя семьей?
-А, связаны ли между собой слова семья и общение?
-Как? (В своей жизни мы общаемся с разными людьми. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми. Самые близкие для тебя люди-это твоя семья. Ребёнок учится общению в семье, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться.)
- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который так и называется «Общение».
– А в семье мы всегда находим общий язык? (нет)
– Чему мы будем учиться, сформулируйте цель урока (учиться общению в семье)
- Откройте учебники на с. 42 и прочитайте чему мы будем учиться при изучении раздела «Общение»?
V. Открытие нового знания.
У. – Вернемся к слову «Семья».
– Семья – это все родственники? (нет, только близкие)
Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни. (Слова отгадки вывешиваются на доску в виде облачков, помогают тьютеры)
1. Она лучше всех на свете,
Без нее прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)
3. На него смотрю всегда
И беру с него пример.
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)
4. У мамы работа, у папы работа,
У них для меня остается суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (бабушка)
5. С ним рисуем и поем,
Плаваем, какао пьем.
Мамин с папою сынишка,
Ты мой маленький…(братишка)
6. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче еще прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)
7. У мамы сестра
Веселей не найдете!
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тетя)
8. К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой…(дядя)»
- Ребята, как вы думаете, зачем человеку семья?( В семье тепло, надежно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят.Мама вкусно готовит, там меня любят, вместе нам хорошо, весело.Я люблю воскресные вечера, потому что мы все вместе и всем весело.Папа дома.)
-Скажите, а все ли дети имеют семью? О чем мечтают эти детки? Как можно помочь в этом желании.
Просмотр видеоролика
– Что такое семья?
1. Словарная работа.
- Так рассуждают обычные детки, как и вы. А если мы хотим узнать точное значение слова, к чему можно обратиться?
Я предлагаю каждой группе выбрать лексическое значение слова, соответствующее номеру команды.
1) Семья – группа людей, которые связаны между собой родственными отношениями
2)Семья – это группа близких родственников, живущих вместе.
3) Семья делится на 2 слова «семь» и «я» - это семеро как я, ведь в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером: могут быть общие увлечения и любимые занятия
Физминутка
А сейчас мы ребята поиграем в игру “Встаньте все те,…” и немного отдохнём.
У кого есть старший брат.
У кого есть младшая сестра.
У кого бабушка и дедушка живут в городе.
У кого есть член семьи, произносящий грозное «Гав-гав».
У кого есть мырлыкающий друг.
У кого дружная семья.
2. Работа с учебником.
Обратимся к семье наших друзей, Серёжи и Нади. Откройте учебники на стр. 42. Рассмотрите рисунок. Рассматривая рисунок, мы не можем слышать, о чём беседуют наши герои, как обращаются друг к другу. Попробуем оживить картину. - Как вы думаете, о чём они беседуют? Как обращаются друг к другу?( они разговаривают уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу)
– Как можно назвать такую семью (дружной).
– Считаете ли вы свою семью дружной? А как они общаются? Что такое культура общения?
- О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно и счастливо.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили: «Пусть каждый напишет только одно слово, которое считает важным для счастья семьи». Написали по одному слову.
- Как вы думаете, какие слова написала эта семья?
Выберите их из предложенных те слова, которы е должны сопутствовать каждой семье. Из этих кирпичиков достройте наш домик. ( Понимание, любовь, забота , уважение, дружба, счастье, оскорбление, грусть, здоровье, ссора, неуважение,лень, трудолюбие.).
- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.
Крепкая и дружная семья всегда была идеалом для всех поколений. Сколько заповедей, пословиц, поговорок сложено о семье. А знаете ли вы пословицы и поговорки о семье? - Я вам предлагаю закончить пословицы и поговорки о семье. Растерялись наша семья. Помогите родителям обрести своих детей.
1. В гостях хорошо, …а дома лучше.
2. Один за всех, …и все за одного.
3. Чем богаты,…тем и рады.
4. Яблоко от яблони, …не далеко падает.
5. Вся семья вместе,…так и душа на месте.
6. Не будет в семье добра,…коли в семье вражда.
7. На что и клад, …коли в семье лад.
8.Семья сильна, когда над ней крыша одна.
9.Когда нет семьи, так и дома нет.
_ Скажите, а семьи могут быть похожими друг на друга? Чем семьи отличаются?
- Ребята, каждая семья – это своеобразный мир, в котором царят свои нормы, традиции и ценности. Не материальные ценности, а духовные. Это память о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье.
-Вы слышали слово «традиция»
- Обратимся к учебнику на с 44 и найдём определение.
– Слово «традиция» пришло к нам из латинского языка и означает «передача».
ТРАДИЦИИ – это то в нашей жизни, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим.
– Какие примеры семейных традиций вы можете привести?
- В семье наших ребят есть тоже замечательная традиция хранить фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Давайте заглянем в наши семейные альбомы. А ребята расскажут о своих семьях (Данило М., Кирюшина В.)
- Выберите одну из семейных традиций и прикрепите на крышу своего домика.
- Вот и стали ваши домики счастливыми, весёлыми, шумными. Вы создали проекты-шедевры.
VI. Рефлексия.
У. – Посмотрите на ваши домики, удалось нам их оживить и сделать весёлыми, полными и семейными?
– Вспомните тему урока.
– Какую цель мы поставили? (научиться общению в семье)
– Что для этого нужно? (перечисляются опорные слова)
VII. Домашнее задание.
1. Подготовьте сообщение о своей семье.
VIII. Итог.
У. Ребята, я так хотела поделиться с вами своей любимой традицией – гостеприимство. Я очень люблю угощать гостей сладостями. Для вас я приготовила сюрприз. Если ваше настроение от сегодняшнего урока улучшилось, вы довольны собой и урок вам понравиля возьмите конфету с ………….. ленточкой, а если настроение у вас грустное, то …..
. Вы хорошо поработали, молодцы!