СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира в 3 классе "Дыхание и кровообращение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить детей с особенностями строения и функционирования дыхательной и кровеносной систем.

 

Задачи:

  • Закреплять понятия: «пищеварительная система», «белки», «жиры», «углеводы», «витамины»;

 

  • Давать представление об устройстве и функционировании дыхательной и пищеварительной систем;

 

  • Развивать речь, внимание, память;

 

  • Воспитывать внимание к слову учителя и товарищей.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3 классе "Дыхание и кровообращение"»

МКОУ Тогучинского района «Пойменная средняя школа»

















Учитель: Артеменко Л.М.




2018-2019 уч. г


Тема: Дыхание и кровообращение.


Цель: познакомить детей с особенностями строения и функционирования дыхательной и кровеносной систем.


Задачи:

  • Закреплять понятия: «пищеварительная система», «белки», «жиры», «углеводы», «витамины»;


  • Давать представление об устройстве и функционировании дыхательной и пищеварительной систем;


  • Развивать речь, внимание, память;


  • Воспитывать внимание к слову учителя и товарищей.


Планируемые результаты: третьеклассники узнают о строении и работе дыхательной и кровеносной систем, о роли крови в организме. Научаться измерять пульс.


Оборудование: учебник А.А. Плешакова Окружающий мир: учеб. для 3 класса. – М. – 2018., рабочие тетради на печатной основе, мультимедийный проектор, ноутбук, магнитная доска, карточки с заданиями.


Ход урока


I. Организационный момент.


Здравствуйте девочки,

Здравствуйте мальчики!

Тихо за парты садимся, как зайчики!


II. Актуализация знаний.


Ребята, на прошлом уроке вы проходили очень важную тему «Питание и пищеварительная система». Давайте выполним несколько очень интересных заданий.




- Соотнесите названия групп питательных веществ и название продуктов, в которых они содержатся в наибольшем количестве.




белки

овощи, фрукты

жиры

хлеб, крупа, картофель, макароны, кондитерские изделия

углеводы

творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль

витамины

масло, маргарин, сметана

- С помощью таблицы «Пищеварительная система» расскажите о процессе пищеварения в нашем организме.

Какое меню на день вы составили дома?

Выслушиваются ответы нескольких учеников.




















III. Мотивация учебной деятельности.

Приступаем к изучению новой темы. О чем пойдет речь на уроке, узнаете, отгадав загадки:


День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце).



Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос).


- О чем же пойдет речь, догадались? (О дыхании и движении крови).


Тема нашего сегодняшнего урока: Дыхание и кровообращение.


IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала.


Попробуй выдохнуть весь воздух и на минуту закрыть рот, зажать нос и перестать дышать. Вы сразу почувствуете, что вам необходимо вдохнуть. То, оставшись без кислорода, взбунтовались клетки. Они кричат: «Пришлите нам кислород. Иначе мы погибнем от голода!».


А кто знает, какой состав имеет воздух? (Кислород, углекислый газ, азот).


А какой газ необходим для дыхания? (Кислород).


Откройте учебники на стр.144. Посмотрите на рисунок. Попробуйте стать учеными и установите, как устроена дыхательная система, из чего она состоит.


Итак, какой же путь проходит воздух, когда мы делаем вдох? (…)


Как воздух может попасть в легкие? (Через нос и через рот.)

Правильным считается дыхание, когда воздух проходит через нос. Нос устроен таким образом, что может согревать и очищать проходящий через него воздух. Внутри носа воздух очищается от пыли.


Всю свою жизнь человек дышит – вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух через носовую полость, трахею и бронхи поступает в легкие. Все эти органы составляют дыхательную систему. Она обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из него углекислый газ. Как же это происходит? Трахея и бронхи представляют собой трубки. Легкие состоят из множества маленьких пузырьков. В стенках этих пузырьков постоянно движется кровь. Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берет из него частицы кислорода и отдает частицы углекислого газа. (который образуется при работе всех органов тела).


Как выглядят трахея и бронхи? Из чего состоят легкие?


Дети читают текст на с. 144 в учебнике.


- Покажите на слайде «Органы дыхания» все эти органы и расскажите о движении воздуха в организме.




Дети выполняют задания № 1(первую часть), 2 на с.82 в рабочей тетради.



V. Физкультминутка (с применением ИКТ).


VI. Продолжение работы по теме урока.


- Вспомните, как питательные вещества попадают ко всем органам? (Разносятся кровью.)


Как кислород попадает ко всем органам? (Разносится кровью.)



Огромную роль в организме играет кровь. Она приносит ко всем органам питательные вещества и кислород, а уносит углекислый газ. Давайте посмотрим, как это происходит, проследив за капелькой крови. Я расскажу вам сказку о капельке-путешественнице.

Жила-была в Королевстве Кровеносная система капелька крови. У нее и ее подружек была очень важная работа: они носили питательные вещества и кислород к клеткам и забирали от них углекислый газ. Двигались они со своим грузом по длинным-длинным дорогам – кровеносным сосудам. Конечно, самим им было тяжело держать такой трудный путь. Поэтому Капелька и ее подружки отправлялись в особый орган – сердце. Сердце имеет толстые мышечные стенки и работает как насос. Оно с силой выталкивало Капельку с подружками, чтобы они доставили свой груз ко всем органам точно в срок. Капельки отдавали кислород и питательные вещества и

забирали у них углекислый газ, а после этого снова спешили в сердце, которое отправляло их в легкие, чтобы мы с вами выдохнули ненужный нам углекислый газ, а с вдохом снова Капельки получили свой груз-кислород.





Какова роль крови в организме?


Зачем капелька крови, обежав весь организм, возвращается обратно?


Кровь в теле человека постоянно находится в движении. Но сама по себе она двигаться не может. В движение ее приводит сердце. Сердце и кровеносные сосуды составляют органы кровообращения.

Приложите руку к груди. Чувствуете, как тихонько стучит по пальцам: тук-тук-тук? Это бьется ваше сердце. Оно безостановочно работает всю нашу жизнь.




Как устроена кровеносная система?




Дети выполняют задания № 1(вторую часть) на с.82 в рабочей тетради.




VII. Практическая работа.


Сердце сокращается (бьется) у взрослого человека 60-70 раз в минуту, а у детей чаще. При каждом сокращении кровь с большой силой выталкивается в кровеносные сосуды. Стенки сосудов колеблются. Эти колебания можно ощутить в виде толчков. Это пульс.


Пульс – колебание стенок кровеносных сосудов. Число ударов пульса соответствует числу сокращений сердца в 1 минуту.


- Посмотрите на рисунок на странице 146. Прощупайте у себя на левой руке пульс. Каждый удар пульса соответствует удару сердца. Я засеку время, а вы посчитайте про себя количество ударов.



Умножьте полученное число на 2. Сколько ударов делает ваше сердце в минуту? Запишите их количество в задании № 3(таблица№1) на с. 83 в рабочей тетради. А сколько раз оно бьется за 10 мин. Посчитайте. Вот какой труд у нашего сердца.


Встаньте из-за парт и присядьте 5 раз. Сядьте и еще раз посчитайте пульс. Что вы заметили?


- Рассмотрите рисунки в задании №4 на с. 83 в рабочей тетради. Обведите в кружок номер рисунка, на котором показано, как правильно найти пульс.



VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Ребята, возьмите сигнальные карточки и покажите с каким настроением вы заканчиваете урок.

- Понравилось ли вам как вы работали сегодня на уроке?

- Какие задания понравились больше?

- Какие задания вызвали затруднения?


IX. Итог урока.

- С работой каких систем вы познакомились на уроке? Как устроена и работает дыхательная система? Какова роль крови в работе всего организма? Как устроена кровеносная система?

Прочитайте вывод на с.146. Сравните с выводами, которые мы сделали в ходе урока.


Домашнее задание:

1.прочитать текст (с. 144–146);

2.выполнить задание № 5 на с. 84 в рабочей тетради (по желанию).