Методическая разработка урока-проекта
«Отечественная война 1812 года»
Ризаева динара ризаевна
учитель истории и обществознания
педагогический стаж – 20 лет
МБОУСОШ №1
г Каспийск
Информационно-исследовательский урок-проект по теме «Отечественная война 1812 года»
Класс: 10
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
- сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;
- показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;
- подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;
Задачи урока :
- формирование у обучающихся понимания неразрывности прошлого и настоящего.
- воспитание уважения к истории и культурным ценностям, толерантного отношения к представителям других народов
- развитие познавательного интереса учащихся
- развитие умения работать с интернет-источниками, с различными источниками исторической информации
- развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Задействованные педагогические технологии:
Межпредметные связи: литература, МХК, география, обществознание, информатика
Форма организации деятельности:
фронтальная,
групповая
индивидуальная
Методы
• словесные,
• наглядные,
• практические
Предполагаемый результат:
После завершения проекта учащиеся смогут:
• понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;
• понимать сущность проблемы цивилизационного выбора будущего России;
• представлять, какие последствия для Москвы и для России имело вторжение Наполеона;
• анализировать, обобщать и оценивать исторические факты, формулировать и аргументировать собственную точку зрения;
• использовать Интернет и различное программное обеспечение для создания презентаций
Методические рекомендации к проведению урока.
Данный урок – проект возможно провести в классе, где есть доступ к сети Интернет. При хорошей подготовленности учащихся урок проводится на 2-х спаренных. Если такой возможности нет, то можно спланировать 1 урок как урок погружения в проект. А на следующем по расписанию уроке истории провести 2 урок «Защиты проектов». Данная разработка предполагает большое поле для деятельности учителя. Материал урока дает большие возможности воспитанию гражданско-патриотического чувства у учеников.
Ход 1 урока:
I. Организационный этап.
Учитель: Ребята, представьте, что вы являетесь участниками игры Что? Где? Когда? Через одну минуту вы должны ответить на вопрос. Всё внимание на экран. (Презентация учителя)
Этому событию в истории посвящены произведения М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстова, создан художественный фильм, в честь этого события сооружен храм Христа Спасителя в Москве, памятник в Смоленске, две триумфальные арки, портретами участников этого события украшен один из залов Эрмитажа в Санкт –Петербурге, одному из главных героев поставлен памятник у стен Казанского собора, где покоится его прах, в его честь создан орден, которым награждали в ХХ в. лучших полководцев в войне с фашистской Германией.
Внимание, вопрос:
- О каком событии идёт речь и как будет звучать тема сегодняшнего урока?
(Выслушиваются ответы учащихся.Так как они изучали эту тему в 8 классе, то с данным заданием они справятся. На протяжении всего урока эти знания используются как опора для восприятия и расширения представлений по теме)
Эпиграф к теме:
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
Так вопрошал А.С. Пушкин в X главе «Евгения Онегина».
Тема урока: Отечественная война 1812 г
II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний
Давайте попробуем и мы сегодня на уроке дать ответ на вопрос:
Почему троекратно превосходившая наполеоновская армия двунадесяти языков потерпела поражение в России?
Я предлагаю вам творчески поработать и создать мини-проект по теме нашего урока.
Учитель: У вас на столе находится пакет документов необходимых для работы на уроке. Возьмите план изучения войны. (см.Приложение 1) Тема нашего урока вам уже знакома из курса истории 8 класса. Обсудите в группах пункты плана, вспомните основные события, сделайте пометки и через несколько минут приступим к обсуждению.
Актуализация личного опыта учащихся.
Беседа по пунктам плана.
(Учащиеся смогут ответить лишь на некоторые вопросы. Учитель подводит к пониманию того, что хоть тема детям и знакома, но на многие вопросы они не могут дать детального ответа)
Итак, ребята, мы вспомнили основные события темы. Предлагаю вам рассмотреть их более детально.
В истории войны 1812 года много дискуссионных и неясных вопросов, требующих своего глубокого осмысления. Даже современники не могли дать ответа на многие из них. Это время стало переломным этапом в правлении Александра I. А тема войны 1812 года и победы русского народа подвигла многих деятелей культуры на создание своих замечательных работ.
Сейчас вы будете работать в группах над вопросами темы. Основным источником, который вы будете использовать будут ресурсы сети Интернет(см. Приложение), а также пакет документов. Ваша задача изучить вопрос, используя различный материал, а затем представить нам результат работы группы. Форма защиты работы на ваш выбор.
III. Изучение новой темы:
Итак, ребята, давайте подумаем, какие вопросы мы должны рассмотреть в нашем информационно-исследовательском проекте «Отечественная война 1812 года»
(Учащиеся предлагают вопросы исследования. Учитель корректирует формулировку и в соответствии с ходом освещения темы на доске записываются примерные вопросы)
1.Вопросы для исследования:
Дипломатическая дуэль кануна войны
Соотношение сил России и Франции
Ход военных действий. Планы сторон. Основные сражения и события.
Герои Отечественной войны 1812 года
Партизанское движение в войне 1812 г. Крестьянская самооборона от неприятеля.
Донские казаки в Отечественной войне 1812г.
Итоги войны 1812 г.
Отечественная война 1812 г. в произведениях литературы и искусства
2. Организация деятельности групп
(В соответствии с количеством детей в классе можно сформировать 4 группы по 5 человек. Одна группа будет рассматривать по 2 вопроса (2человека 1 вопрос), а руководитель координировать всю работу. В кабинете 4 компьютера с доступом к сети Интернет. Используя их, а также пакет документов, подготовленный учителем заранее для каждой группы до конца 1 урока учащиеся справятся со своим заданием.)
Учитель предлагает учащимся выбрать лидера (руководителя) своей группы. Каждая группа выбирает вопросы для исследования. Учитель помогает учащимся групп составить план работы и рекомендует источники получения информации. Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группах. Выбирается форма представления результатов работы.
3. Осуществление деятельности
Учащиеся самостоятельно отбирают информацию, выполняют задания по намеченному плану работы. Учитель наблюдает и консультирует. Затем в ходе дискуссии в группах, парах, отбирается главное, основное содержание будущего проекта.
Перерыв
Ход 2 урока защиты проектов
I. Организационный этап.
Учитель: Битва на Чудском озере, Куликово поле, Бородино, Прохоровка
- они остались навечно в исторической памяти нашего народа. Как символы победы и возрождения, как воплощение священного народного гнева против захватчиков, посягнувших на родные земли, на мирные очаги, на само существование Русского государства, как неиссякаемый источник горячего патриотического чувства, связывающего прошлое с настоящим.
II. Мотивация к применению знаний (через выявление проблемы).
а) вступительное слово учителя: “Главным объектом изучения сегодня на уроке являются события Отечественной войны 1812 года.
“Умереть – так только за Отчизну,
Жить – так только Родиной дыша”.
- Эти слова Муссы Джалиля сегодня мы посвящаем доблести, мужеству, горячей любви к Родине русского народа в войне 1812 года.
Сегодня по прошествию 2 веков со дня тех героических времён мы попробуем ответить на вопросы, которые волновали и современников и интересны нам – потомкам героев тех славных лет.
- мог ли быть другой исход войны 1812 года?
- был ли разгром «двунадесяти языков» в Бородинском сражении катастрофой для Наполеона?
- была ли возможность избежать последствий вторжения Наполеона для Москвы и для России?
- действительно ли «французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми»?
III. Защита проекта
1.Защита проекта группой № 1
а) Тема исследования: Дипломатическая дуэль кануна войны. Соотношение сил России и Франции.
2 ученика на основе изученных документов рассказывают о причинах и поводе к военным действиям, была ли возможность избежать войны.
Далее другие участники группы представляют заполненную таблицу «Состав армий. Соотношение сил» , на основе данных сайта http://www.museum.ru./1812/ (сайт об Отечественной войне 1812 года, содержит ссылки на источники, научную и художественную литературу)
б) Ответы на вопросы других учащихся
в) Самооценка и оценка работы группы №1 по 5-ти бальной системе.(см.Приложение2)
Слово учителя:
10 июня Наполеон продиктовал приказ о наступлении. На всем пространстве, почти возле самого Немана стояли пехота, конница и артиллерия. Запрещено было разводить огни и велено хранить величайшую тишину, чтобы никакой бивачный дым, никакой шум не выдавали присутствие неприятельских полчищ на рубеже России. Солнце село, наступила темнота, и Наполеон начал руководить переправой. При нем были пущены на воду понтоны, в несколько часов навели мосты, и после полуночи, 12 июня, они заколыхались под тяжестью войск, и малой доли которых не суждено было воротиться на родину.
Так началась война, превзошедшая все войны, какие доселе освещало солнце.
2. Защита проекта группой № 2.
а) Тема исследования: Ход военных действий. Планы сторон. Основные сражения и события. Герои Отечественной войны 1812 года
(Учащиеся освещающие ход военных действий и основные сражения работают по карте на интерактивной доске, где используя инструмент «Перо» чертят направления движения войск и флажками обозначают места основных сражений и событий. Бородинское сражение представляется материалами сайта http://borodino.ru (сайт музея-заповедника «Бородино») и демонстрацией панорамы битвы. Другие участники группы представляют мультимедиаэкскурсию по портретной галерее героев 1812 года.)
б) Ответы на вопросы других учащихся
в) Самооценка и оценка работы группы №2 по 5-ти бальной системе.
Слово учителя:
В начале войны 12 июня перешли русскую границу 420 тысяч французов, у Бородино сражались 135 тысяч, а при отступлении через реку Березину обратно переправились жалкие 10 тысяч человек.
- В отсутствии русской армии кто же мог наносить такой урон Французам?
Гибельной для захватчиков стала “малая война”.
- Как вы думаете, о какой войне идёт речь?
Под “малой войной” Кутузов понимал военные действия ополчений, армейских и крестьянских партизанских отрядов. Инициатива в организации армейских партизанских отрядов принадлежала М.Б. Барклаю-де-Толли. Он же являлся автором первой 1812 года инструкции о действиях партизан в тылу врага. М.И. Кутузов поддержал и развивал эту идею.
3. Защита проекта группой № 3.
а) Тема исследования: Партизанское движение в войне 1812 г. Крестьянская самооборона от неприятеля. Донские казаки в Отечественной войне 1812г.
(форма защиты проекта- компьютерная презентация)
б) Ответы на вопросы других учащихся
в) Самооценка и оценка работы группы №3 по 5-ти бальной системе.
Слово учителя:
Когда русские войска подошли к границе, солдаты приветствовали Кутузова криками: « Ура, спасителю России!» На что Кутузов ответил: «Не мне эта честь, а славному русскому солдату». И приказал бросить перед солдатами захваченные у врага французские знамёна. « Каждый из вас спаситель Отечества»- сказал Кутузов и поклонился солдатам.
В декабре 1812 года Кутузов доложил императору Александру Первому: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля». 25 декабря Александр первый подписал Манифест об окончании войны.
4. Защита проекта группой № 4.
а) Тема исследования: Итоги войны 1812 г. Отечественная война 1812 г. в произведениях литературы и искусства
(Участники группы подводят итоги войны. В форме презентации или слайд-шоу представляют второй вопрос)
б) Ответы на вопросы других учащихся
в) Самооценка и оценка работы группы №4 по 5-ти бальной системе.
IV. Обобщение и систематизация изучаемого материала
Ответ на проблемное задание, поставленное в начале 1 урока:
Учитель: Отечественная война 1812 года закончилась. Так “кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима, иль русский Бог?” (слова из эпиграфа урока).
Кто сыграл главную роль в победе над врагом?
Какая была война, подберите слова – характеристики. Почему война названа Отечественной, как бы вы по-другому назвали эту войну?
V. Закрепление
Учитель раздает каждой группе текст одной из 3 басен И.А. Крылова и ставит перед всеми группами задание: “Прочтите басню и определите, о каком событии Отечественной войны 1812 года повествует великий баснописец? Докажите свои доводы выдержками из предложенного вам текста”. (см.Приложение 3)
“Кот и повар” (о назначении М.И. Кутузова командующим)
“Ворона и курица” (голодные французы в Москве)
“Волк на псарне” (пребывание Наполеона в Москве)
VI. Оценка работы учащихся и выставление оценок.
VII. Подведение итогов (рефлексия):
а) - в заключении нашего урока мне хочется чтобы вы подумали над такими вопросами:
- Возможна ли жизнь без войн? Без конфликтов?
- Когда мир превращается в войну?
Да, скорее всего нет. Но в наших силах свести эти проблемы к минимуму. Нужно лишь следовать принципам толерантности. И на память о нашем сегодняшнем уроке я вручаю вам буклеты «Памятка толерантности»
Хочу поблагодарить всех учащихся за творческую и плодотворную работу, способствующую достижению целей урока.
б) Анкетирование учащихся
Вопросы анкеты:
1. Как я чувствовал себя в процессе учения? Было ли мне комфортно?
С каким настроением я работал?
2. Доволен ли я собой?
3. Насколько комфортно мне работалось в малой группе?
4. Достиг ли я цели обучения?
5. Нужен ли мне этот материал для дальнейшей учебы? (практики, просто
интересен)
6. В чем я затруднялся? Как мне преодолеть свои проблемы?
VIII. Домашнее задание
Предлагаю вам сделать информационные буклеты по темам, освещаемым вашей группой. Их можно вручить родителям, учащимся нашей школы и просто прохожим. Может быть и они узнают для себя что-то новое.