СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по финансовой грамотности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по финансовой грамотности.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Урок по финансовой грамотности

5 класс

Тема : «Деньги. Для чего они нужны.»


Цели урока :

- сформировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком;

- обучающиеся определят выгоды обмена, покажут и объяснят неудобства бартера и появление денег.

- повышение финансовой грамотности учащихся,

- содействие формированию разумного финансового поведения,

- принятию обоснованных решений, проявления ответственного отношения к личным финансам.

Задачи:

1. С помощью приёма «Верю – не верю» определить проблему, рассматриваемую на уроке.

2.С помощью видеоролика «Как появились деньги» познакомить с историей появления денег как товаром для обмена, понятиями «бартер», «товар», «деньги», «бюджет».

Приёмы на стадии осмысления: учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется и систематизируют новые знания.

3. Организовать работу с раздаточным материалом.

4.Применить приобретённые знания при решение задач.

5. Работать в группе.

6.Приёмы на стадии рефлексии:

- приём незаконченного предложения;

- «свободный микрофон».


Тип занятия: комбинированный урок.

Место занятия: получение новых знаний с опорой на личный опыт.

Учебно-техническое обеспечение : доска, видеофильм «Как появились деньги», раздаточный материал.

УУД:

  • Формировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком

  • Объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.

  • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

  • Описывать ситуации, в которых используется бартерный обмен.

  • Решать простые финансовые задачи.

  • Объяснять неудобства и достоинства планирования семейного бюджета.

  • Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления личного опыта и приобретённых знаний.

  • Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.

  • Умение сотрудничать и работать в группе.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностные результаты:

  1. Осознание себя как потребителя и продавца;

  2. Умение применять личный опыт при обмене товаром или покупке;

  3. Развитие сотрудничества в реальных экономических ситуациях с другими членами общества.

Формирование воспитательных компетенций:

  1. Ценностно-смысловых.

  2. Коммуникационных и социальных.

  3. Продуктивных.


Метапредметные результаты:


  1. Познавательные: освоение способов решения экономических проблем, различных способов поиска, сбора и обработки, анализа и предоставления информации, овладение базовыми и межпредметными понятиями.

  2. Регулятивные: понимание цели своих действий, планирование с помощью учителя-консультанта, адекватное восприятие своих возможностей правильность выполнения своих действий и оценка деятельности одноклассников.

  3. Коммуникативные: умение слушать собеседника, вести диалог и договариваться, умение признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметные образовательные результаты:

  1. Понимание и правильное использование экономических терминов.

  2. Представление о роли денег, бартера в обществе.

  3. Умение объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.

  4. Знание источников доходов и расходов семьи.

  5. Понимание проблем при товарном обмене и пути их решения.














Ход работы.

1.Организационный этап

Девиз нашего урока «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

2. Мотивационный этап.

- Ребята для начала давайте, определим тему нашего урока. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки:

а) Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет.

(Монета)

б) Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

У одних нас много, а у других нас нет.

(Деньги)


Зная ключевое слово нашего урока, сформулируйте тему. Какую цель мы поставим перед собой? На какие вопросы вы планируете получить ответы? Предлагаю составить совместный план, включающий в себя интересующие вас вопросы.

План

  • Что такое деньги?

  • Как появились первые деньги?

  • Какие бывают деньги?

  • Как появились монеты?

  • Что такое личные финансы?

- Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать.

Стадия вызова

Вопрос, (дети поднимают катрочки с +,-)

Верю (+) Не верю(-)

Когда люди охотились на мамонтов, денег не было. +

Товар – это обмен игрушками. -

Деньги – это товар, которым удобно обмениваться. +

Бартер – это деньги другой страны. -

Монеты – это бумажные деньги. –

Все ли слова в вопросах вам понятны? (БАРТЕР). Добавим вопрос о бартере в наш план. (Что такое бартер?)

- Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги - это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.

- А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?



3Актуализации знаний

- Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т.д.)

- Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Главное. Человек не может без них обходиться.)

- Как к ним относиться? (к ним надо относится серьезно)

- Чего больше - добра, или зла приносят они людям?


Просмор фрагмента «Галилео-галилей» «о деньгах»

А сейчас , я хотела бы вернуться к вопросу, что такое бартер? Ответ на него был в просмотренном вами фильме. Кто-нибудь догадался?

И так, прежде чем появились деньги, люди обменивались товарами, вот этот обмен одного товара на другой и называется БАРТЕР.

- Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги?

- Как называют эти деньги?

- Из чего они сделаны?

- Как называют бумажные деньги?

- Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете?

- Как называют иностранные деньги?

- Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами?

- Что заменяло деньги в старые времена? (раковины, рис, шкуруи животных)

- И сейчас есть полноценные деньги и их заменители. Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные? ( Не путайте с фальшивыми).

- Полноценными называются монеты из серебра и золота, а мы с вами пользуемся заменителями - бумажными купюрами и металлическими монетами.


4 .Практическая работа в парах и группах.


- Ребята, у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? (ответы детей). Сравните их. Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах.

Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? (ответы детей) Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка». Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».

- Но и эти деньги надо использовать грамотно, чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту.

-Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? (Деньги, которые принадлежат мне)

- Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам? (Нет.)

- Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется? (Нет.)

- Есть ли у вас собственные сбережения? (Да. Нет.)


Предлагаю вам поработать в группах и выполнить задания.

Работа в группах

Практическое задание (Группа №1)

Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам, а какие в бюджету своей семьи

    1. Деньги в вашей копилке.

    2. Зарплата папы.

    3. Бабушкин кошелёк с деньгами.

    4. Премия за победу в олимпиаде по математике.

    5. Ваши карманные деньги.

    6. Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру.

    7. Подаренные вам на день рождения деньги.


Практическое задание (Группа №2)

А теперь попробуем спланировать, как и на что надо тратить деньги. Вот допустим, ваша зарплата составляет 3 тысячи рублей в месяц. На что бы вы их истратили, если бы самостоятельно вели хозяйство?

- Какие расходы у человека каждый день?

- Какие расходы реже?

- Возьмите листочки и попробуйте спланировать, на что потратить 3 тысячи рублей. Что вы сможете купить, что оплатить, сколько отложить на мечту. Ведь у каждого наверняка есть мечта.


Практическое задание (Группа № 3)

Выберите правильный ответ.

1) -Если вам дают на карманные расходы 20 рублей в день, а вы половину откладываете в копилку, то через 30 дней вы сможете купить:

А) 20 порций мороженого по 35 рублей.

Б) 4 куклы по 200 рублей.

В) 3 ананаса по 100 рублей.

Г) 10 наклеек по 40 рублей.

- Хорошо тратить деньги мы научились, а умеем ли мы их хранить?


Практическое задание (Группа № 4)

Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:


1. Положишь в банк.

А. Можешь забыть, где ты их спрятал.

2. Будешь носить в кармане.

В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.


3.Спрячешь в копилку.

С. Можешь потерять их или растратить.

4.Зароешь в землю.

Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты.


Практическое задание (Группа № 5)

«Денежные пазлы». Ваша задача собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились?

( 50 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей)


5.Закрепление изученного материала.

Вернемся к нашим вопросам в начале урока и выполним задания.

1.Пользоваться бартерным обменом не удобно, потому что …:

1) получение обеими сторонами выгод от обмена;

2) каждый продавец должен произвести товар;

3) бартерный обмен усиливает зависимость между людьми;

4) затрачивается много времени на обмен товара;

5) затрачивается много времени на поиск необходимого товара.

2.Пользоваться бартерным обменом удобно, потому что …:

1) получение обеими сторонами выгод от обмена;

2) каждый продавец должен произвести товар;

3) бартерный обмен усиливает зависимость между людьми;

4) затрачивается много времени на обмен товара;

5) затрачивается много времени на поиск необходимого товара.

3.Найти подходящий ответ. (Задания в конвертах)

(дети приставляют к написанным заданиям ответы)

  1. Деньги выражают….. стоимость товара, услуги, труда.

  2. По их числу можно сказать:… богат человек или беден.

  3. Из-за денег люди могут потерять …честь, совесть, разум, и даже жизнь.

  4. Каждый день мы имеем дело…. с деньгами, постоянно от них зависим.

  5. Деньги определяют …..достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства.


  1. Рефлексия .

Сегодня на уроке я узнал...
Мне понравилось...
Меня удивило...
Мне захотелось...

  1. Заключение

Закончить сегодняшний урок хочу фразой, английского экономиста Френсис Бэкон “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”.

Итоговое задание

Деньги выражают

стоимость товара, услуги, труда.

По их числу можно сказать:

богат человек или беден.

Из-за денег люди могут потерять

честь, совесть, разум, и даже жизнь.


Каждый день мы имеем дело

с деньгами, постоянно от них зависим.

Деньги определяют

достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства



Итоговое задание

Деньги выражают

стоимость товара, услуги, труда.

По их числу можно сказать:

богат человек или беден.

Из-за денег люди могут потерять

честь, совесть, разум, и даже жизнь.


Каждый день мы имеем дело

с деньгами, постоянно от них зависим.

Деньги определяют

достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства


Практическое задание (Группа №1)

Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам, а какие в бюджету своей семьи

    1. Деньги в вашей копилке.

    2. Зарплата папы.

    3. Бабушкин кошелёк с деньгами.

    4. Премия за победу в олимпиаде по математике.

    5. Ваши карманные деньги.

    6. Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру.

    7. Подаренные вам на день рождения деньги.


Практическое задание (Группа №2)

А теперь попробуем спланировать, как и на что надо тратить деньги. Вот допустим, ваша зарплата составляет 3 тысячи рублей в месяц. На что бы вы их истратили, если бы самостоятельно вели хозяйство?

- Возьмите листочки и попробуйте спланировать, на что потратить 3 тысячи рублей. Что вы сможете купить, что оплатить, сколько отложить на мечту. Ведь у каждого наверняка есть мечта.


Практическое задание (Группа № 3)

Выберите правильный ответ.

1) -Если вам дают на карманные расходы 20 рублей в день, а вы половину откладываете в копилку, то через 30 дней вы сможете купить:

А) 20 порций мороженого по 35 рублей.

Б) 4 куклы по 200 рублей.

В) 3 ананаса по 100 рублей.

Г) 10 наклеек по 40 рублей.

- Хорошо тратить деньги мы научились, а умеем ли мы их хранить?


Практическое задание (Группа № 4)

Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:


1. Положишь в банк.

А. Можешь забыть, где ты их спрятал.

2. Будешь носить в кармане.

В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.


3.Спрячешь в копилку.

С. Можешь потерять их или растратить.

4.Зароешь в землю.

Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты.





Практическое задание (Группа № 5)

«Денежные пазлы». Ваша задача собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились?