Организационный Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим необычный урок-урок на перекрёстке химии и математики. Стадия Вызов Ребята в 5 классе на уроках математики вы изучили понятие –доля. - Что такое доля? ( часть от числа) - Чем она может быть выражена (дробью) - Какое понятие тоже даёт нам представление о части от числа? ( процент) - Что такое процент? ( %-это сотая часть этого числа) - Как найти число, если известно сколько % оно составляет от целого? ( разделить целое на сто и умножить на количество%). Внимание! Демонстрация. На столе два стакана с растворами соли медного купороса. В. Чем отличаются эти растворы? (интенсивностью окраски) В. Почему окраска растворов различна? ( содержание растворённого вещества в растворе различно). Первый содержит 10г. Соли, второй 2г. Что здесь целое? ( раствор) Из чего он состоит? Что является частью? ( растворённое вещество) Если есть часть и целое, что мы можем определить? (долю). Долю чего? ( растворённого вещества в растворе). Долю какую? ( массовую, так как соль берётся в единицах массы). Таким образом мы перешли к изучению новой темы. 2.Стадия осмысления. Сформулируйте её. Тема урока: «Массовая доля растворённого вещества в растворе».
Подумайте и заполните таблицу: знаю и хочу узнать. Знаю как обозначается, в каких единицах выражается. Хочу узнать формулу для её вычисления, научиться вычислять массовую долю, узнать где применяется.
Таблица ЗХУ Цель нашего урока: познакомиться с понятием массовая доля. Задачи: вывести формулу для вычисления массовой доли для решения задач, научиться решать задачи на вычисление массовой доли, выяснить для чего нужны знания о массовой доле в повседневной жизни. Итак, массовая доля или концентрация является важной характеристикой раствора. Иногда говорят процентное содержание вещества в растворе. Сформулируйте понятие массовая доля растворённого вешества и запишите формулу для её определения. А теперь вновь обратимся к нашим исходным растворам. Решите задачу: Задача №1. а) Рассчитайте массовую долю медного купороса в растворе, если масса раствора равна 100 г, где содержится 10 г соли
Задача №1. б) Рассчитайте процентное содержание медного купороса в растворе, если масса раствора равна 100 г, где содержится 2 г соли. .(Ответ х=10%; у=2%) Каким математическим способом можно решить задачу на % ( пропорция) 100-100% 100-100%
10-х% 2-х%
Объясните, что означает запись 100г 25% раствора 100г 12% раствора 50 г 7% раствора
Внимание! Демонстрация . Добавим воды в исходные растворы.
В 1-ый - 100 мл, а во 2-ой – 50мл.? -Изменилась ли масса раствора? Как? (Изменилась на массу добавленной воды) -Изменилась ли масса растворенного вещества? Как? (Не изменилась) Что произошло с концентрацией раствора? Ответ подтвердите расчётами. а) Вычислите процентное содержание соли в 1 растворе после добавления 100г.воды m(раствора2)=100+100=200г ω1=10*100/100= 10% ω2=10*100/200=5% Самое сложное для учеников при решении задач-представить условие, решение задачи можно облегчить с помощью иллюстрации или схемы к ней. Рисунок помогает понять смысл задачи. Для решения второй задачи предлагаю попробовать самостоятельно выполнить иллюстрацию к задаче в виде стаканов. Сделайте следующий рисунок Раствор 2 100+50 Соль-2г вода 50
Раствор 1 100г Соль -2г
+ = ω1=? ω2=?
б) вычислить массовую долю соли во 2 растворе, после добавления 50 мл воды
ω1=2*100/100= 2% ω2=2*100/150=1,3% Внимание. Демонстрация. Смешаем 200г 5% раствора и 150г 1.3% раствора. Изменится ли массовая доля растворённого вещества в получившемся растворе? Ответ подтвердите расчетами. Ход ваших рассуждений при решении задачи? Ребята мы с вами учились решать расчётные задачи на вычисление массовой доли. Зачем мы это делали? Зачем необходимо знание о массовой доле растворённого вещества? Обратимся к некоторым данным Слайд
Роль растворов: а)в природе 1) 97 % поверхности земного шара занимают океаны и моря, 3% - озера, реки, подземные воды. 2) Тело медузы состоит на 99.9% из воды. б)в медицине 1) Для дезинфекции ран используется 5%-ный раствор марганцовки 2)В домашней аптечке всегда есть 3%-ный раствор «зеленки». В) в быту 1) для засолки огурцов необходим 9% раствор соли 2) для засолки грибов необходим 12% раствор соли 3) для приготовления компота на зиму необходимо сварить 30% сахарный сироп Знания о массовой доле нужны для того, чтобы приготовить раствор определённой концентрации( с заданной массовой долей растворённого вещества). А вот это будет уже предметом нашего разговора на следующем уроке.
Домашнее задание Дифференцированное задание 1-2-3 уровня.
. Итог урока. Рефлексия знаний. Что показывает массовая доля растворённого вещества в растворе? Для чего нужны знания о массовой доле? Пригодятся ли знания о массовой доле в жизни. - Все ли было понятно? - Какие трудности возникли? - Понравилось ли вам работать на уроке? | Приветствуют учителя, проверяют, все ли в наличии. Учащиеся отвечают устно на поставленные вопросы Сравнивают, отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Формулируют тему урока и записывают её в тетрадь. Заполняют таблицу в тетради. Формулируют, записывают на доске.
Решают задачу в тетрадях, два на доске.
Решить пропорцию на доске
Устно анализируют записи
Учащиеся анализируют изменения, происходящие в растворе после разбавления и отвечают на вопрос.
Выполняют самостоятельно схему рисунка, делают расчёты в тетради.
Растворы стали более разбавленными. Да
Отвечают на вопрос
Заполняют 3 колонку таблицы.
|