СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе К.Д. Паустовский "Заячьи Лапы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе К.Д. Паустовский "Заячьи Лапы"»

Цель: развитие функциональной грамотности, использование ситуации текстов в качестве языковой, речевой и содержательной опоры для развитий умений в письменной и устной речи.

Предмет: литература

Класс: 5.

Тема урока: Человек и природа (по произведению К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»).

Цели урока: развитие способностей учащихся полноценно воспринимать художественный текст, умения определять тему и главную мысль произведения; содействие в формировании навыков осознанного чтения произведения, анализа текста, в определении авторской позиции; воспитание бережного отношение к природе.

Задачи: показать глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой, композиционное своеобразие и умение К.Г.Паустовского видеть необычное в обычном;
определить роль природы и человека в рассказе; воспитать гуманное отношение ко всем живым существам, предотвращать проявления жестокости по отношению к животным и ограждать их от страданий.

Этапы урока:

I. Актуализация прежних знаний.

Итак, на предыдущих уроках мы с вами выяснили, что К.Г.Паустовский писал и о животных, и о людях, для взрослых и для детей, много писал о природе, о ее общей с человеком жизни. Его произведения о природе, животных учат нас доброте, состраданию, отзывчивости, любви к родному краю. Попробуем это доказать еще на одном примере.

Дома вы прочитали ещё одно произведение Паустовского «Заячьи лапы».

II Осмысление

- Какую историю вы узнали?
Работа с текстом

- Ребята, назовите действующих лиц этого рассказа (Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)

героев рассказа. Кто они? Какие они?

Давайте попробуем определить, какая из характеристик подходит каждому из персонажей.

Задача №1

Вид задания по тексту: выявление соответствий.

Используя информацию из текста, определите, какому персонажу подходят характеристики.



Персонаж

Характеристика

Ваня

беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный.


Дедушка

отзывчивый, добрый, наблюдательный, благодарный


Ветеринар

злой, невоспитанный, равнодушный, жестокий, грубый.


Бабка Анисья

любопытная, жалостливая, душевная, добрая.

Аптекарь

нервный, сердитый, раздражённый, но добрый.


Карл Иванович

интеллигентный, строгий, образованный, добрый.

Задача 2.

Вид задания по тексту: с открытым ответом (сформулировать и записать свою мысль).

Опираясь на текст, отметьте, Кто из героев вызывает симпатию? Почему? Приведите примеры из текста.
- Кто неприятен? Почему? Подтвердите цитатами.

1____________________________________

2____________________________________

-Да, действительно, Ваня умеет сострадать. Он не просто жалел зайца, а сделал все, чтобы спасти его. Отношение Вани к больному зверьку похоже на отношение к другу, к человеку. Дед Ларион - отзывчивый, добрый.

-Но почему же они так жалеют лесного жителя? Когда мы узнаём об этом? (Ответы учеников).



III. Сюжет и композиция рассказа.

Анализ композиции рассказа.

Коллективное составление плана рассказа, выделяя границы эпизодов. Цифры слева обозначают порядок расположения эпизодов в рассказе.

Задача№3
– Восстановите порядок событий.
Цифрами справа обозначим расположение эпизодов в реальном времени (фабула).

1.

Ваня у ветеринара. Совет бабки Анисьи.

2

2.

Ваня несет зайца домой.

3

3.

Дед и Ваня ищут Карла Петровича.

4

4.

Разговор Карла Петровича с дедом.

5

5.

“Беседа о зайце” и письма профессора.

6

6.

Рассказчик в гостях у деда Лариона.

7

7.

История спасения деда от пожара.

1

8.

Рваное ухо. Дед показывает рассказчику зайца.

8

– Зачем автор не по порядку рассказывает нам, что произошло, а меняет порядок эпизодов?
Вывод: автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Автор заставляет читателя испытать недоумение, удивление, затем понимание и откровение.

IV. Мысль автора об ответственности человека перед природой.

-Какое грозное явление природы послужило началом истории? (Лесной пожар.)



Задача 4 Работа с текстом (выбор нужной информации).

Найдите в тексте слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что в то лето было очень жарко. («Горячая песчаная дорога», «пахло гарью», «неслыханная жара», «жаркий ураган»)

- Согласны ли вы с мнением, что лесной пожар – это стихийное бедствие? Подтвердите свои слова текстом.

(“Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня... Смерть настигала деда, хватала его за плечи...”)



Природа не всегда бывает спокойной, мирной. В этом рассказе природа - страшное стихийное бедствие, которое трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно обращаться в лесу с огнем. Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.

Работа с памяткой (инструкцией)

Тип текста: не сплошной (памятка, инструкция).

Задача 5

Тип заданий: открытый.

-Рассмотрите данную инструкцию. Что объединяет её и рассказ Паустовского?( Ответы учеников).

Давайте внимательно изучим данную информацию.

- Кто в большинстве случаев является причиной лесных пожаров?

Задача 6.

Вид задания по тексту: заполнение таблицы.

1)Используя данный текст и текст рассказа, заполните таблицу словами или словосочетаниями о том, как правильно вести себя в лесу.

Можно

Нельзя



-А что мы с вами можем сделать, чтобы предотвратить лесные пожары?

V.Подведение итогов.

-Итак, какое значение имела встреча с зайцем для наших героев?

- До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня. Человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе.

Д/з Мы с вами выяснили, что каждый из нас может многое сделать для сохранения природы. Давайте начнём с малого. Попробуйте дома сделать памятку для ребят о том, как нужно правильно вести себя в лесу, чтобы не было пожаров.



























Лист оценивания



Этап

Оценка

1. Выявление соответствий



2. Открытый ответ



3. Порядок событий



4. Работа с текстом



5. Работа с инструкцией



6. Заполнение таблицы



Общая оценка






Продолжи фразы


1. На уроке я работал…

активно /пассивно

2. Своей работой на уроке я …

доволен/ недоволен

3. Урок для меня показался …

коротким/ длинным

4.Материал урока мне был …

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен









Лист оценивания



Этап

Оценка

1. Выявление соответствий



2. Открытый ответ



3. Порядок событий



4. Работа с текстом



5. Работа с инструкцией



6. Заполнение таблицы



Общая оценка






Продолжи фразы


1. На уроке я работал…

активно /пассивно

2. Своей работой на уроке я …

доволен/ недоволен

3. Урок для меня показался …

коротким/ длинным

4.Материал урока мне был …

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен























Можно

Нельзя





































































Ваня у ветеринара. Совет бабки Анисьи.

Ваня несет зайца домой.

Дед и Ваня ищут Карла Петровича.

Разговор Карла Петровича с дедом.

“Беседа о зайце” и письма профессора.

Рассказчик в гостях у деда Лариона.

История спасения деда от пожара.

Рваное ухо. Дед показывает рассказчику зайца.