Этап урока | Образовательная цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | -Доброе утро, ребята! - Я очень рада видеть ваши умные глаза. Я знаю. Каждый в классе гений Но без труда талант не впрок: Возьмем же ручки и мелок И вместе мы начнём урок! - Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи себе и друг другу! -Сегодня на уроке вы убедитесь, что в математике есть много ещё интересного, что можно открыть для себя. | Приветствуют учителя |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действийи организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | -Начнём мы нашу работу с точного, устного счёта! (На слайде) 13 увеличьте на 5 (18). 28 уменьшите на 6 (22). Найдите сумму чисел 15 и 7 (22). Найдите разность 13 и 8 (5). -Молодцы! А теперь решите небольшую задачу. На столе 2 чашки и столько же блюдец. Сколько всего предметов на столе? (НА СЛАЙД) (4) Как решали задачу? Каким действием? -Правильно, на столе всего 4 предмета. | Выполняют устный счёт Проверяют вычисления Решают задачу Объясняют решение задачи |
3.Выявление места и причины затруднений. | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой темой. А что это за тема, вы определите немного позже. -Пока решим с вами интересные и занимательные задачи. (НА СЛАЙДЕ) 1) У осьминога 3 сердца. Сколько сердец у четырёх осьминогов? Как решим задачу? (3+3+3+3=12) -Правильно. У четырёх осминогов 12 сердец. 2.) У мухи 5 глаз. Сколько глаз у 4 мух? Как решим эту задачу? (5+5+5+5=20) -Правильно, дети. У четырёх мух 20 глаз. -Чем похожи записанные выражения? (Действием сложение, одинаковыми слагаемыми в каждом выражении) | Решают задачи Объясняют решение задач Отвечают на вопросы учителя |
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | А теперь найдите значения следующего выражения. Я вам даю всего 10 секунд. (НА СЛАЙДЕ) 8+8+8+8+8+8+8+8+8= -Все успели справиться с заданием? -Кому было очень трудно? -В чём затруднялись? -Удобно ли вычислять подобные выражения? (нет) - Может быть, кто-то уже знает более удобную запись? (предположения детей) -Дети, для удобства и краткости записи пользуются новым математическим действием. (на доске - УМНОЖЕНИЕ) - Догадались, какая тема сегодняшнего урока? (Умножение) -Верно. Какую же цель мы с вами поставим на урок? -Познакомиться с понятием УМНОЖЕНИЕ; | Находят значение выражения Отвечают на вопросы учителя Слушают объяснение учителя Озвучивают тему и цель урока |
5.Реализация построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | -Откройте учебник на странице 48 и прочитайте, что мы сегодня с вами узнаем. (узнаем, что умножение - это сложение одинаковых слагаемых) -Да, дети. Запомните, УМНОЖЕНИЕ-это сложение одинаковых слагаемых. Разберём данное действие на примере задачи. На каждой тарелке по 3 груши. Сколько груш на четырех таких тарелках? Как решим эту задачу сложением? (3+3+3+3=12)-записать на доске. (читаю до конца объяснение в учебнике) Что стоит на первом месте в примере на умножение? (слагаемое) А на втором? (число, обозначающее количество слагаемых) - С каким арифметическим действием вы познакомились? (умножение) - Что называется умножением? (сумма одинаковых слагаемых) - Сможем ли мы заменить выражение 3+3+3+4 умножением? (нет) Почему? (потому что слагаемые не одинаковые) | Слушают учителя Работают с учебником Отвечают на вопросы учителя |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Выполним устно номер 1 на странице 48. (читаю задание) По 5 треугольников взяли 3 раза.5 ∙ 3 = 15 треугольников Теперь выполним с вами номер 2 на странице 48. Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Прочитайте задачу и ответьте на вопрос: о чём в ней говорится? -О чем эта задача? Прочитайте задачу еще раз и выделите в ней условие. -Какой же вопрос мы поставим в этой задаче? (Сколько лип на другой аллее?/Сколько лип всего на двух аллеях? Что сказано в задаче о числе 12? О числе 4? -Можем ли мы сразу ответить на первый вопрос задачи? (Сколько лип на другой аллее?) да -Каким действием? (12-4=8 (л.)) -Можем ли мы сразу ответить на второй вопрос? Да -Каким действием? (12+(12-4)=20 (л.)-всего) Ответили ли мы на вопросы задачи? | Работают с заданиями учебника Выполняют номер из учебника Решают задачу вместе с учителем |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия,применение нового знание в типовых заданиях. | Мы с вами выполнили задания, которые помогли разобраться нам в теме сегодняшнего урока. Теперь давайте проверим с вами, как же вы его усвоили. На столе у каждого из вас лежит карточка с заданием. Ваша задача вычислить, заменяя умножение сложением: 2*5; 4*3; 7*4; 5*3; 9*2 2*5=2+2+2+2+2=10 4*3=4+4+4=12 7*4= 7+7+7+7=28 5*3=5+5+5=15 9*2=9+9=18 -Поднимите руку те, кто выполнил работу без ошибок! И поднимите руку те, у кого есть ошибки! Хорошо! Поставьте в карточку восклицательный знак, чтобы дома еще раз повторить эту тему! | Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой по эталону |
8.Включение в систему знаний повторение. | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | - С каким новым действием мы сегодня познакомились? Что нового узнали? (что сложение одинаковых слагаемых можно заменить действием - умножением) - Когда его удобно использовать? - Все ли вам было понятно на уроке? - Какую цель ставили в начале урока? -Все ли выполнили? | Подводят итоги урока Отвечают на вопросы учителя |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Попробуйте сами оценить свою работу на уроке. На парте у каждого из вас лежат сигнальные карточки. • Если вы считаете, что усвоили тему на «отлично», покажите улыбающегося человечка. • Если вы где-то в чём-то были не уверены, покажите карточку с грустным человечком. -Запишите домашнее задание: страница 48, номер 3. Урок окончен. До свидания! | Оценивают работу на уроке Проводят рефлексию учебной деятельности Записывают домашнее задание |