Урок по математике во 2 классе на тему «Таблица умножения и деления на 6»
Тема урока: «Таблица умножения и деления на 6»
Урок был проведен 20 марта, т.е. до дистанционного обучения, поэтому оценен в полной мере.
Урок математики во 2 классе был проведён в технологии системно-деятельностного подхода. Татьяна Евгеньевна грамотно построила урок в данной технологии. Структура соответствовала этапам урока «открытия нового знания» и состояла из девяти этапов.
Ø «Мотивирование к учебной деятельности»
Ø «Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробномучебном действии»
На данном этапе, через работу с рисунком, подвела ребят к формулированию темы урока. Ученики сами определили цель и составили алгоритм следующих действий(вспомнить, что мы уже знаем и умеем по данной теме).
На этом этапе осуществлялась:
· актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация; т.е. ребята вспомнили, а что я уже знаю и умею (повторили переместительное свойство умножения, знание таблицы умножения и деления до 6, порядок действий);
· актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; (ребята сравнивали, анализировали, обобщали, выстраивали закономерность, находили лишнее число в цепочке);
· мотивация к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
· фиксация индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия (пробное действие: составить равенства из чисел 5 6 30. Ребята сталкиваются с затруднением: выполнить не могу).
Реклама
Ø «Выявление места и причины затруднения»
Татьяна Евгеньевна умело организовала выявление учащимися места и причины затруднения. Она грамотно задала цепочку вопросов, которые подвели учащихся к проблеме:
- Какое было задание?
- Что вы не смогли сделать?
- Почему?
- Что нового в этом задании?
- Как вы действовали? (Остановились и подумали почему не получается, чего мы ещё не знаем)
- Каким способом вы пытались воспользоваться?
- В чем затруднение?
Реклама
- Почему же возникло затруднение?
То есть
· восстановили выполненные операции и зафиксировали (вербально и знаково) место - шаг, где возникло затруднение;
· соотнесли свои действия с используемым способом действий (алгоритмом), и на этой основе выявили и зафиксировали во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения, которых не достает для решения исходной задачи.(Мы не можем выполнить задание, потому что ещё не знаем таблицу умножения на 6)
Ø «Построение проекта выхода из затруднения»
Учащиеся уточнили цель урока и тему, построили план достижения цели и определили средства достижения цели - алгоритмы, модели. (Тетрадь страница 9 урок 5 №1)
Через подводящий,а затем – побуждающий диалог, используя исследовательские методы Татьяна Евгеньевна умело подвёла ребят к следующему этапу.
Ø «Реализация построенного проекта»
Ребята предложили вариант выхода из затруднений (Используя закономерность, можно заполнить таблицу до конца).
Построенный способ действий использовался для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточнили общий характер нового знания и зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения.
Ø «Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи»
Учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решили типовое задание на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
клама
(задание № 2)
Ø «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону»
На данном этапе использовала индивидуальную форму работы: учащиеся самостоятельно выполняли задание нового типа и осуществляли его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Была организована рефлексия. (задание № 4)
Ø «Включение в систему знаний и повторение»
Организуя этот этап, подобрала задания, в которых отрабатывался ранее изученный материал, имеющий методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходила, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. (задания № 8)
Ø «Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)»
- Какова была цель урока?
- Достигли ли мы цели?
Ребятами зафиксировано новое содержание, изученное на уроке. Татьяна Евгеньевна организовала рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
На уроке использовала разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Эффективно сочетала репродуктивную и проблемную формы обучения, учила детей работать по правилу и творчески. На уроке происходило формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся.
добивалась осмысления учебного материала всеми учащимися, используя, стремилась оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряла и поддерживала минимальные успехи.
Учителем была создана атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществлялось глубокое личностное воздействие «учитель – ученик».
УМК «Перспектива»
Автор: Петерсон Л.Г. и др.
Класс: 2 (3 часть)
Тема урока: «Таблица умножения и деления на 6»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: Составить и выучить таблицу умножения и деления на 6.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания табличного умножения и деления на 2, на 3, на 4 и на 5;
- познакомить с таблицей умножения и деления на 6;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- закреплять умения решать задачи с использованием действий умножения;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- развивать навыки устного счета
- развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математике;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать умение работать в коллективе
- воспитывать аккуратность в ведении тетради.
Оборудование: учебник 2 класс 3 часть, рабочая тетрадь на печатной основе 3 часть, презентация
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оформление доски, презентация |
Мотивация к учебной деятельности | - Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно! Будем мы считать, писать, и решать задачи, Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача. - Итак, вижу все готовы к уроку, можем начинать. | Слушают учителя, успокаиваются, настраиваются на урок. | |
Подготовка к изучению нового материала (актуализация знаний) Задачи: - закрепить знания табличного умножения и деления на 2, на 3, на 4 и на 5 - совершенствовать вычислительные навыки - развивать логическое мышление, внимание, память; - развивать навыки устного счета - воспитывать интерес к математике; - воспитывать самостоятельность; - воспитывать умение работать в коллективе - воспитывать аккуратность в ведении тетради | Учитель открывает на 1 слайде картинки с изображением насекомых. - Над чем будете работать сегодня, вы сможете сказать, посмотрев на картинки на доске. Кто это? - Как можно назвать этих животных одним словом? - Верно, это насекомые, которые просыпаются с приходом весны и многочисленной армией заселяют всё вокруг. Их можно встретить под землёй и в воздухе, в траве и под корой деревьев. - Одно из насекомых – божья коровка – подскажет вам, чем вы будете заниматься на сегодняшнем уроке. Вам лишь надо внимательно посмотреть на неё. - А сколько точек у божьей коровки? - Значит какое число мы будем сегодня умножать? Кто назовет тему урока? - С чего начнем работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.) - Верно, поэтому предлагаю вам выполнить устный счет. Игра «Не ошибись!». - Внимание на экран (2 слайд). В тетрадь записывайте только ответы. - Итак, какие ответы вы записали? - Расположите полученные числа в порядке возрастания. Что получилось? - Что интересного заметили? - Вы знаете, как найти во сколько раз 6 меньше 30? Во сколько раз 30 больше 6? - На этот вопрос обязательно сегодня найдем ответ! - А пока следующее задание: составьте все возможные равенства с числами 6, 5, 30. Запишите их в тетрадь. (вызывать учащихся к доске по одному) - Каким свойством умножения воспользовались при составлении второго равенства? - Почему вам удалось выполнить это задание? | Рассматривают картинки, отвечают на вопросы учителя. Называют всех, кого узнали. -Насекомые. - Точки на её крылышках похожи на знаки умножения и деления, значит, мы будем заниматься этой темой - 6 точек. - тема урока «Умножение и деление на 6. - 24, 6, 12, 30, 18. - 6, 12, 18, 24, 30. - Числа увеличиваются на 6. Предполагают варианты ответов на вопрос. Записывают равенства в тетрадь, кто-то на доске. - Переместительным свойством: при перестановке множителей значение произведения не меняется - Знаем таблицу умножения на 5 | 1 слайд 2 слайд (ответы к выражениям появляются после повторного нажатия на слайд, чтобы детям легче было проверить) У учащихся должно получится: 6*5=30 5*6=30 30:6=5 30:5=6 |
Освоение нового материала Задачи: - познакомить с таблицей умножения и деления на 6; - совершенствовать вычислительные навыки; - воспитывать умение работать в коллективе; - воспитывать аккуратность в ведении тетради; - развивать логическое мышление, внимание, память. | - Теперь, посмотрите на слайд. (3 слайд) - Что нужно сделать в этом задании? - Что нового в нем? - Попробуйте записать значения данных выражений на своих экранах (планшетах). - Поднимаем экран. (Вероятнее всего большинство учащихся не успеют выполнить это задание за отведенное время, либо допустят ошибки) - Что вы не смогли сделать? - Что необходимо сделать? (Остановиться и подумать.) - Каким способом вы пытались воспользоваться? - В чем затруднение? - Почему же возникло затруднение? - Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Составить таблицу умножения и деления на 6.) - Может быть, кто-то из вас догадался, почему именно с образов насекомых начали сегодняшний урок. - Верно. Одной из характерных отличий всех насекомых – три пары ног, поэтому насекомых часто зовут «шестиногими». - Итак, всю ли таблицу нам нужно составить? - Я предлагаю поработать вам в парах. В случае необходимости актуализируются правила работы в парах. - Составьте таблицу умножения и деления на 6, для этого откройте Рабочую тетрадь на стр.9. - Проверяем. - Теперь откройте учебник на стр.14 и проверьте себя. | Рассматривают задание. - Найти значения выражений. - В данных выражениях случаи умножения и деления на 6. Пробуют вычислить выражения. - Мы не смогли найти значения данных выражений.) - Мы пытались воспользоваться известной нам таблицей умножения и деления. - Требуется много времени. - В нашей таблице не все случаи умножения и деления на 6 известны) Предполагают варианты ответов на вопрос. - Нет, мы начнем составлять таблицу со случая 6 умножить на 6, заполнять будем, присчитывая по 6, применяя правила. Выполняют задание в рабочей тетради. Учащиеся с места комментируют. Вариант комментирования: Так как 6 умножить на 5 будет 30, то 6 умножить на 6 будет 36, так как к 30 прибавить 6 будет 36. Поэтому 36 разделить на 6 будет 6. Далее работа комментируется аналогичным образом. Проверяют полученную таблицу по учебнику. | 3 слайд |
Первичное закрепление Задачи: - познакомить с таблицей умножения и деления на 6; - совершенствовать вычислительные навыки; - закреплять умения решать задачи с использованием действий умножения - развивать логическое мышление, внимание, память; - развивать навыки устного счета - развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать; - воспитывать интерес к математике; - воспитывать самостоятельность; - воспитывать аккуртаность. | - Итак, чтобы закрепить полученную таблицу умножения на 6, выполните №2 в рабочей тетради на стр.9 самостоятельно. - Давайте проверим. - При выполнении, каких заданий вы можете использовать знание таблицы умножения и деления? - Я предлагаю вам потренироваться в решении задач. - Найдите № 8 на странице 15. - Прочитайте задачу. Один из учащихся читает задачу вслух. - Давайте подчеркнем главные слова, которые помогут заполнить схему. - Заполните схему к задаче. - Что требуется узнать в задаче? (Все количество заготовленного на зиму варенья.) - Можете ли вы ответить на вопрос задачи сразу? (Нет, не знаем количество вишневого и клубничного варенья.) - По какому плану вы будете решать задачу? (Сначала найдём количество вишневого варенья, затем количество клубничного варенья, затем ответим на вопрос задачи.) - Запишите решение задачи. - Проверим решение и ответ задачи. Посмотрите на экран. (4 слайд) (Если останется время) - Потренируемся еще в вычислениях. Выполним задание №4 (2 столбик) в учебнике на стр.14 - Обменяйтесь учебниками с соседом по парте, проверяем. (5 слайд) | Выполняют самостоятельно задание №2 в рабочей тетради. Читают выражение и ответ по цепочке. - В решении примеров, уравнений, задач. Открывают учебник и читают задачу №8. Подчеркивают карандашом слова в задаче. Чертят схему в тетрадь и заполняют её. Один ученик на доске. Отвечают на вопросы учителя. Один из учащихся записывает решение задачи у доски без комментирования, остальные учащиеся работают самостоятельно в 1) 6 · 2 = 12 (б.) – вишневого варенья 2) 12 – 4 = 8 (б.) – клубничного варенья 3) 6 + 12 + 8 = 26 (б.) Ответ: всего 26 банок варенья. | | тетрадях: Выполняют задание №4. | Учитель заранее выносит схему на доску, один из учащихся заполняет схему на доске, остальные в тетрадях. 4 слайд 5 слайд |
Домашнее задание | Выучить таблицу умножения и деления на 6. | Слушают домашнее задание, задают вопросы при необходимости. | |
Рефлексия (подведение итогов урока) | - Какую цель вы перед собой ставили? (Составить таблицу умножения и деления на 6.) - Удалось ли достичь цели? (да) - О каком основном отличительном признаке насекомых вы узнали на сегодняшнем уроке? (У насекомых 6 ног.) - Тогда вы сможете найти на доске (6 слайд) животное, не являющееся насекомым. Кто это? (Это паук, т.к. у него 8 ног.) - Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Покажите, свои успехи в конце урока. Если вы выполнили всю работу на уроке без ошибок, и у вас нет вопросов, то нарисуйте в тетради солнышко. Если вы выполнили работу, но у вас остались вопросы, нарисуйте солнышко, прикрытое тучкой. Если вы ошиблись в работе, у вас остались вопросы, нарисуйте тучку. - Вы все умнички! Спасибо за работу на уроке. | Подводят итоги урока, отвечая на вопросы учителя. Рассматривают картинки на слайде. Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке. | 6 слайд |