Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мобилизующий этап – 1 минута |
– Добрый день! Я рада всех приветствовать на уроке ОРКСЭ. – Ребята, возьмитесь за руки и образуйте круг. Проведем игру «Импульс». Мы передали друг другу тепло своей души, настроились на хорошую работу на уроке. – Займите свои места. | Дети встают в круг и передают рукопожатие по кругу. Дети садятся за 4 парты по 3 человека в зависимости от цвета карточки. |
2. Вводно-мотивационный этап – 2 минуты |
Учитель читает слова: Вначале было слово. Оно было у Бога. То было Божье слово. То было слово – Бог! Великое начало Писания Святого, Из времени былого Принес нам Божий слог. Леонид Брайловский | |
– Ребята, о каком Святом Писании идет речь? – Сегодня мы продолжим разговор о времени былом, которое описано в священных православных книгах. | – О Библии, священной книге христианства. |
– Что вы услышали? | – Колокольный звон. |
– Какие чувства у вас возникли? | Высказывания детей. |
– Зачем звонят в колокола? | – Напоминают о событиях, праздниках, о Боге. |
– А что является символом Бога? | – Крест. |
– Где вы видели крест? – Для чего христиане носят нательный крест? – Что означает выражение «нести свой крест»? | Высказывания детей. |
– Поразмышляйте над вопросами, обсудите в группах, запишите ваши предположения. | Записывают предположения: |
– Кто желает прочитать предположения? | – Охраняет, бережет от бед, болезней. |
– А как вы думаете, почему христиане дорожат крестом? | Высказывания детей |
– Послушайте небольшой рассказ: Прием «Яркое пятно» Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг в плен к туркам попал русский солдат. Враги велели ему снять нательный крест и отказаться от веры в Христа. За что обещали сохранить ему жизнь. Солдат отказался. Тогда турки решили бросить его в яму с голодными крысами. Но солдат схватил своих врагов и вместе с ними прыгнул в эту яму. Он погиб от сильного удара, крысы его не тронули. А палачей съели крысы. | |
– Как можно назвать поступок солдата? | – Подвигом, самопожертвованием. |
– Могут ли такие поступки совершать люди в наше время? – Да, могут. Пример тому – поступок русского солдата Жени Родионова, который также не стал снимать нательный крест и не отказался от православной веры. – Верующие христиане очень дорожат крестом, потому что любят Бога. | Высказывания детей |
– А как Бог доказал свою любовь к людям? | – Послал Иисуса Христа. |
– Какие синонимы можно подобрать к слову Христос? | – Бог, Творец, Спаситель, Спас. |
– Как вы думаете, Христос и крест связаны? | Высказывания детей |
3. Работа с текстом до чтения. Сообщение темы урока. Постановка цели. Лексическая работа – 4 минуты |
– Откройте учебник на странице 24. | Открывают учебники по закладке |
– Прочитайте название статьи. О чем сегодня пойдет речь на уроке? | – О Христе и Его кресте. |
– Назовите тему и цель урока. | – Тема: «Христос и Его крест». Цель: формирование понимания значения креста для христиан. |
Учитель называет задачи урока. | |
– Прочитайте вопросы, на которые мы должны ответить в течение урока. | – Мы узнаем: Как Бог стал человеком; Почему Христос не уклонился от казни; Какова символика креста и значение креста для христиан. |
– В статье встретятся такие слова: Богочеловек, Боговоплощение, крест, распятие, Голгофа, Назарянин, Понтий Пилат. – Как вы понимаете лексическое значение этих слов? Если трудно, то можете высказать свои предположения. – Прочитаем статью, проверим наши предположения. | Высказывания детей |
4. Работа с текстом во время первичного чтения. Комбинированное чтение. Прием «Чтение с остановками» – 15 минут |
– Во время чтения подумайте над вопросами: 1. Что вас особенно поразило, восхитило, удивило, огорчило? 2. Почему статья так называется? 3. Подтвердились ли ваши предположения? Комбинированное чтение. Прием «Чтение с остановками» | |
1 часть. Боговоплощение После прочтения 1 части учитель задает вопросы: – Как вы понимаете боговоплощение? – Что христиане считают чудом? – Что было у Иисуса от Бога? – Что – от человека? – Как вы думаете, что могло случиться дальше? | – Бог сохранил в себе все от бога, но теперь стал человеком – Богочеловеком. – Чудо – воплощение. – От Бога – способность творить чудеса. – Радовался и страдал, плакал от потери друзей, вкушал пищу и голодал. Предположения детей. |
2 часть. Голгофа После прочтения 2 части учитель задает вопросы: – Как вы понимаете значение слова Голгофа? – О чем говорит Евангелие о выборе Христа? – Как вы думаете, смог кто-либо защитить Христа? – Проверим наше предположение. | Высказывания детей, проверка предположений – Голгофа – небольшая гора (Иерусалим), где казнили Христа. – Христос добровольно принял крест. Смерть ему нужна была для того, чтобы пройти через человеческую смерть. – Ангелы, апостолы, отец Бог. |
3 часть. Жертва Христа После прочтения 3части учитель задает вопросы: – Защитил кто-нибудь Христа? Почему? – Кто имел власть распять? – Как вы думаете, чем закончилась эта история? | – Христос не позволил. – Понтий Пилат, судья, правитель. Высказывания детей. |
4 часть. Распятие После прочтения 4 части учитель задает вопросы: – Чем закончилась история? – Подтвердились ли ваши предположения? – Какую страшную казнь придумали люди. – Где похоронили Христа? – Ответили мы на главный вопрос: «Какова символика креста». – Предлагаю продолжить чтение, чтобы найти ответ на последний вопрос. | – Смертью Христа Самостоятельное чтение статьи – Распятие. – В каменной гробнице (пещере) у подножия Голгофы. – Нет, не ответили. Читают самостоятельно |
5 часть. Символика креста Самостоятельное чтение После прочтения 5 части учитель задает вопросы: – Чем закончилась история? – Что вас особенно поразило, восхитило, удивило, огорчило? – Почему статья так называется? – Подтвердились ли ваши предположения? | Высказывания детей: поразила жестокость людей; восхитило мужество Христа; удивило то, что Христос отказался от помощи ангелов, апостолов; огорчила смерть Христа. Проверяют и дополняют таблицу, которую заполняли в начале урока. |
5. Физкультминутка – 1 минута. Гимнастика для глаз. Мозговая гимнастика. |
6. Работа с текстом после чтения. Самостоятельная работа в группах. Творческая работа –14 минут; |
– В статье много важных мыслей. Их сразу не увидишь. Но их можно понять, если читать внимательно и думать над прочитанным. – Поработайте самостоятельно в группах 3 минуты и найдите ответ на вопрос: «Какова символика креста». Сделайте пометки карандашом. | |
– Поработайте самостоятельно в группах 5 минут и выполните задания: | Работают самостоятельно в группах: |
1 группа. Прочитайте 1-ю часть на странице 24, 25 и составьте схему Боговоплощения | 1 группа. Бог невидим/ человеческая душа + человеческое тело = Боговоплощение; |
2 группа. Прочитайте 2-ю часть на странице 25, и найдите ответ на вопрос: «Почему Христос не уклонился от казни?» | 2 группа. Христос решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек, который умер, встретил в мире смерти не пустоту, а любовь Христа. Он хотел принести всем людям дар светлого бессмертия. |
3 группа. Прочитайте 3-ю часть на странице 25, 26 и найдите ответ на вопрос: «Как крест Христов воспринимался христианами?» | 3 группа. Крест – орудие пытки и казни Христа. Крест – знак любви Бога к людям. |
4 группа. Прочитайте 4-ю часть на странице 26, 27 и найдите ответ на вопрос: «Какую корону надели Христу?» | 4 группа. На голову Христа надели якобы царскую корону, но сплели её из терновника, иглы которого рвали кожу. |
– Проверим работу – 2 минуты – На все ли поставленные в начале урока вопросы мы нашли ответы? | – Не нашли ответ на вопрос «Символика креста» |
– Проверим работу. – 1 минута | |
Творческая работа – 2 минуты Напишите ваше понимание «Для меня нести свой крест…» | – Православный крест восьмиконечный. На нем есть 3 перекладины: верхняя символизирует дощечку с надписью «ИНЦИ» (Иисус Назарянин царь иудейский»; к средней перекладине были прибиты руки Христа, а к нижней – ноги. Нижняя перекладина поднята в правую сторону в знак того, один разбойник покаялся и поднялся ввысь, в Царство Небесное. Пишут в таблицах |
Проверим работу – 1 минута | |
7. Итог урока – 2 минуты |
– Какая тема урока? Какую цель ставили в начале урока? – Что нового мы узнали о кресте? | – Тема: «Христос и Его крест». Цель: формирование понимания значения креста для христиан. – Мы узнали: Как Бог стал человеком; Почему Христос не уклонился от казни; Какова символика креста и значение креста для христиан. |
8. Рефлексия – 1 минута |
– Что испытывал Христос? – Какие чувства испытывали вы после прочтения статьи. | – Боль, страдание, любовь к людям. – Огорчение, жалость, желание помочь, скорбь. |