Просмотр содержимого документа
«Урок по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова"»
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Михаил Юрьевич Лермонтов 1814-1841г.
Ты хочешь
« Песня …» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного .
М.Ю. Лермонтов«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
- Поэма – Поэ́ма ( др.-греч . ποίημα) — литературный жанр.
- Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определённому автору, большая стихотворная повествовательная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п. [1]
- Иногда поэмой могут называться прозаические произведения (например, « Мёртвые души » Н. В. Гоголя , « Москва — Петушки » В. В. Ерофеева ).
Его правление – жестокость, цинизм и тирания.
Иван Васильевич Грозный (Иван IV) принял царский титул в 1547 году.
XVI век - один из самых ярких и трагических периодов в истории России. За годы царствования Ивана Грозного страна изменилась: почти в полтора раза увеличилась её территория, были завоёваны Казань, Астрахань, Сибирь. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была велика. Иван Грозный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи.
- Опричники — члены особого царского войска, созданного Иваном Грозным. Всего опричников было шесть тысяч человек. Главой опричников был приближённый царя Малюта Скуратов. Опричники принесли очень много горя русским людям. Опричникам было позволено всё. Оскорбить опричника означало оскорбить самого царя.
Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли. Профессия купца известна ещё в Древней Руси, в IX—XIII веках. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен. В Российской империи купцы были выделены в отдельное сословие со своим статусом и податями.
Гусляры- музыканты, играющие на гуслях. Гу́сли — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, в общем виде представляющий собой резонаторный корпус с натянутыми над ним 5—20 струнами, образующими диатонический звукоряд
Сравнительная характеристика
- Калашников
- «Смелый купец»
- «Молодой купец»
- «Статный молодец»
- «Удалой боец»
- «Лихой боец»
- Кирибеевич
- «Удалой боец»
- «Буйный молодец»
- «Молодой боец»
- «Добрый молодец»
- «Верный слуга»
- «Лукавый раб»
- «Злой охульник»
- «Злой опричник»
В чём сила и слабость героев?
- Калашников
- Из рода Калашников
- Не одинок, есть братья готовые защитить, жертвуя жизнью, сохраняя честь семьи
- Чувство собственного достоинства
- «Не в силе Бог, но в правде».
- Воплощение идеала народного добра и правды
- Одерживает нравственную победу, проявляя мужество, мужество, твёрдость, прямоту, решительность, благородство
- Кирибеевич
- Нет имени
- Из семьи Молюты Скуратова
- Одинок
- Символ беспредельного зла опричников
- «Побледнел в лице, как осенний снег»(смятение, испуг, стыд)
- «Лукавый раб»(раб обстоятельства)
- Разрушитель чужого счастья
Отношение к любви
Калашников
Защищает свою любовь, семью, честь жены, умеет постоять «за правду до последнего»
Глава семьи, несёт ответственность за жену.
Для Алёны Дмитриевны он «царь», «красно солнышко».
Брак – святыня.
- Кирибеевич
- Крадёт семейное счастье купца
- Нарушает христианские заповеди(преследует замужнюю женщину)
- Эгоист в любви(думает только о себе)
- «Разбойник»
Кулачный бой
- Калашников
- Бой: чтобы защитить семью
- Одерживает семью
- Русский богатырь
- Отважный, мужественный
- Сильный духом
- Разговаривает с царём на равных
- Проявляет смелость в поведении с царём
- Признаёт свою зависимость от власти царя
- Кирибеевич
- «Идёт на бой потешить царя нашего батюшку»
- Высокомерие, бахвальство
- Пренебрежение к более слабым
- Привык быть первым
- Всё даётся легко
- Своевольный – поступает по своей воле, произволу
- Избалован властью, покровительством царя
- Возмездие, настигшее его справедливо, не просит пощады
- Принимает смерть как должное
Беседа:
- Не правильнее ли было бы Калашникову поведать царю правду, чтобы Иван Грозный наказал Кирибеевича?
- Как вы расцениваете поступок Ивана Грозного, ни за что наказавшего Калашникова?
- Почему Калашников сам просит для себя смерти у царя?
- Что обещал Иван Грозный сделать после смерти Калашникова?
Беседа:
- В основе поэмы лежит конфликт. Как конфликт помогает раскрыть характер лермонтовских героев?
- Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему?
- Кто из героев лермонтовской поэмы является нравственным идеалом писателя? Почему?
- «Кто же остался Человеком, а кто – рабом?» Кто из героев соответствует данному высказыванию:«Перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы»? Докажите свою точку зрения.
Главные герои
- 1 часть — Иван Грозный, Кирибеевич /Экспозиция. Завязка.
- 2 часть — Алёна Дмитревна, Калашников / Развитие действия.
- 3 часть — Иван Грозный, Кирибеевич, Калашников / Развязка. Эпилог.
- Главной проблемой поэмы можно назвать проблему долга и чести. Лермонтов обратился к истории России, видимо, потому, что в современной ему жизни 1830-х гг. не было жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую эту нравственную проблему. Своё поколение Лермонтов характеризовал так: «Перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы.
Уроки Лермонтова
- Защити свою семью
- Отстаивай свою честь
- Не отдай на поругание близких
- Имей человеческое достоинство
- Не теряй совесть.