СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Природные ресурсы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме " Природные ресурсы" 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Природные ресурсы"»

Тема: «Природные ресурсы»


Обучающая цель на урок: предполагается, что к концу урока ученики будут: знать определение понятия «природные ресурсы», классификацию природных ресурсов, их виды; уметь выделять на карте главные районы их концентрации.

Задачи личностного развития учащихся: содействовать развитию умения давать оценку обеспеченности мира различными видами природных ресурсов; способствовать умению определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида природных ресурсов; средствами материала урока оказать влияние на формирование экологического воспитания учащихся, опираясь на ресурсосберегающие технологии; содействовать воспитанию индивидуальной и коллективной культуры учебной деятельности (умение слушать, уважительно относиться друг к другу).


.


Тип урока: урок усвоения нового материала

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки-задания, презентация по теме «Природные ресурсы», рабочая тетрадь, учебное пособие.

Методы обучения: репродуктивная беседа, самостоятельная работа с учебником и раздаточным материалом, объяснение.

Опорные термины, понятия: природные ресурсы, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, возобновимые и невозобновимые ресурсы.


Технологическая карта

Этапы урока

Задачи

Время

Ожидаемый результат

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оборудование

I.Организационный момент. Мотивационный этап.

Психологическая установка к активной учебно-познавательной деятельности

3 мин

Создается атмосфера заинтересованности учителя и учащихся на взаимодействие,

Каждый из вас хоть раз слышал выражение «неисчерпаемая энергия». Энергия даёт возможность людям взаимодействовать друг с другом, природой. Сегодняшний урок я хочу начать словами: «Удачи в работе! Пусть наш урок и наша энергия позволит достигнуть вершин знаний».

Приветствуют учителя, участвуют в установочной беседе.


II. Операционно-познавательный этап


Организовать деятельность учащихся по постановке целей и задач урока; создать условия для усвоения учащихся знаний о природных ресурсах и их классификации, развитие способов мыслительной деятельности

25 мин

Восприятие и осознание основного содержания изучаемого учебного материала, познавательная активность учащихся.

Учащиеся дали определение термину «ресурсы», определили цель и задачи урока.

Учитель организовывает работу учеников по изучению нового материала:

Ребята, прочитайте эпиграф, записанный на слайде.








Как вы понимаете данное высказывание?

Вы согласны с этим утверждением?








А может быть кто-нибудь знает лексическое значение слова «ресурсы», как вы понимаете это слово?

Давайте вместе с вами посмотрим что такое «ресурсы»




Я думаю, вы догадались, что тема нашего урока «Природные ресурсы». Запишите её в тетрадь





Итак, ребята, тема урока определена, а для того, чтобы её изучить, мы с вами поставим цели нашего урока: что мы должны узнать и чему должны научиться? Какое слово лежит в основе нашей темы?

Выделите ключевые слова эпиграфа.


Попробуйте сформулировать вопросы, на которые вам было бы интересно получить ответ на уроке.






Ученик читает: «Жизнь человека есть искусство удовлетворять его безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов»



(Возможные ответы учеников: согласны, человек берёт от природы больше, чем она может дать и обеспечить его потребности)




(Учащиеся дают определение, а учитель их корректирует)


1 ученик зачитывает термин со слайда




(Учащиеся в тетрадях делают запись).






(Возможные ответы учеников: ресурсы, узнать, что такое природные ресурсы мира, их виды и классификацию, безграничные, ограниченные ресурсы.


Учащиеся ставят проблемные вопросы, учитель корректирует





Слайд 1,2,3,4




































Учитель: Что объединяет эти понятия-

богатство, природа, хозяйство, человек.

Давайте запишем в тетрадях определение понятия «природные ресурсы».





Учитель: ресурсы могут быть разными по происхождению: минеральные, водные, биологические и другие. Но абсолютно все ресурсы разделяются на 2 группы. Посмотрите схему на экране и проанализируйте её. Вы видите, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые, а исчерпаемые – на возобновляемые и невозобновляемые. Попробуте привести примеры природных ресурсов любой группы?

Запишите себе в тетради, эту классификацию с примерами.





Учитель: Практически все неисчерпаемые природные ресурсы – ресурсы, уменьшение которых неощутимо даже в процессе очень длительного использования: энергия солнечного излучения, ветра, морских приливов, климатические ресурсы и др. Попробуйте самостоятельно дать характеристику исчерпаемым ресурсам используя выделенные слова.




Учитель: давайте с вами попробуем найти неисчерпаемые ресурсы из предложенных на слайде.



Учитель: Возобновляемые природные ресурсы – ресурсы, скорость восстановления которых равна со скорости их расходования. К возобновимым природным ресурсам относятся ресурсы биосферы, гидросферы, земельные ресурсы.

Невозобновляемые природные ресурсы не восстанавливаются самостоятельно, человек не в силах возобновить их искусственно. К ним относятся главные полезные ископаемые, предлагаю вам игру «Бюро находок». Работая в группа, попробуйте найти из предложенных вариантов те полезных ископаемых, которые являются возобновимые.


Учитель: а теперь более подробно рассмотрим исчерпаемые ресурсы. Давайте послушаем легенду.


Учитель: минералы и горные породы, которые используются человеком, называются полезными ископаемыми, или … А вот чтобы узнать, как они называются вам необходимо, выполнить задание.

Используя виртуальную клавиатуру, попробуйте расшифровать спрятанное словосочетание.



Учитель: минеральные ресурсы по использованию делятся на топливные, рудные и нерудные. Горючие полезные ископаемые – нефть, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы. Рудные – железные, медные, алюминиевые руды и др. Нерудные полезные ископаемые – соли, строительные материалы, драгоценные камни



Учитель: а сейчас выполните следующее задание в группах. Попробуйте найти в атласах, а затем показать на тематической интерактивной карте полезные ископаемые, и записать основные виды природных ресурсов:

1 ряд - перечислите топливные ресурсы Восточно-Европейской равнины (нефть, газ и уголь).

2 ряд - рудные ресурсы Западно-Сибирской равнины (железные, медные, алюминиевые руды и др.)

3 ряд – нерудные ресурсы Восточно-Европейской равнины и Западно-Сибирской равнины (калийная соль, песок, мел).

Учитель организовывает работу в группах.


(Возможные ответы учеников: ресурсы)

Ученики читают определение термина в учебнике и записывают его в тетрадях


Возможные ответы учеников: энергия солнечного излучения, ветра, морских приливов, климатические ресурсы, нефть, газ и т.д.)





Работа с учебником. Ученики записывают классификацию природных ресурсов в тетради.









Ученик: исчерпаемые природные ресурсы – это ресурсы, сокращающиеся по мере их использования


Самостоятельная работа.

Озвучивание результатов работы.


Работа учащихся в группах с карточками, озвучивание результатов.














































Ученик читает легенду о алюминии.




Работа в парах, озвучивание результатов. (приложение 1 )















Работа в тетрадях, учащиеся записывают классификацию минеральных ресурсов.





























Работа в группах, озвучивание результатов (приложение 2)










Слайды 5-15, раздаточный материал




III. Контрольно-коррекционный этап

Создавать условия для определения учащимися степени усвоения знаний о природных ресурсах и их классификации

5 мин

Сознание учащимися собственного уровня усвоения учебного, устранения ошибок материала.

Учитель предлагает дополнить схему «Классификация природных ресурсов»

Дополняют схему в раздаточном материале.

Карточки с заданием

IV. Итоговое обобщение


Организовать работу учащихся, направленную на закрепление ЗУН, организовать выполнение учащимися практических заданий.


5 мин

Умение самостоятельно отвечать на вопросы, делать выводы и аргументировать свой выбор

Учитель: Задумывались ли вы над парадоксом: чем больше человечество развивается, тем больше ему нужно ресурсов? Какие измения могут произойти после отрицательного воздействия человека на природу?). Попрбуйте ответить на вопрос: «Что будет, если закончатся топливные на Земле?»

Учитель организовывает работу, направленную на закрепление ЗУН: (Метод «Четыре угла»)

Выберите ресурс, который вы считаете самым важным для жизни на земле (лесные, водные, топливные, земельные)

Учащиеся озвучивают ответы.








Учащиеся подходят к надписям ресурса, который они выбрали. Аргументируют ответы.














V. Подведения итогов урока


Осмысление успешности своей деятельности

3 минута


Учитель: Ребята, ещё раз посмотрите на эпиграф нашего урока. Правильно ли подобран эпиграф к уроку. (Учитель оценивает деятельность учащихся на уроке, аргументирует и выставляет отметки).











Озвучивание правильности выбора эпиграфа.



Слайд 16

VI. Рефлексия


Дать качественную оценку работы класса, выполнить рефлексию по усвоению материала



5 минуты


Учитель. Молодцы, ребята. Мне кажется, что вы хорошо усвоили материал.

Перед вами лежат рисунки различных видов ресурсов. Я буду называть утверждения, если вы согласны, то кладете один из рисунков на парту:

  • Я могу перечислить рудные ресурсы.

  • Я могу назвать классификацию природных ресурсов.

  • Я могу назвать не менее 5 исчерпаемых ресурсов.

  • Я могу назвать нерудные ресурсы.

  • Я могу назвать не менее трех неисчерпаемых ресурсов.

  • Я могу дать определение понятия «природные ресурсы».

  • Я могу назвать полезные ископаемые, распространенные на территории Восточно-Европейской равнины.

  • Я могу показать на карте топливные ресурсы.

  • Я знаю для чего необходимо беречь ресурсы земли.


Учитель: Ребята, вы молодцы! Всем спасибо за работу.



Учащиеся кладут рисунки на парте, учитель комментирует результат.





13