II. Операционно-познавательный этап | Организовать деятельность учащихся по постановке целей и задач урока; создать условия для усвоения учащихся знаний о природных ресурсах и их классификации, развитие способов мыслительной деятельности | 25 мин | Восприятие и осознание основного содержания изучаемого учебного материала, познавательная активность учащихся. Учащиеся дали определение термину «ресурсы», определили цель и задачи урока. | Учитель организовывает работу учеников по изучению нового материала: Ребята, прочитайте эпиграф, записанный на слайде. Как вы понимаете данное высказывание? Вы согласны с этим утверждением? А может быть кто-нибудь знает лексическое значение слова «ресурсы», как вы понимаете это слово? Давайте вместе с вами посмотрим что такое «ресурсы» Я думаю, вы догадались, что тема нашего урока «Природные ресурсы». Запишите её в тетрадь Итак, ребята, тема урока определена, а для того, чтобы её изучить, мы с вами поставим цели нашего урока: что мы должны узнать и чему должны научиться? Какое слово лежит в основе нашей темы? Выделите ключевые слова эпиграфа. Попробуйте сформулировать вопросы, на которые вам было бы интересно получить ответ на уроке. | Ученик читает: «Жизнь человека есть искусство удовлетворять его безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Возможные ответы учеников: согласны, человек берёт от природы больше, чем она может дать и обеспечить его потребности) (Учащиеся дают определение, а учитель их корректирует) 1 ученик зачитывает термин со слайда (Учащиеся в тетрадях делают запись). (Возможные ответы учеников: ресурсы, узнать, что такое природные ресурсы мира, их виды и классификацию, безграничные, ограниченные ресурсы. Учащиеся ставят проблемные вопросы, учитель корректирует | Слайд 1,2,3,4 |
| | | | Учитель: Что объединяет эти понятия- богатство, природа, хозяйство, человек. Давайте запишем в тетрадях определение понятия «природные ресурсы». Учитель: ресурсы могут быть разными по происхождению: минеральные, водные, биологические и другие. Но абсолютно все ресурсы разделяются на 2 группы. Посмотрите схему на экране и проанализируйте её. Вы видите, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые, а исчерпаемые – на возобновляемые и невозобновляемые. Попробуте привести примеры природных ресурсов любой группы? Запишите себе в тетради, эту классификацию с примерами. Учитель: Практически все неисчерпаемые природные ресурсы – ресурсы, уменьшение которых неощутимо даже в процессе очень длительного использования: энергия солнечного излучения, ветра, морских приливов, климатические ресурсы и др. Попробуйте самостоятельно дать характеристику исчерпаемым ресурсам используя выделенные слова. Учитель: давайте с вами попробуем найти неисчерпаемые ресурсы из предложенных на слайде. Учитель: Возобновляемые природные ресурсы – ресурсы, скорость восстановления которых равна со скорости их расходования. К возобновимым природным ресурсам относятся ресурсы биосферы, гидросферы, земельные ресурсы. Невозобновляемые природные ресурсы не восстанавливаются самостоятельно, человек не в силах возобновить их искусственно. К ним относятся главные полезные ископаемые, предлагаю вам игру «Бюро находок». Работая в группа, попробуйте найти из предложенных вариантов те полезных ископаемых, которые являются возобновимые. Учитель: а теперь более подробно рассмотрим исчерпаемые ресурсы. Давайте послушаем легенду. Учитель: минералы и горные породы, которые используются человеком, называются полезными ископаемыми, или … А вот чтобы узнать, как они называются вам необходимо, выполнить задание. Используя виртуальную клавиатуру, попробуйте расшифровать спрятанное словосочетание. Учитель: минеральные ресурсы по использованию делятся на топливные, рудные и нерудные. Горючие полезные ископаемые – нефть, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы. Рудные – железные, медные, алюминиевые руды и др. Нерудные полезные ископаемые – соли, строительные материалы, драгоценные камни Учитель: а сейчас выполните следующее задание в группах. Попробуйте найти в атласах, а затем показать на тематической интерактивной карте полезные ископаемые, и записать основные виды природных ресурсов: 1 ряд - перечислите топливные ресурсы Восточно-Европейской равнины (нефть, газ и уголь). 2 ряд - рудные ресурсы Западно-Сибирской равнины (железные, медные, алюминиевые руды и др.) 3 ряд – нерудные ресурсы Восточно-Европейской равнины и Западно-Сибирской равнины (калийная соль, песок, мел). Учитель организовывает работу в группах. | (Возможные ответы учеников: ресурсы) Ученики читают определение термина в учебнике и записывают его в тетрадях Возможные ответы учеников: энергия солнечного излучения, ветра, морских приливов, климатические ресурсы, нефть, газ и т.д.) Работа с учебником. Ученики записывают классификацию природных ресурсов в тетради. Ученик: исчерпаемые природные ресурсы – это ресурсы, сокращающиеся по мере их использования Самостоятельная работа. Озвучивание результатов работы. Работа учащихся в группах с карточками, озвучивание результатов. Ученик читает легенду о алюминии. Работа в парах, озвучивание результатов. (приложение 1 ) Работа в тетрадях, учащиеся записывают классификацию минеральных ресурсов. Работа в группах, озвучивание результатов (приложение 2) | Слайды 5-15, раздаточный материал |
IV. Итоговое обобщение | Организовать работу учащихся, направленную на закрепление ЗУН, организовать выполнение учащимися практических заданий. | 5 мин | Умение самостоятельно отвечать на вопросы, делать выводы и аргументировать свой выбор | Учитель: Задумывались ли вы над парадоксом: чем больше человечество развивается, тем больше ему нужно ресурсов? Какие измения могут произойти после отрицательного воздействия человека на природу?). Попрбуйте ответить на вопрос: «Что будет, если закончатся топливные на Земле?» Учитель организовывает работу, направленную на закрепление ЗУН: (Метод «Четыре угла») Выберите ресурс, который вы считаете самым важным для жизни на земле (лесные, водные, топливные, земельные) | Учащиеся озвучивают ответы. Учащиеся подходят к надписям ресурса, который они выбрали. Аргументируют ответы. | |
VI. Рефлексия | Дать качественную оценку работы класса, выполнить рефлексию по усвоению материала | 5 минуты | | Учитель. Молодцы, ребята. Мне кажется, что вы хорошо усвоили материал. Перед вами лежат рисунки различных видов ресурсов. Я буду называть утверждения, если вы согласны, то кладете один из рисунков на парту: Я могу перечислить рудные ресурсы. Я могу назвать классификацию природных ресурсов. Я могу назвать не менее 5 исчерпаемых ресурсов. Я могу назвать нерудные ресурсы. Я могу назвать не менее трех неисчерпаемых ресурсов. Я могу дать определение понятия «природные ресурсы». Я могу назвать полезные ископаемые, распространенные на территории Восточно-Европейской равнины. Я могу показать на карте топливные ресурсы. Я знаю для чего необходимо беречь ресурсы земли. Учитель: Ребята, вы молодцы! Всем спасибо за работу. | Учащиеся кладут рисунки на парте, учитель комментирует результат. | |