Второстепенные члены предложения. 5-й класс
Цель: научить отличать второстепенные члены от главных, находить второстепенные члены в предложении.
Задачи:
обучающая: организовать работу учащихся по повторению и углублению понятий о главных и второстепенных членах предложения; ввести в активный словарь учащихся термина второстепенные члены предложения;
развивающая: развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности анализировать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения.
Тип урока: проблемный.
Ведущий метод обучения: частично-поисковый
Конспект урока
1. Организационный момент
2. Актуализация прежних знаний
1. Обратите внимание на опорные понятия.
На доске:
сказуемое
подлежащее
основа предложения
главные и второстепенные члены предложения
грамматическая основа предложения.
– Подумайте, о чем пойдет речь на уроке?
О каких понятиях у вас уже есть представление? Скажите о них.
Верно, сегодня мы будем говорить о членах предложения.
2. “Интеллектуальная разминка”.
На доске:
интеллект
интеллектуальный
– Что означает слово “интеллект”?
Определите его лексическое значение. Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.
Запишите в словарь эти слова и запомните их написание и значение.
3. Изучение новой темы
1. Постановка проблемы.
На доске:
В полях лежит серебристый снег.
Лежит снег.
Снег.
В полях . . . . . серебристый . . . . .
– Исследуйте, какие из данных примеров являются предложениями, а какие – нет?
Чем они отличаются друг от друга?
Найдите подлежащее и сказуемое.
Решение проблемы:
1, 2, 3 – предложения
4 – не предложение.
Доказательство:
1 – состоит из главных и второстепенных членов.
2 – состоит только из главных.
3 – только из главного.
4 – только из второстепенных членов.
Вывод: Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения.
– Итак, на сегодняшнем уроке речь пойдет о второстепенных членах предложения.
Запись темы урока в тетрадь: “Второстепенные члены предложения”
2. Изучение нового материала
– Сегодня мы узнаем нечто новое о том, что уже вам известно. Обратимся к учебнику п. 36, с.82.
Прочитайте первую фразу.
Как вы думаете, что поясняют второстепенные члены? Что значит “поясняют”?
На доске:
– А теперь давайте обратимся к более полной схеме – опоре, которая поможет нм в решении практических задач:
– Что вам уже известно?
Что нового узнали?
4. Закрепление изученного материала
1. На доске:
Первый снег всегда поражает своей белизной.
– Какие действия и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы разобрать предложение по членам.
Попробуйте составить алгоритм.
С чего начнем?
Запишите предложение, подчеркните члены предложения.
В каких случаях вам было трудно установить второстепенный член предложения?
Какие пункты алгоритма вам помогли?
3. Психологическая разгрузка
– Этап самостоятельного закрепления знаний. Определение ролей второстепенных членов в предложении. Работа по карточкам.
На доске:
Осень
– Чем отличаются составленные вами предложения от данных?
5. Домашнее задание: Выписать 5 предложений из текстов худ. лит-ры со в.ч.п
6. Подведение итогов урока
– Было ли трудно вам сегодня на уроке?
С чем вы ушли с урока?
Чему научились?