Урок Практическая работа Изготовление микропрепарата мякоти плода томата (арбуза), изучение его с помощью лупы и микроскопа.
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель: приготовление и изучение строения растений под микроскопом
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
Планируемые результаты
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру¬гих видов деятельности.
Формирование навыка смыслового чтения.
Предметные: знать устройство увеличительных приборов, правила работы с ним; самостоятельно готовить микропрепараты.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный момент Учитель: приветствует учащихся, проверяет их подготовку к уроку. Создает позитивный настрой: Биологию, друзья, Не любить никак нельзя! Очень важная наука, Очень точная наука, Интересная наука - Это биология! | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
2.Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. выявляет пробелы в усвоении знаний учащихся и корректирует их, оценивает учащихся. Вопросы для фронтальной беседы. 1. Вспомните, о чем мы говорили на предыдущем уроке? 2. Перечислите основные методы изучения природы. 3. Чем различаются наблюдение и эксперимент? 4.Рассказать строение микроскопа 5. Правила работы с микроскопом. | Отвечают на заданные вопросы о методах изучения живой природы и оборудовании для ее изучения; дополняют и исправляют ответы товарищей, участвуют в самооценке и оценке знаний товарищей. |
2. Актуализация знаний и целеполагание Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Диалог с учащимися Вспомните основные свойства живых организмов? Скажите, с какой целью используют увеличительные приборы? Какова цель урока? Расскажите мне, что вы уже знаете из своего кто первым увидел микрообъекты. Итак, ребята, нас окружают не только видимое , но и невидимое. Первым, кто увидел невидимое, был голландец -Антони Ван Левенгук. В 1685 году он сообщил, что при помощи изготовленного им прибора он обнаружил в настоях воды животных в тысячи раз мельче самых мелких водных насекомых. Это известие показалось ученым сказочным и вызвало у них только улыбку. Свой прибор он назвал микроскоп ( от греч «микрос» - малый; «скопо» - смотрю). Именно этот прибор помог увидеть невидимое. Позже открытие Левенгука подтвердил всемирно известный ученый – Роберт Гук, который сообщил, что после долгих трудов ему удалось сделать такой микроскоп, который позволил ему увидеть в перечном настое массу мелких живых существ | Отвечают на вопросы учителя слушают. Проявляют познавательную инициативу, формулируют тему урока, цель |
Записывает на доске тему урока; создает готовность к предстоящей деятельности Ребята, а что надо изучить? Умеете ли вы пользоваться ими? Поэтом , что еще нам надо изучить еще на этом уроке? Ребята, сформулируйте цель нашего урока. Выслушивает формулировки, записывает на тему цель на доске. | Учащиеся отвечают: «Увеличительные приборы» Устройство приборов; Правила работы с ними. |
4. Открытие новых знаний Лабораторная работа «Рассматривание мякоти плодов под лупой и микроскопом»; Объясняет ход лабораторной работы согласно инструкции по ее проведению Но следует помнить, что лабораторное оборудование изготовлено из стекла, оно дорогостоящее, поэтому с ним и в кабинете нужно обращаться очень осторожно и соблюдать правила техники безопасности. Прочитайте в инструктивной карточке, лежащей у вас на столах, первый пункт работы - инструкцию по технике безопасности работе с увеличительными приборами при проведении лабораторной работы и поведению в кабинете биологии | Выполняют лабораторную работу, пользуясь инструктивной карточкой. Зачитывают инструкцию по технике безопасности работе с увеличительными приборами при проведении лабораторной работы и поведению в кабинете биологии Оформляют результаты лабораторной работы в тетради Зарисовывают увиденное в тетрадь Вывод: мякоть арбуза состоит из отдельных маленьких крупинок - клеток |
Ребята, мы вами уже много трудились, давайте немного отдохнем. Читает текст и показывает, какие действия нужно при этом совершить. 5. Физкультминутка. В ясный солнечный денек (закрыть глаза) Мы шагаем в лес все дружно (шаги на месте). Рассмотреть большой пенек (развести руками), Наблюдать за ним нам нужно (показать, как смотрят в бинокль). Соберем сосновых шишек (приседают, имитация сбора), Опыт с ними проведем: Где расти им лучше будет (показать вопросительный знак)? Все узнаем не из книжек! (радостно подпрыгнуть) | |
6. Рефлексия Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока. Диалог с учащимися по вопросам: для чего человеку нужны увеличительные приборы? Чему мы научились на этом уроке? Возникли ли у вас затруднения? На чем стоит остановиться еще раз на следующем уроке? | Высказываются по поводу изученного материала: увеличительные приборы нужны человеку для изучения объектов невидимых невооруженнным глазом, т.е. имеющих микроскопические размеры; изучили их устройство и правила работы ними; узнали, как вести себя в кабинете биологии; |
7. Домашнее задание Объясняет, что следует выучить дома. Дает краткие рекомендации. Учащимся предлагается несколько вариантов домашнего задания, каждый выбирает одно из них и выполняет его. | Фиксируют домашнее задание в дневнике, слушают учителя и задают уточняющие вопросы по поводу его выполнения. |