СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития устной речи на тему "Лиса".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития устной речи на тему "Лиса" рассказывает о строении тела, повадках лисы.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития устной речи на тему "Лиса".»

Модель урока развития устной речи на основе ознакомления с окружающим миром

в 1классе СКОУ VIII вида.

Тема «Дикие животные. Лиса».

Цели.

  1. Расширить знания учащихся о диких животных на основе изучения лисы.

  2. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

  3. Развивать мышление, внимание, память через работу с загадками, через упражнения на анализ и синтез, сравнение, классификацию.

Оборудование.

Презентация, наборы геометрических фигур на каждого ученика, разрезные картинки с изображением лисы.


Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Организационный момент.


Включение учеников в работу.






Мотивация.




















Повторение пройденного материала.

Учитель приветствует учеников.



Для быстрого включения в работу учитель предлагает выучить стихотворение.






Учитель говорит о том, что сегодня на уроке дети отправятся в лес, где вместе с лесными жителями будут изучать тему «Дикие животные», будут учиться отгадывать загадки, строить описание зверька (а какого, определят сами позже), верно отвечать на вопросы. Педагог сообщает, что в дорогу ученики возьмут снаряжение для путешествия.

Учитель разъясняет смысл слова «бинокль» и демонстрирует данный предмет детям.


Педагог предлагает вспомнить правила поведения в лесу.




Учитель нацеливает ребят на то, что по лесу нужно идти не спеша, всматриваться в лес, вслушиваться в его шорохи.




Учащиеся хором проговаривают стихотворение:

«Лиска, лисонька, лиса!

Ты в каких живёшь лесах?

Лисий хвост замёл следы.

Где лисичка? Видел ты?».













Ученики читают слово «бинокль».



Дети рассказывают о том, что можно, и что нельзя делать в лесу.



Ребята встают из-за парт и шагают.





Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.






































Введение в тему.










Физкультминутка.

Педагог включает слайды №2 – №12 и предлагает рассказать о времени года, изображённом на фотографии, по плану.


Учитель просит ответить на вопрос: «Какие правила поведения у водоёмов весной нужно выполнять?».


Педагог включает слайд №13, просит посмотреть, как много следов в лесу и предлагает отгадать загадки, объяснив правильность ответа.



Учитель включает слайд №14.

  1. Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?


2. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой.


  1. Рыжая с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом.


4. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.


5. Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?


Педагог предлагает детям посмотреть на картинки-отгадки и назвать всех тех, кто на них изображён.


Учитель задаёт вопрос: «Как коротко назвать всех тех, кого вы видите на картинках?».


Педагог просит ребят показать, как передвигаются медведь, заяц, лиса, волк, белка.


Учащиеся рассказывают о весне.




Дети называют правила поведения у водоёмов во время ледохода.








Ребята отгадывают загадки, объясняют правильность своего ответа словами загадки, читают отгадки на слайде.


















Учащиеся по вызову учителя называют животных, изображённых на слайде.


Ученик даёт обоснованный ответ на вопрос и убеждается в своей правоте.



Ребята имитируют движения животных.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Знакомство с темой через постановку проблемы.









































Физкультминутка.

Учитель говорит о том, что дети пришли в лес за тем, чтобы познакомиться с очень интересным зверьком, который промелькнул около них, оставив на снегу следы, и включает слайд №15.


Педагог объясняет, что след зверька то ровной ниткой тянется по заснеженному полю, то извивается, змеится и путается бесчисленными петлями возле стогов и вокруг кустов ивы.


Учитель предлагает ученикам посмотреть, какие запутанные, красивые узоры оставил этот зверь, они похожи на геометрические фигуры.


Педагог включает слайд №16 и предлагает учащимся рассмотреть геометрические фигуры, изображённые на нём.


Учитель просит ребят взять из конвертов геометрические фигуры, на которых напечатаны буквы, составить слово из них и, прочитав его, узнать, что за зверёк пробежал около них. (Приложение 1).


Педагог включает слайд №17 и предлагает детям проверить, правы ли они.



Учитель просит собрать разрезную картинку и назвать изображённого на ней зверя. (Приложение 2).

Педагог включает слайд №18 и говорит: «Какая красавица!».


Лисёнок проснулся

(Потянулись.)

И вышел умыться.

(Ходьба на месте.)

Вдруг видит, а в луже

Другая лисица.

(Наклоны туловища вперёд.)





















Дети рассматривают геометрические фигуры и называют их.



Учащиеся составляют слово и читают его.






Ребята хором читают слово «лиса».

По вызову учителя ученик рассказывает о количестве слогов в данном слове.


Дети собирают разрезные картинки и говорят, что на них изображена лиса.




Ученики декламируют стихотворные строки и выполняют движения.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.








Изучение нового материала.








































Физкультминутка для глаз.

Он вежливым был,

Извинился к тому же:

(Повороты туловища.)

Пойду поищу-ка

Свободные лужи!

(Ходьба на месте.)


Педагог включает слайд №19 и предлагает учащимся рассмотреть лису.


Учитель включает слайды №20 – №25 и просит учащихся назвать части тела зверька.

При показе слайда №21 педагог сообщает: «Улиссы очень умная мордочка, яркие глаза. Спасаясь от охотников, лиса прибегает к хитростям, чтобы остаться в живых. Она возвращается по собственному следу, чтобы обмануть охотничьих собак, или пробегает сквозь стадо овец, чтобы её запах нельзя было учуять на земле.».

На слайде №22 учитель говорит о том, что у лисы очень густой мех на шее.

При показе слайда №23 педагог сообщает: «У лисиц приземистое тело, его длина до 90 см», – и показывает полоску бумаги длиной 90 см.

На слайде №24 учитель говорит: «У лисицы след задней ноги попадает в след передней ноги, и потому её следы на спокойном ходу тянутся одной ровной строчкой. Зверёк бесшумно ходит по лесу. Это помогает лисице незаметно подкрасться к добыче.».

На слайде №25 педагог сообщает о том, что у лисы пышный хвост.


Учитель включает слайд №26 и предлагает детям сделать вывод о том, какие части тела лисы они знают.


1. Закрыть глаза. Отдых 10 – 15с. Открыть глаза. Повторить 2 – 3раза.












Ребята называют части тела лисы, рассматривают полоски бумаги длиной

90 см.





























Ученики делают вывод.





Дети выполняют упражнения.


Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.


































Физкультминутка.













  1. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5 – 6с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5 – 6с. Открыть глаза. Повторить 3 – 4раза.

  2. Самомассаж. Закрыть глаза и делать лёгкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20 – 30с.

Закрыть глаза. Отдых 10 – 15с. Открыть глаза.


Педагог просит учеников достать из конвертов геометрические фигуры и назвать их. (Приложение 3).


Учитель включает слайд №27 и предлагает детям выполнить словесные инструкции.



Педагог спрашивает учеников о том, кого они составили из геометрических фигур, какой частью тела являются большой овал, треугольники, круг, прямоугольник, небольшой овал, 4 маленьких овала.



Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали;

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

(Выполнение движений вслед за учителем.)


Учитель включает слайд №28 и просит сказать, какую форму имеет тело лисы.















Ребята дают ответы.





Ученики выполняют инструкции учителя, комментируют свои действия, составляют из геометрических фигур лису.


Дети дают ответы.








Ребята декламируют стихотворные строки и выполняют движения.











По вызову учителя ученик отвечает на данный вопрос и убеждается в своей правоте.


Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.










































Физкультминутка для глаз.

Педагог включает слайд №29 и просит ответить на вопрос: «Чем покрыто тело лисы?»



Учитель включает слайд №30 и просит ответить на вопрос: «Какого цвета шерсть лисы?».

Педагог сообщает: «Спина у зверька ярко-рыжая, брюшко у лисицы белое, лапы чёрные.».


Педагог включает слайд №31.

Учитель сообщает: «У лисы острые уши, ловящие малейший звук. У зверька замечательный слух. За несколько десятков шагов он слышит под толщей снега тоненькое попискивание и шуршание мыши.».


Учитель включает слайд №32 и просит ответить на вопрос: «Какой нос?».

Педагог сообщает: «У зверька длинный, чуткий нос.».


Учитель включает слайд №33 и просит ответить на вопрос: «Какой хвост?».

Учитель сообщает, что хвост лисы может быть до 60см длины.».


Учитель включает слайд №34.

Педагог задаёт вопросы:

«Где живёт лиса?»,

«Кто о ней заботится?»,

«Кто помогает лисе добывать пищу?», «Кто помогает ей растить детёнышей?», «Значит лиса – это, какое животное?».


  1. Закрыть глаза. Отдых 10 – 15с. Открыть глаза. Повторить 2 – 3 раза.

  2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2 – 3 раза в каждую сторону.

  3. Поморгать глазами.

Учащийся отвечает на данный вопрос.

Дети хором читают слово «шерсть».


Ученик отвечает на вопрос.







Учащийся отвечает на данный вопрос.







Ученик по вызову учителя отвечает на данный вопрос.





Учащийся отвечает на вопрос.

Дети рассматривают полоски бумаги длиной 60см.


Ребята отвечают на вопросы, делают выводы и обосновывают ответ.

Ученики хором читают слова «дикое животное».





Дети выполняют упражнения.




Этапы урока.




Деятельность учителя.




Деятельность ученика.


Повторить 5 – 6 раз.


Педагог включает слайд №35.

Учитель даёт задание:

«Назовите жилища разных животных.», «Ребята, а как вы думаете, где дом лисы?».


Педагог просит отгадать загадку:

«Долго лисонька старалась,

Много дней в земле копалась,

Рыла яму под землёй,

Чтобы жить своей семьёй.

Натрудила коготочки,

Есть зато ходы, ходочки.

Натаскала мягких веток

Для своих пушистых деток.

Здесь её никто не сыщет.

Как назвать её жилище?».


Учитель включает слайд №36.

Педагог задаёт вопросы: «Что и кого вы видите на слайде?», «Ребята, подумайте, чем питается лиса?».

Учитель сообщает: «Пища лисы: мыши, зайцы, птицы, рыба, некоторые растения.

Охотится лиса по ночам, выходя из своей подземной норы, когда стемнеет и возвращаясь на рассвете.

Лиса охотится даже если не голодна.

Ту добычу, которую зверёк не съедает сразу, он закапывает в землю, чтобы выкопать через день или два, когда охота будет неудачной.

Если лиса повадилась в курятник, она передушит всех кур.».


Педагог включает слайд №37.

Учитель просит отгадать загадку:

«Рыженький, пушистый,

треугольный носик,

курочку у мамы он на ужин просит.

Не ищи, охотник, – он в норе глубокой,

греется у мамы под пушистым боком.».


Учитель включает слайд №38.

Педагог задаёт вопрос: «Как животное подаёт голос?».

Учитель сообщает: «Лиса тявкает.».




Ребята выполняют задание, учащийся по вызову учителя отвечает на вопрос.



Ученики говорят отгадку, обосновывая свой ответ словами загадки.










Дети по вызову учителя отвечают на вопросы.

Ученики делают вывод и обосновывают свой ответ.

Ребята хором читают слова «хищное животное».













Дети отгадывают загадку, обосновывают ответ её словами.






Ученики слушают голос лисы.



Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.




Физкультминутка.



Закрепление.





Итог урока.







Педагог включает слайды №39 - №42 и предлагает детям составить описание зверька по плану.


Учитель подводит итоги урока, даёт аргументированную оценку ответов учащихся, задаёт вопросы: «С каким зверьком вы познакомились?», «Что вы узнали о нём нового, интересного?».

Педагог включает слайд №43.

Учащийся по вызову учителя отвечает на вопрос.


Ребята выполняют упражнения.


Дети по плану на слайдах рассказывают о лисе.