Тема Состав слова
Цели:
Систематизировать и обобщить знания об основных частях слова.
Способствовать развитию умений речевой деятельности.
Обогащать словарный запас учащихся.
Прививать интерес к родному языку.
Развивать творческие способности учащихся.
Ход урока
I Организационный момент
II Минутка чистописания
Я тетрадочку открою,
уголочком положу.
Я от вас друзья не скрою
Спинку ровно я держу.
Сегодня прописываем гласные буквы
О Е, чередуя до конца стороки.
Паровоз
- Чем интересно слово паровоз? (это сложное слово. Имеет два корня.Соединительный гласный О).
- Какой еще соединительный гласный вы знаете? (е)
III. Проблемная ситуация. Поиск темы.
- Ребята, посмотрите на мой весёлый паровозик.
- Паровоз – это машина, которая тянет за собой железнодорожный …
(состав)
- А почему говорят состав? (состоит из вагонов).
- Ребята, а состав чего ещё может быть? (состав продуктов, состав ткани одежды, состав предложения)
- А ещё ребята бывает вот такой состав. Посмотрите в состав чего превратился наш паровоз?
(на вагонах карточки частей слова)
- Обоснуйте, почему это состав слова? (состоит из частей слова)
- Рассмотрите, из каких частей может состоять слово.
- Какая часть самая главная в слове? (корень) определение
- основа слова это
- окончание это
- суффикс слова это
- приставка это
- Сейчас немного поиграем.
- Игра «подбери слово»
1. Схема (корень, окончание) БУКВА
2. Схема (приставка, корень, суффикс, окончание) Подснежники
3. Схема (приставка, корень, суффикс, суффикс) ВЫЛЕТЕТЬ
4. Схема (корень, суффикс, окончание) ДОЖДИК
- Ребята, а можно ли поменять части слова местами?
- Кто уже догадался, как звучит тема нашего урока (Состав слова)
Сформулируйте цель урока.
( тренироваться разбирать слова по составу).
Физкультминутка ( «У оленя дом большой»)
Сели ровно, спинка прямо, ноги вместе
IV. Работа по учебнику стр. 75 упр. 79
Словарь стр. 139
Мы уже работали с этими словами.
- что вы можете сказать о составе этих слов (есть корень, суфф., окончание)
- есть ли одинаковые части ( суфф.. оконч.)
- какого рода все эти слова? (ж.р.)
- разберём по составу 3 любых слова
- Так из каких частей могут состоять слова? (корень, суффикс, окончание, основа, приставка)
V. Работа в парах карточки.
- Внимание! Задание:
- из частей составь слова, получившиеся слова запиши в тетрадь в столбик.
Слон – н – а
Зим – их – ий
Конфет - ик - у
Завод - к - □
Проверка устно
- из чего составляли слова? ( из частей:….)
- Можно ли переставить местами части слова? ( нет, слова не получится)
Физкультминутка на внимание ( нос пол потолок)
VI. Работа в группах ( карточки, 4 группы по 6 человек)
Проверка (слайды)
VII. Самостоятельная работа (на слайде)
- запишите домашнее задание
Учебник стр. 76 упр. 80
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
- с каким новым понятием познакомились сегодня на уроке? (состав слова)
- из каких частей могут состоять слова?
- можно ли менять местами части слов?
- Ребята сейчас попробуйте оценить себя самостоятельно.
- зелёная карточка - я справился со всеми заданиями, у меня не возникло трудностей
- жёлтая карточка – справился с заданиями, но было сложно
- красная карточка – было сложно выполнять все задания