Ход урока.
Орг. Момент
I Мотивация к учебной деятельности
У вас на партах лежат рабочие листы, сегодня мы будем работать в них.
-Ребята, запишите число, классная работа. Савелий тебе слово
Какое время года наступило?
ВЕСНА
Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, с которой начинается это слово
Вв Ввв Вввв
Посмотрите, пожалуйста, на ряд букв, найдите закономерность и продолжите ряд.
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
Среди букв, спрятались слова, которые характеризуют весну. Найдите их
Аувручейьполнепвкмлатравалп
Совтёплаяшешуоблакодагщвжл
Ручей
Трава
Тёплая
Облако
- Дети, какое слово лишнее и почему?(теплый)
Определите число имен существительных.
А теперь попробуйте определить число имени прилагательного.
Почему не можем?
-Потому что не знаем
-Значит цель нашего урока: научиться определять…….
И тема нашего сегодняшнего урока:…….
Единственное и множественное число имен прилагательных.
Давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном?
III Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта
— Рассмотрите рисунки, составьте словосочетания.
(Учитель показывает рисунки, записывает на доске словосочетания.)
Красный цветок , красные цветы зеленое дерево ,зеленые деревья.
— В чем заключается различие в этих словосочетаниях?
— На какие вопросы отвечают слова первого столбика?
— На какие вопросы отвечают слова второго столбика?
— В каком числе употреблены существительные и прилагательные в каждом столбике?
Делаем вывод:
Прилагательное в ед.ч. обозначает признак одного предмета и отвечает на вопрос какой?
Давайте посмотрим, может быть ещё есть вопросы, на которые отвечают прилагательные в ед. ч.?
Ребята, прочитайте существительные во мн.ч.
Существительное «цветы» стоят во мн.ч., т.е обозначает много или несколько предметов, прилагательное «красные» относится к сущ. «цветы» и обозначает признак многих или нескольких предметов.
Как вы думаете, в каком числе стоит имя прилагательное?
На какой вопрос отвечает имя прилагательное во мн.ч.?
Давайте обобщим всё, что мы сегодня узнали нового.
прилагательное
ед.ч мн.ч.
признак одного признак нескольких
предмета предметов
какой? какая? какие?
какое?
Проверим, правильный ли вывод мы сделали?
(учебник стр. 92)
Физминутка:
VСамостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Задание №2
Определи число имён прилагательных
Спелая земляника
Тёплое пальто
Сильный мороз
Стальные коньки
А теперь посмотрите на существительные. Какие это существительные. Поставьте ударение и подчеркните непроверяемые безударные гласные.
Задание №3 карточка
Соедини существительное с подходящим по смыслу прилагательным и определи число имен прилагательных.
семья мелкое
озеро дружная
друзья песчаный
берег высокое
дерево верные
VI Включение в систему знаний и повторение
Задание№4
Прочитайте предложения. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Определите число.
В этом году ранняя весна. Светит тёплое солнышко. Дует тёплый ветерок. Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись душистые почки. Чирикают весёлые воробьи.
Задание №5
Выпишите словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении и определите число имён прилагательных.
длинный пояс - длинный язык
золотые руки - золотые серьги
свежая рыба - свежая рубашка
VII Рефлексия учебной деятельности
Сегодня на уроке я научился определять……..
Имена прилагательные бывают………
Прилагательные в ед.ч. обозначают……..
Прилагательные во мн.ч. обозначают……..
Прилагательные в ед.ч. отвечают на вопросы………
Прилагательные во мн.ч. отвечают на вопросы………