СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для 8 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения"»

Недашковская М.В.

Русский язык 8 класс

Урок №36

Тема: Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее и способы его выражения

Планируемые результаты:

Личностные: развивать эмоциональную сферу учащихся.

Метапредметные: искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью: формировать навыки умения слушать товарищей, принимать коллективное решение; учить постановке цели работы

Предметные: формировать умение определять главные члены предложения;

Тип урока: усвоения новых знаний.

Оборудование: карточки, таблица.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация опорных знаний.

1.Продолжи предложение

- Синтаксис - это …

-Предложение – это…

-Предложения бывают….

-Грамматическая основа –это…

2.Синтаксическая пятиминутка.

Составить 3 предложения об осени. Подчеркнуть грамматическую основу.

2 ученика работают с карточками у доски.

Карточка 1

Выполнить разбор словосочетания.

Осенний день, весело играют, золотая пора, холодный дождь, стучат тихо, оставляя впечатление.

Карточка 2

Золотой птицы, проходит мгновенно, рисует на асфальте, солнечный день, слушать пение, смеяться громко.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Знакомство со сказкой о главных членах предложения.

В стране Предложение жили король Подлежащее и королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко оставались в одиночестве. Но занятия у них были разные.

Король Подлежащее отвечал на вопросы: кто? что? А королева Сказуемое была болтушкой и сразу отвечала на много вопросов: Что делает? Каков? (какой?) Кто таков? Что такое?

И одевались они по-разному.

Король Подлежащее любил костюм из существительного и местоимения в именительном падеже, реже надевал плащ из цельного словосочетания, но и другая была у него одежда, из других частей речи.

А королева Сказуемое чаще всего бывала в платье из глагола, иногда из краткого и полного прилагательного, из имени существительного в именительном падеже, реже – из других частей речи.

IV. Постановка цели и задач урока.

V. Усвоение новых знаний.

1)Работа с таблицей.

Называют подлежащее и чем выражено.

Вывод: Подлежащее может выражаться любой частью речи, которая перешла в существительное, а также инфинитивом.


Подлежащее – гл член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? (И.п.) и обозначает действующее лицо (предмет). «О ком (о чем) говорится в предложении?»

Подлежащее нередко путают с прямым дополнением – существительным в В.п. без предлога. Разграничить эти члены предложения помогает прежде всего смысловой анализ. Подлежащее обозначает действующее лицо, а дополнение – лицо (предмет), на которое переходит действие.

Велосипед разбил грузовик. Пыль поднимает ветер. Берег размывает море.

Сравни: Ярко светило (кто? что? И.п.) солнце. Облако скрыло (кого? что? В.п.) солнце.


Подлежащее может быть выражено словом

1. Именем существительным (в И.п.)

Гости приехали утром.

2. Местоимением (в И.п.)

Я был в музее.

Каждый задумался.

3. Именем прилагательным (в И.п.), перешедшим в сущ.

Старшие помогали младшим.

4. Причастием (в И.п.), перешедшим в сущ.

Желающие могли покататься.

Встречающие вышли на перрон.

5. Именем числительным (в И.п.)

Два да два — четыре.

Семеро одного не ждут.

6. Наречием

Завтра не наступит никогда.

7. Неопределенной формой глагола

Курить — здоровью вредить.

Друга спасти – высшая честь.

8. Междометием, звукоподражанием

Га-га-га слышалось на лугу.

Далече грянуло ура.

Подлежащее может быть выражено словосочетанием

1. Синтаксически неделимым словосочетанием. (И.п. + с + Т.п.)

Мы с сестрой радовались.

Подружились мы с тобой.

2. И.п. числительного + Р.п.

После этого вечера прошло семь недель.

3. Неопределенно-количественное слово (много, сколько) + Р.п.

Пришло несколько новых журналов.

4. Собир числит. + из + Р.п.

Трое из них приехали недавно.

Двое из ларца одинаковых с лица.

5. Местоим (кто, всякий, каждый, любой) + из +Р.п.

Любой из нас готов помочь.

Кто из нас не знает этого?


2) Работа с учебником § 17, упр. 154 ( работа возле доски)

3) Упр. 158

Физкультминутка.

4) Самостоятельная работа

Выписать подлежащее с каждого предложения, определить способ его выражения.

Гости приехали утром. Он был в музее. Старшие помогали младшим. Желающие могли покататься на лодке. Два да два – четыре. Курить – здоровью вредить. Завтра не наступит никогда. Га-га-га слышалось на лугу. Мы с сестрой радовались возвращению домой.

VI. Итог урока. Рефлексия.

-Что нового узнали по данной теме?

-Какими частями речи может быть выражено подлежащее?


VΙΙ. Домашнее задание: выучить теоретический материал § 16. Письменно задание по выбору:

1.Упр. 155

2. Написать мини-сочинение об осени, используя в предложениях разные способы выражения подлежащего.

3. Выписать 5 предложений с разными способами выражения подлежащего.