44.Урок русского языка в 4 кл Дата: 08.11
Тема: Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах.
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
Цели: развитие умений распознавать имена существительные в творительном, винительном и предложном падежах, различать падежные формы имён существительных, имеющих одинаковые предлоги.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре: развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить познавательную активность.
Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, карточки для работы.
Структура урока:
1.Этап мотивации. Критерии оценивания.
2.Этап актуализации.
На доске написаны словарные слова без гласных букв. Детям надо назвать слова и непроверяемые безударные гласные.
Звд (завод), пнл (пенал), двчк (девочка), врн (ворона), нрд (народ), рбт (ребята), Рсс (Россия).
- Что объединяет все эти слова? (Они все являются именами существительными.)
- Определение существительного. Докажите. (Отвечают на вопросы кто? что?)
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (На одушевленные и неодушевленные, на собственные и нарицательные, по родам - мужской и женский.)
- Что мы еще знаем про существительное? (Изменяется по падежам.)
3.Этап выявления места и причины затруднения.
— Прочитайте словосочетания.
Играю с товарищем, пишу на доске, мечтаю о собаке, рисую карандашом, спрятался в комнате, увлёкся книгой, прочитал в журнале.
— На какие две группы их можно разделить? (Словосочетания с именами существительными в творительном падеже и словосочетания с именами существительными в предложном падеже.)
По каким признакам вы определили падеж существительных?
4.Этап целеполагания
Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить признаки имён существительных в творительном и предложном падежах, поупражняться в распознавании таких существительных.)
5.Этап открытия нового знания.
5. Работа с учебником.
Стр. 86 Упр. 147.
- Прочитайте про себя.
- О чём стихотворение?
- Придумайте название. (Поздняя осень.)
- Найдите в предложении олицетворение. Что такое олицетворение.
Олицетворение - это когда неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета.
- Выпишите словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому.
Зябнет (где?) за окошком (Т.п.)
Машет (чем?) ладошкой (Т.п.)
Прощается (перед чем? когда?) перед зимой (Т.п.)
Листик (на чем?) на ветру (П.п.)
( Творит падеж, указывает на предмет, который совершается действием( ладошкой), на место действия ( за окошком), на время совершения действия(перед зимой)
6.Этап первичного закрепления.
Стр. 87 упр. 149
-Прочитайте про себя
-Какие сравнения употребил автор? С какой целью он их употребил?
-Вспомним, как распознать имя существительное в предложном падеже? ( он не употребляется без предлога)Раньше этот падеж назывался местным, почему? Он имел значение места.
Физкультминутка
7.Этап включения в систему знаний.
Запись под диктовку.
Укажите падеж имен существительных.
Спросить у учителя (Р. п.), подъехал к деревне
(Д. п.), прокатился на тракторе (П. п.), пролетал над столицей (Т. п.), принесли из магазина (Р. п.), поехал за багажом (Т. п.), прочитал в газете
(П. п.), посмотрел на картину (В. п.), говорил по телефону (Д. п.), гулял по улице (Д. п.). Миша говорил по телефону с другом (П. п.).
8.Этап подведения итогов урока.
— По каким признакам можно распознать имена существительные в предложном падеже?
— С каким ещё падежом могут употребляться предлоги на, в, о?
— По каким признакам можно определить творительный падеж?
— Назовите общие предлоги для винительного и творительного падежей.
9.Этап рефлексии и оценивания.
Лист самооценки__________________________________________
Поставьте знак + или ?
Я знаю все падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определять падеж существительного
Я могу научить одноклассника определять падеж имени существительного
10.Этап ознакомления с домашним заданием.
Стр.87 упр. 150, словар .слов
| И.п | Р.п. | Д.п | В.п. | Т.п. | П.п. |
Вопросы | | | | | | |
Вспомогательное слово | | | | | | |
Предлоги | | | | | | |
Член предложения | | | | | | |
Пример | | | | | | |
| И.п | Р.п. | Д.п | В.п. | Т.п. | П.п. |
Вопросы | | | | | | |
Вспомогательное слово | | | | | | |
Предлоги | | | | | | |
Член предложения | | | | | | |
Пример | | | | | | |
Лист самооценки__________________________________________
Поставьте знак + или ?
Я знаю все падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определять падеж существительного
Я могу научить одноклассника определять падеж имени существительного
Лист самооценки__________________________________________
Поставьте знак + или ?
Я знаю все падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определять падеж существительного
Я могу научить одноклассника определять падеж имени существительного
Лист самооценки__________________________________________
Поставьте знак + или ?
Я знаю все падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определять падеж существительного
Я могу научить одноклассника определять падеж имени существительного
Лист самооценки__________________________________________
Поставьте знак + или ?
Я знаю все падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определять падеж существительного
Я могу научить одноклассника определять падеж имени существительного
Лист самооценки__________________________________________
Поставьте знак + или ?
Я знаю все падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определять падеж существительного
Я могу научить одноклассника определять падеж имени существительного
Лист самооценки__________________________________________
Поставьте знак + или ?
Я знаю все падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определять падеж существительного
Я могу научить одноклассника определять падеж имени существительного