СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ» презентация

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ» презентация к уроку

Просмотр содержимого документа
«УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ» презентация»

Повторение изученного по теме «Причастие». Стефанова Л. М.,  учитель русского языка и литературы ГВ (с) ОУ «РЦО», Республика Коми, г. Сыктывкар

Повторение изученного по теме «Причастие».

Стефанова Л. М., учитель русского языка и литературы ГВ (с) ОУ «РЦО», Республика Коми, г. Сыктывкар

Эпиграф к уроку:  Меняющиеся по времени года картины неба, полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее.  (И. А. Бунин)

Эпиграф к уроку:

Меняющиеся по времени года картины неба, полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее.

(И. А. Бунин)

Проверка домашнего задания План ответа: Причастие как часть речи:  1) Общее значение.  2) Признаки глагола у причастия.  3) Признаки прилагательного у причастия. Действительные и страдательные причастия.  Склонение причастий. Образование причастий. Синтаксическая роль в предложении.

Проверка домашнего задания

План ответа:

  • Причастие как часть речи:

1) Общее значение.

2) Признаки глагола у причастия.

3) Признаки прилагательного у причастия.

  • Действительные и страдательные причастия.
  • Склонение причастий.
  • Образование причастий.
  • Синтаксическая роль в предложении.
Задание 1.  Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий .  1. Я в холодный, обнаж _(н,нн)ый сад войду.  2. А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ _й листвы. 3. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш _й листвы – и запах антоновских яблок. 4. И небеса, и без границы в них уходящ _е поля. 5. Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем.

Задание 1. Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий .

1. Я в холодный, обнаж _(н,нн)ый сад войду.

2. А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ _й листвы.

3. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш _й листвы – и запах антоновских яблок.

4. И небеса, и без границы в них уходящ _е поля.

5. Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем.

Задание 1.  Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий (продолжение) . 6. Свернувш_еся и почерневш_е от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее. 7. А лес стоит в оцепененье, Наполне(н,нн) бледной лёгкой мглой. 8. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Заворож _(н,нн)ый тишиной.

Задание 1. Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий (продолжение) .

6. Свернувш_еся и почерневш_е от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее.

7. А лес стоит в оцепененье,

Наполне(н,нн) бледной лёгкой мглой.

8. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворож _(н,нн)ый тишиной.

Словарная работа  Обнажённый – лишённый покрова, нагой. Оцепенеть – стать неподвижным, замереть под влиянием какого –  нибудь сильного чувства. Заворожённый – очарованный, околдованный ворожбой.

Словарная работа

Обнажённый – лишённый покрова, нагой.

Оцепенеть – стать неподвижным, замереть под влиянием какого – нибудь сильного чувства.

Заворожённый – очарованный, околдованный ворожбой.

Работа с эпиграфом Вспомните, что называется причастным оборотом. Расскажите о пунктуации при причастных оборотах. Объясните расстановку запятых в предложении. Меняющиеся по времени года неба, полей,  лесов – , никогда ему не изменяющее. картины счастье

Работа с эпиграфом

Вспомните, что называется причастным оборотом. Расскажите о пунктуации при причастных оборотах. Объясните расстановку запятых в предложении.

Меняющиеся по времени года неба, полей,

лесов – , никогда ему не изменяющее.

картины

счастье

Задание 2. В данных предложениях вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объясните написание причастий. Составьте схемы предложений. Тонко пахло сладким ароматом листвы поджаре __ ой на солнце. 2)На ранней заре распахнёшь окно в прохладный сад наполне __ый туманом. 3) Окрестные поля усе__ые копнами голы и желты. 4) Багряная листва покрытая морозною росою шуршит в аллее под моей ногой. 5) Тишина и блеск; красновато чернеющий голыми сучьями сад.

Задание 2. В данных предложениях вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объясните написание причастий. Составьте схемы предложений.

  • Тонко пахло сладким ароматом листвы

поджаре __ ой на солнце.

2)На ранней заре распахнёшь окно в прохладный сад наполне __ый туманом.

3) Окрестные поля усе__ые копнами голы и

желты.

4) Багряная листва покрытая морозною росою шуршит в аллее под моей ногой.

5) Тишина и блеск; красновато чернеющий голыми сучьями сад.

Задание 3. Выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Рядом с номером предложения поставьте цифру 1, если причастие в предложении пишется слитно, цифру 2, если причастие пишется раздельно. Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом. Бури и ледяные ливни, грязь в усадьбе, (не)обозримые поля вокруг. Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не) требующее большой дворни. Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не) кошенные луга.

Задание 3. Выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Рядом с номером предложения поставьте цифру 1, если причастие в предложении пишется слитно, цифру 2, если причастие пишется раздельно.

  • Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом.
  • Бури и ледяные ливни, грязь в усадьбе, (не)обозримые поля вокруг.
  • Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не) требующее большой дворни.
  • Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не) кошенные луга.
Задание 3. Выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Рядом с номером предложения поставьте цифру 1, если причастие в предложении пишется слитно, цифру 2, если причастие пишется раздельно (продолжение). 6) Места удивительные, а кругом – заповедные леса, глушь. По счастливой случайности, они остались (не) тронутыми, (не) разграбленными. 7) В тишине слышался только ровный, как (не) прекращающийся мелкий дождик, лепет серебристой листвы. 8) Он спал с (не) занавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.

Задание 3. Выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Рядом с номером предложения поставьте цифру 1, если причастие в предложении пишется слитно, цифру 2, если причастие пишется раздельно (продолжение).

6) Места удивительные, а кругом – заповедные леса, глушь. По счастливой случайности, они остались (не) тронутыми, (не) разграбленными.

7) В тишине слышался только ровный, как (не) прекращающийся мелкий дождик, лепет серебристой листвы.

8) Он спал с (не) занавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.

Картинная галерея Задание 4. Рассмотрите репродукции картин русских художников, которые могут служить иллюстрациями к данным предложениям. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах, объясните постановку знаков препинания в них.

Картинная галерея

Задание 4. Рассмотрите репродукции картин русских художников, которые могут служить иллюстрациями к данным предложениям. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах, объясните постановку знаков препинания в них.

Старая дорога, заросшая кудрявой муравой, уходила в бесконечную русскую даль. И. И. Шишкин «Рожь»
  • Старая дорога, заросшая кудрявой муравой, уходила в бесконечную русскую даль.

И. И. Шишкин «Рожь»

2. Прелестный, неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах, сквозивших на лазури. И. И. Левитан «Весна. Большая вода»

2. Прелестный, неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах, сквозивших на лазури.

И. И. Левитан «Весна. Большая вода»

3) Она видела колокольню, мелькавшую своей белизной, птиц, кружившихся над крестом, а потом улицу, выходящую в поле.  А. К. Саврасов «Грачи прилетели»

3) Она видела колокольню, мелькавшую своей белизной, птиц, кружившихся над крестом, а потом улицу, выходящую в поле.

А. К. Саврасов «Грачи прилетели»

4) Кипит, играет и спешит,  Крутясь хрустальными клубами,  И под ветвистыми дубами  Стеклом расплавленным бежит.  И. И. Шишкин «Родник в лесу»

4) Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

И. И. Шишкин «Родник в лесу»

5) Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, звучно откликался им. Г. Г. Мясоедов «Косцы»

5) Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, звучно откликался им.

Г. Г. Мясоедов «Косцы»

6) Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши деревьев, синее, огромное и удивительно нежное небо. И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»

6) Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши деревьев, синее, огромное и удивительно нежное небо.

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»

7) Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз. И. И. Левитан «Золотая осень»

7) Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз.

И. И. Левитан «Золотая осень»

Сделаем вывод! Какую роль играют причастия в художественном тексте? Вывод: И. А. Бунин часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность.

Сделаем вывод!

Какую роль играют причастия в художественном тексте?

Вывод: И. А. Бунин часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность.

Задание 5. Восстановите предложения (можно пользоваться собранными материалами). Сравните полученный текст с авторским. 1) Высоко полный месяц стоит  В небесах над туманной землёй,  Бледным светом леса серебрит,  ______________________  Ты ждала меня в вашем ________________ саду.  3) Крепко пахнет грибной сыростью, _____________ листьями и мокрой древесной корой.  Напоённые белою мглой. уже поредевшем перегнившими 4) На бугре, среди мокрой _________ листвы стояла изба. гниющей

Задание 5. Восстановите предложения (можно пользоваться собранными материалами). Сравните полученный текст с авторским.

1) Высоко полный месяц стоит

В небесах над туманной землёй,

Бледным светом леса серебрит,

______________________

  • Ты ждала меня в вашем ________________ саду.

3) Крепко пахнет грибной сыростью, _____________ листьями и мокрой древесной корой.

Напоённые белою мглой.

уже поредевшем

перегнившими

4) На бугре, среди мокрой _________ листвы стояла изба.

гниющей

Подведём итоги урока!  Закончите предложения: Сегодня на уроке я повторил(а) … . Сегодня на уроке я узнал(а) … .

Подведём итоги урока!

Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я повторил(а) … .
  • Сегодня на уроке я узнал(а) … .
Спасибо за работу на уроке!

Спасибо за работу на уроке!

При создании презентации использованы материалы Интернет – сайтов: И. А. Бунин. Википедия — свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki  Государственная Третьяковская Галерея http://www.tretyakovgallery Иллюстрации, анимации http://images.yandex

При создании презентации использованы материалы Интернет – сайтов:

И. А. Бунин. Википедия — свободная энциклопедия

http://ru.wikipedia.org/wiki

Государственная Третьяковская Галерея

http://www.tretyakovgallery

Иллюстрации, анимации http://images.yandex