Открытый урок русского языка в
8«Б» классе
Тема: « Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них».
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: урок - практикум.
Цель:
Воспитывающая цель:
1.Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом.
2.Сформировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы. Воспитывать умение слушать отвечающих.
Развивающая цель:
1.Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.
2.Обучать правильной монологической речи учащихся, давать рецензии на ответ, приемам самоанализа выполненных работ.
Обучающая цель:
1.Познакомить учащихся с понятием обособления, условиями обособления определений.
2.Сформировать у учащихся умений видеть обособленные определения в предложении, правильно ставить знаки препинания при обособленных определениях, интонационно правильно произносить их.
Оборудование урока: интерактивная доска, карточки с текстом и заданиями, портреты А.С.Пушкина и И.С.Тургенева, репродукция картины А Герасимова «После дождя».
Ход урока
Организационный момент.
(2-3 мин.)
Слово учителя.
(Актуализация проблемы)
На сегодняшнем уроке в центре нашего внимания будут обособленные определения, выраженные причастиями и причастными оборотами. Этот урок особенный: вы сегодня не просто ученики – вы исследователи, которым предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью» в тексте, а также узнать, какие способы обособления определений существуют.
Цели учителя:
Познакомить учащихся с понятием обособления, условиями обособления согласованных определений; формирование у учащихся умений видеть обособленные определения в предложении, правильно ставить знаки препинания при обособленных определениях, интонационно правильно произносить их
Развитие памяти, логического мышления, умения делать выводы, воображения, выразительности речи.
Способствовать эстетическому воспитанию, развитию коммуникативных отношений.
Учитывать уровень подготовленности учащихся, их индивидуальные особенности при подборе заданий.
Создать такую образовательную ситуацию, которая вызовет мотивацию учащегося и обеспечит его деятельность в направлении изучения данного образовательного объекта.
Вступительная беседа по теме.
Вам знакомо слово « обособление»?
Какие ассоциации у вас возникают со словом «обособление»?
Что вы уже знаете по этой теме?
( Понятие об обособлении вводилось мною при изучении тем: «Причастный оборот»,
« Деепричастный оборот» в 7 классе). Вот видите, в вашей памяти это хранится, значит это вам нужно).
Подберите однокоренные слова к слову « обособление»: особа, особенный, обособиться, обособленный.
Сформулируйте значение слова «обособление» (обособление – это выделение)
Что можно обособлять в предложении?
Запишите пример: Сугроб, голубыми искрами сверкавший на солнце, потемнел.
Найдите обособленный член предложения.
Какую роль он играет в предложении?
Как происходит обособление в устной и письменной речи?
Сделайте вывод: какие члены предложения называются обособленными?
(Обособленные члены предложения – это такие члены предложения, которые выделяются по смыслу (придают добавочное значение) и интонационно. На письме выделяются запятыми, при устной речи – паузами.)
Уточнение образовательного объекта.
Сегодня мы будем с вами говорить об обособленных определениях.
Задайте себе вопрос: что я хочу знать по этой теме?
Зачем мне это надо знать?
(Когда обособляются определения?
Зачем обособляются определения?
Что нужно знать, чтобы правильно ставить знаки препинания в предложении.)
Итак, цели мы себе поставили, теперь будем стремиться к их достижению.
Конкретизация задания.
Прочитайте примеры: (примеры «записаны» на интерактивной доске)
Назовите, из каких произведений эти примеры?
Размышления мои были прерваны Савельичем, вошедшим ко мне с чашкою чая.
Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами.
Я опустил циновку, закутался в шубу, убаюканный пением бури и качкой тихой езды.
Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.
В эту минуту вошел урядник, молодой и статный казак.
Урядник привел меня в избу, стоявшую на высоком берегу реки, на самом краю крепости.
Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой.
Маленькая статуя Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами, печально выглядывала из его ветвей.
Передо мной белоголовые мальчишки карабкались по бокам лодки, вытащенной на берег и опрокинутой насмоленным брюхом кверху.
У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами.
Мы вошли в ворота и очутились на небольшом дворике, до половины заросшем дикими яблонями и крапивой.
Мне пришло в голову, что Гагин в течение разговора намекнул мне на какие-то затруднения, препятствующие его возвращению в Россию.
Что общего в этих примерах?
Найдем определения. Чем они выражены?
Чем выражены определяемые слова?
Нарисуем схемы. ( Выводятся на доску)
Физкультминутка: Давайте на минуту отвлечемся перед тем, как приступить к выполнению более сложного задания. Сухомлинский когда-то сказал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Давайте для того, чтобы заставить работать наш мозг в полную силу, выполним упражнение с кончиками пальцев, теперь потянитесь, соберитесь, слушайте задание:
На основе предложенных выше примеров, попробуйте сформулировать правила, когда обособляются определения.
Решение образовательной ситуации.
Учащиеся самостоятельно формулируют правила обособления определений.
Демонстрация образовательного продукта.
Учащиеся предлагают свои варианты.
На доске записывается основное в виде формул:
Работа с культурно-историческими аналогами.
Ребята, давайте сравним наше правило с тем, которое предлагается в учебнике.
(стр. 135, 142)
Делается вывод, что в учебнике рассказывается о том, что, помимо определений, так же обособляются и приложения, также уточняется то, что в этом правиле есть исключение (речь о примечании). Учитель поясняет, что главная задача на сегодня – усвоить основные правила обособления согласованных определений.
Давайте подведем итог: когда, при каких обстоятельствах обособляются определения?
Давайте подведем итог: когда, при каких обстоятельствах обособляются определения?
Закрепление новой темы.
( Объяснительный диктант)
Дубы, покрытые молодой листвой, потрясли меня
Усталый, я лег отдохнуть под большим кедром.
Эти звуки, тихие, грустные, потрясли меня.
Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет.
Плыли над хутором белые, тронутые изморозной белизною облака.
И я, исполненный мучительного счастья, любящий, чую взор в тревожном полусне.
Поля, и лес, еще не одетый листвой, и весенний разлив, заполнивший низину, - все было залито ярким солнечным светом.
В начале урока мы говорили об исследовании. Вы не забыли? Материалом для исследования будет служить фрагмент из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Знакомство с этим произведением вам предстоит на уроках литературы в IX классе.
-Раздаются карточки с вопросами.
-Текст выводится на интерактивную доску.
- Репродукция картины выводится на интерактивную доску.
Текст читается вслух заранее подготовленным учеником.
Старый, обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один вполне живописен в своем картинном опустении. Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная колонна; косой , остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белизне его, как шапка или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу… В стороне , у самого края сада, несколько высокорослых, не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины.
- Какую картину вы представили, читая текст?
-Сравните ваши впечатления с изображением сада на репродукции картины художника А. Герасимова « После дождя»
Художник Герасимов передал красоту и очарование сада красками.
- А как это удалось сделать Гоголю? Какую роль в этом сыграли причастия?
Работа с текстом и вопросами на карточках, розданных заранее.
В течение 5-7 минут учащиеся работают в группах. Затем представитель от каждой группы выступает с результатами исследования.
Карточка № 1.
Вопросы для первой группы.
К какому типу речи относится данный фрагмент?
Что описывает автор?
В каком стиле написан текст?
Отвечая на вопросы, приводите примеры из текста.
( «Данный фрагмент является описанием природы. Типовым значением для него служит предмет и его признаки. Стиль текста – художественный. В тексте много причастий, благодаря которым мы ощущаем дыхание сада, его стремление к солнцу. Здесь много олицетворений: хмель, глушивший внизу кусты бузины; бежавшая узкая дорожка)
Карточка № 2.
Вопросы для второй группы.
Представлены ли в тексте обособленные определения , выраженные причастными оборотами?
Какой ритм они создают?
Попробуйте расположить предложения с причастными оборотами как стихотворный текст. это поможет вам почувствовать ритмическую организацию прозаического отрывка. к какому выводу вы пришли?
* Замените несколько предложений с причастными оборотами синонимичными конструкциями. Сравните.
( « В этом тексте много причастных оборотов: сад, тянущийся позади дома; ствол березы, лишенный верхушки; хмель, глушивший внизу кусты бузины, и др.
Причастные обороты придают тексту мелодичность и особый ритм, создают ощущение плавной мелодии.
Мы расположим строки, как в стихотворении:
Старый, обширный,
Тянувшийся позади дома сад,
Выходивший за село
И потом пропадавший в поле,
Заросший и заглохлый,
Казалось, один освежал
Эту обширную деревню
И один был вполне живописен
В своем картинном опустении.
Причастные обороты придают прозаическому тексту ритмичность, мелодичное звучание».
Итог.
« Фрагмент из поэмы Гоголя – поэтическое описание старого, заброшенного сада. Художественные средства языка делают пейзаж видимым, зримым. В этом огромная, изобразительно-выразительная роль причастий и обособленных определений, выраженных причастными оборотами».
Какие члены предложения называются обособленными?
Повторите, пожалуйста, когда обособляется согласованные определения?
Мы с вами выяснили, когда обособляются определения, а зачем они нужны, какую роль играют в предложении?
Рефлексия.
Достиг ли я цели, поставленной в начале урока?
Что было самое трудное?
Нарисуйте рот человечку в соответствии с вашим впечатлением от урока.
Домашнее задание на выбор. Учитель комментирует.
Изобразить зимний лес как деятельное, одухотворенное существо, включив в описание обособленные определения, выраженные причастными оборотами. В качестве образца использовать фрагмент из поэмы Н.В.Гоголя « Мертвые души»
Упр. 293.
Урок состоял из следующих этапов:
Организационный момент.
Создание образовательной напряженности (вступительная беседа по теме)
Уточнение образовательного объекта.
Конкретизация задания.
Решение образовательной ситуации.
Демонстрация образовательного продукта
Работа с культурно-историческими аналогами (в данном случае это примеры из художественных произведений)
Закрепление.
Рефлексия.
Постановка домашнего задания.
Итоги.