Урок географии в 9 классе
Тема: Сельское хозяйство: растениеводство.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока:
Формирование у учащихся устойчивых знаний о растениеводстве в России как основном компоненте АПК.
Задачи урока:
1. Способствовать формированию у учащихся навыков работы с понятиями, картами, таблицами.
2. Способствовать формированию у учащихся знаний об особенностях растениеводства в России.
3. Приобщать школьников к национальным ценностям – земле, воспитывать уважение к труду крестьянина.
4. Расширять кругозор учащихся, повышать интерес к предмету через сведения из дополнительной литературы.
Дидактические средства:
Карточки-задания, контурная карта, дополнительная литература, учебники, атласы, гербарий.
Методы и приёмы: (по источнику знаний)
Словесные: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, беседа.
Наглядные: карточки с заданиями, карточки для составления схемы, карта, гербарий.
Дополнительная литература:
1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс.- М.: Вако, 2006.
2. География. 2500 тестов и проверочных работ по географии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2000.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Приветствие учащихся
- Проверка готовности к уроку: учебники, тетради, дневники, атласы.
2. Изучение нового материала.
На доске: АПК
- Что означает аббревиатура, записанная на доске? (АПК)
- Что такое АПК? (Совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства,
участвующих в производстве, переработке сельхозпродукции и доведении её до потребителя)
- Какова главная задача АПК? (Обеспечение населения страны продовольствием)
Откройте учебники на стр. 143. Какова структура АПК?
На доске: Схема. Структура АПК ( 3 учащихся дописывают схему)
Слайд 1 Как вы думаете о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Основа АПК – с/х. Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей: растениеводство и животноводство.
Записываем тему урока в тетради.
- Какова площадь России? (17,2 млн. км2)
- Какова площадь пригодных для сельского хозяйства земель? (10%)
Земли, которые используются в сельском хозяйстве называются сельскохозяйственными угодьями.
- Давайте нарисуем диаграмму «Сельскохозяйственные угодьями России».
- Оформление в тетрадях схемы:
Отрасли растениеводства: бахчеводство, виноградарство, овощеводство, плодоводство, полеводство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство.
- Как вы думаете какая отрасль является основой растениеводства России? ( полеводство)
- А основные с/х культуры? (зерновые)
Классификация с/х культур.
Полевые культуры
|
Зерновые культуры
|
Гречиха, кукуруза
Овёс, просо, пшеница,
Рис, рожь, сорго, ячмень
|
|
Зернобобовые культуры
|
Горох, нут, соя, фасоль,
чечевица
|
|
Технические культуры
|
Горчица, лён-долгунец,
Подсолнечник, сахарная свекла
|
|
Сахароносные культуры
|
Сахарная свёкла
Сахарный тростник
|
|
Текстильные культуры
|
Лён, хлопчатник
|
|
Корнеплоды и клубнеплоды
|
Картофель, морковь, репа
|
|
Масличные культуры
|
Арахис, горчица, кунжут,
мята, подсолнечник, рапс
|
|
Бахчевые культуры
|
Арбуз, кабачок, тыква, дыня
|
Во время заполнения схемы учитель рассказывает о культурах, показывает гербарий и находят с учениками очаги земледелия, наносят их на контурную карту.
Вам было дано опережающее задание – найти, какие сорта чая и где выращиваются у нас в России.
- По площади посевов в России:
1 место – зерновые
2 место – кормовые, зерно-бобовые.
3 место - технические
4 место - картофелеводство, овощеводство
5 место – садоводство, виноградаарство
- Я вас просила подготовиться к рубрике «Это интересно»
2. Соя – универсальное растение, которое широко используется в пищевой
промышленности. В приготовленном виде может напоминать мясо, рыбу. Очень часто
на прилавках магазинов можно увидеть соусы из сои. В продуктах из сои мало
калорий, но много витаминов и других полезных веществ.
3. В Белгородской области появится новая отрасль растениеводства – ореховодство. В регионе решено наладить производство грецкого орехе и фундука.
4. Занятых в сельском хозяйстве - всего 6,3 млн человек.
5. В отрасли 27 тыс. сельхозпредприятий, 16 млн. личных подсобных хозяйств и 261 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Сельскохозяйственную продукцию перерабатывают 4 700 крупных и средних предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
6. У нас заброшено 40 млн га пахотных земель - их достаточно просто вернуть в оборот. Если мы создадим равные условия конкуренции для наших крестьян по сравнению с зарубежными, российская продукция вытеснит импортную. Но пока сегодня половину продуктов мы завозим из-за рубежа.
- Запись в тетради рекордов:
* Россия занимает 1 место в мире по производству зерновых культур
* По площади посевов 1 место занимает пшеница, 2 место – ячмень, 3 место – рожь.
? Игра «Верю – не верю»
Сейчас я вам буду говорить определение по теме урока, а вы будете мне показывать, правильно я говорю или нет: да – руки в стороны, нет – руки скрестить на груди.
1. Основой растениеводства служит зерновое хозяйство (Да)
2. Важнейшей культурой зернового хозяйства является – рис (Нет)
3. В Центрально-Черноземном экономическом районе выращивают сахарную свёклу (Да)
4. Лен – долгунец на руси называли “северный шелк” (Да)
5. Рис выращивают в Красноярском крае (Нет)
6. Бахчеводство развито в вологодской области.
3. Закрепление.
Задания по теме «Сельское хозяйство: растениеводство»
Используя учебник и карты атласа заполните таблицу
Вид сельскохозяйственных
культур
|
Условия, наиболее благоприятные для выращивания
|
Природно-географические районы выращивания
|
1.Пшеница озимая
|
|
|
2. Пшеница яровая
|
|
|
3. Ячмень
|
|
|
4.Рожь
|
|
|
5. Лен-долгунец
|
|
|
6. Подсолнечник и
сахарная свекла
|
|
|
7. Картофель и овощи
|
|
|
8. Садоводство и
виноградарство
|
|
|
4. Домашнее задание
§26
5. Итоги урока
Частушки о овощах и фруктах.
Частушки
1.Посадили огурец
Мы на огороде,
Говорят, что этот овощ
Уж полезен очень!
2.Что-то зрение упало,
Может мне сменить очки?
Но советует подруга
Чаще ешь морковку ты.
Все: На диету собрались?
Овощами запаслись?
Для диеты лучше нет,
Чем полезный винегрет!
4. Если хочешь быть здоровым,
Бодрым, умным и весёлым,
Ешь побольше овощей ,
Фруктов, кашек и борщей!
5. Чипсы, кола – ерунда!
Каша, зелень – вот еда!
Как зайдём мы в огород -
Витаминов полон рот:
И петрушка, и лучок,
Сельдерей, и чесночок!
6. Обойди весь белый свет,
А вкуснее яблок нет.
Витаминов в них полно –
Это знают все давно.
Все: Мы частушки пели вам,
Пели и старались
Не дадут ли яблок нам?
Мы проголодались.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Сельское хозяйство: растениеводство".»
Урок географии в 9 классе
Тема: Сельское хозяйство: растениеводство.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока:
Формирование у учащихся устойчивых знаний о растениеводстве в России как основном компоненте АПК.
Задачи урока:
1. Способствовать формированию у учащихся навыков работы с понятиями, картами, таблицами.
2. Способствовать формированию у учащихся знаний об особенностях растениеводства в России.
3. Приобщать школьников к национальным ценностям – земле, воспитывать уважение к труду крестьянина.
4. Расширять кругозор учащихся, повышать интерес к предмету через сведения из дополнительной литературы.
Дидактические средства:
Карточки-задания, контурная карта, дополнительная литература, учебники, атласы, гербарий.
Методы и приёмы: (по источнику знаний)
Словесные: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, беседа.
Наглядные: карточки с заданиями, карточки для составления схемы, карта, гербарий.
Дополнительная литература:
1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс.- М.: Вако, 2006.
2. География. 2500 тестов и проверочных работ по географии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2000.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Приветствие учащихся
- Проверка готовности к уроку: учебники, тетради, дневники, атласы.
2. Изучение нового материала.
На доске: АПК
- Что означает аббревиатура, записанная на доске? (АПК)
- Что такое АПК? (Совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства,
участвующих в производстве, переработке сельхозпродукции и доведении её до потребителя)
- Какова главная задача АПК? (Обеспечение населения страны продовольствием)
Откройте учебники на стр. 143. Какова структура АПК?
На доске: Схема. Структура АПК ( 3 учащихся дописывают схему)
Слайд 1 Как вы думаете о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Основа АПК – с/х. Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей: растениеводство и животноводство.
Записываем тему урока в тетради.
- Какова площадь России? (17,2 млн. км2)
- Какова площадь пригодных для сельского хозяйства земель? (10%)
Земли, которые используются в сельском хозяйстве называются сельскохозяйственными угодьями.
- Давайте нарисуем диаграмму «Сельскохозяйственные угодьями России».
- Оформление в тетрадях схемы:
Отрасли растениеводства: бахчеводство, виноградарство, овощеводство, плодоводство, полеводство, семеноводство, табаководство, хмелеводство, хлопководство, цветоводство.
- Как вы думаете какая отрасль является основой растениеводства России? ( полеводство)
- А основные с/х культуры? (зерновые)
Классификация с/х культур.
Полевые культуры | Зерновые культуры | Гречиха, кукуруза Овёс, просо, пшеница, Рис, рожь, сорго, ячмень |
| Зернобобовые культуры | Горох, нут, соя, фасоль, чечевица |
| Технические культуры | Горчица, лён-долгунец, Подсолнечник, сахарная свекла |
| Сахароносные культуры | Сахарная свёкла Сахарный тростник |
| Текстильные культуры | Лён, хлопчатник |
| Корнеплоды и клубнеплоды | Картофель, морковь, репа |
| Масличные культуры | Арахис, горчица, кунжут, мята, подсолнечник, рапс |
| Бахчевые культуры | Арбуз, кабачок, тыква, дыня |
Во время заполнения схемы учитель рассказывает о культурах, показывает гербарий и находят с учениками очаги земледелия, наносят их на контурную карту.
Вам было дано опережающее задание – найти, какие сорта чая и где выращиваются у нас в России.
- По площади посевов в России:
1 место – зерновые
2 место – кормовые, зерно-бобовые.
3 место - технические
4 место - картофелеводство, овощеводство
5 место – садоводство, виноградаарство
- Я вас просила подготовиться к рубрике «Это интересно»
1. Астраханские арбузы - так только называются, на самом деле их выращивают в
Волгограде.
2. Соя – универсальное растение, которое широко используется в пищевой
промышленности. В приготовленном виде может напоминать мясо, рыбу. Очень часто
на прилавках магазинов можно увидеть соусы из сои. В продуктах из сои мало
калорий, но много витаминов и других полезных веществ.
3. В Белгородской области появится новая отрасль растениеводства – ореховодство. В регионе решено наладить производство грецкого орехе и фундука.
4. Занятых в сельском хозяйстве - всего 6,3 млн человек.
5. В отрасли 27 тыс. сельхозпредприятий, 16 млн. личных подсобных хозяйств и 261 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Сельскохозяйственную продукцию перерабатывают 4 700 крупных и средних предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
6. У нас заброшено 40 млн га пахотных земель - их достаточно просто вернуть в оборот. Если мы создадим равные условия конкуренции для наших крестьян по сравнению с зарубежными, российская продукция вытеснит импортную. Но пока сегодня половину продуктов мы завозим из-за рубежа.
- Запись в тетради рекордов:
* Россия занимает 1 место в мире по производству зерновых культур
* По площади посевов 1 место занимает пшеница, 2 место – ячмень, 3 место – рожь.
? Игра «Верю – не верю»
Сейчас я вам буду говорить определение по теме урока, а вы будете мне показывать, правильно я говорю или нет: да – руки в стороны, нет – руки скрестить на груди.
1. Основой растениеводства служит зерновое хозяйство (Да)
2. Важнейшей культурой зернового хозяйства является – рис (Нет)
3. В Центрально-Черноземном экономическом районе выращивают сахарную свёклу (Да)
4. Лен – долгунец на руси называли “северный шелк” (Да)
5. Рис выращивают в Красноярском крае (Нет)
6. Бахчеводство развито в вологодской области.
3. Закрепление.
Задания по теме «Сельское хозяйство: растениеводство»
Используя учебник и карты атласа заполните таблицу
Вид сельскохозяйственных культур | Условия, наиболее благоприятные для выращивания | Природно-географические районы выращивания |
1.Пшеница озимая | | |
2. Пшеница яровая | | |
3. Ячмень | | |
4.Рожь | | |
5. Лен-долгунец | | |
6. Подсолнечник и сахарная свекла | | |
7. Картофель и овощи | | |
8. Садоводство и виноградарство | | |
4. Домашнее задание
§26
5. Итоги урока
Частушки о овощах и фруктах.
Частушки
1.Посадили огурец
Мы на огороде,
Говорят, что этот овощ
Уж полезен очень!
2.Что-то зрение упало,
Может мне сменить очки?
Но советует подруга
Чаще ешь морковку ты.
Все: На диету собрались?
Овощами запаслись?
Для диеты лучше нет,
Чем полезный винегрет!
4. Если хочешь быть здоровым,
Бодрым, умным и весёлым,
Ешь побольше овощей ,
Фруктов, кашек и борщей!
5. Чипсы, кола – ерунда!
Каша, зелень – вот еда!
Как зайдём мы в огород -
Витаминов полон рот:
И петрушка, и лучок,
Сельдерей, и чесночок!
6. Обойди весь белый свет,
А вкуснее яблок нет.
Витаминов в них полно –
Это знают все давно.
Все: Мы частушки пели вам,
Пели и старались
Не дадут ли яблок нам?
Мы проголодались.